Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трафальгар - триумф и смерть



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
Трафальгар - триумф и смерть 0.00 из 5.00 0 оценок




После провала египетской кампании французский флот оказался в весьма затруднительном положении. Большинство военных судов были разбросаны по разным портам. Но, несмотря на это, французам и испанцам удалось скоординировать свои действия и сосредоточить большую эскадру в Кадисе. У союзников в Кадисе находилось 33 линейных корабля - 18 французских и 15 испанских. Кроме того, в их распоряжении находилось 3 французских фрегата и 2 брига. Нельсон располагал лишь 27 линейными кораблями. По количеству орудий англичане также уступали союзникам.

19 октября 1805 года Вильнев начал выводить свой флот из порта. Вывод франко-испанских кораблей из Кадиса затянулся на два дня. Англичане тщательно наблюдали за выдвижением противника и старались занять более выгодную для боя позицию. Линия Нельсона шла несколько позади, чтобы в случае чего отрезать робкому Вильневу обратный путь в Кадис. Французы, стараясь избежать встречи, растягивались в линию и жались вдоль берега. Параллельное движение двух эскадр длилось до того времени, пока путь французам не перекрыл мыс Трафальгар. Поднявшись на север, Вильнев напоролся на английскую эскадру, которая внезапно ушла выше. Но, совершив разворот и перестроившись, Нельсон начал внезапное наступление по ветру в ордере двух колонн. Зыбь на воде помешала французам выстроить идеальную линию. Получилось что-то вроде полумесяца. В центр этого полумесяца и направлялся Г. Нельсон. Его цель - прорвать боевое построение врага, отрезать корабли авангарда и арьергарда, а суда кордебаталии окружить и расстрелять. Английский адмирал шел на большой риск, поскольку при неудаче прорыва построение британской флотилии было бы разбито, корабли не смогли бы внезапно развернуться и уйти, а французский полумесяц мог бы сомкнуться в гибельное кольцо, окружить и расстрелять суда англичан. Но риск оказался оправданным. Линия Коллингвуда легко прорвала линейный строй французов и отрезала авангард. Линия Нельсона попыталась сделать то же самое. Но в самом разгаре боя ветер внезапно стих. Английский флагман "Виктори" притормозил как раз напротив огромного 130-пушечного испанского корабля "Сантис Сима Тринидад" и французского "Буцентавра", где находился Вильнев. К сожалению, от ветра, во времена парусного флота зависело очень и очень многое. Остальные же корабли линии Нельсона вполне успешно пробили построение врага. Французские корабли были окружены, но продолжали весьма храбро защищаться, а, видя флаг главнокомандующего, бьют по кораблю с особым усердием. Вот уже вся палуба "Виктори" завалена трупами. И вдруг капитан корабля Харди увидел, что Нельсон, только что стоявший рядом с ним, падает на левый бок. Наклонившись над раненым, сквозь оглушительный шум боя Харди слышит: "Наконец они меня доконали".

Пуля, пущенная французским унтер офицером, попала эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Адмирала снесли вниз, где уже находилась масса раненых. Врач стремился лишь облегчить его предсмертные муки, но, несмотря на страдания, Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения. То и дело он требовал к себе капитана Харди, а тем временем бой продолжался. И только через час после ранения адмирала, окруженные французы, дрогнули. Адмирал Вильнев спустил свой флаг и сдался в плен. "Буцентавр" капитулировал. Вслед за ним один за другим сдавались французские и испанские корабли. К концу боя были уничтожены или взяты 18 кораблей противника. Нельсону доложили о победе и через несколько минут он скончался…

В сражении у мыса Трафальгар Г. Нельсон находился в расцвете своих сил и таланта. Здесь он применил новые, еще более совершенные приемы, еще больше отдалился от канонов линейной тактики. Он избавился от своей излишней эмоциональности и бездумного риска. Адмирал сумел своими маневрами полностью запереть вражескую флотилию, отрезать им все пути к бегству. В результате французы и испанцы лишились 18 линейных кораблей (если вы помните, то в сражении у мыса Калиакрия Ф.Ф. Ушаков уничтожил всего лишь один линейный корабль). Это была подлинная катастрофа. Но в этом бою Англия лишилась своего героя. Адмирал Горацио Нельсон умер, зная, что в своем последнем бою он одержал большую победу.


Заключение

 

В этой работе мы постарались выявить и проанализировать все особенности стратегии двух великих адмиралов: Федора Федоровича Ушакова и Горацио Нельсона. Было разобрано огромное количество материалов и документов, составлены подробные схемы морских сражений флотоводцев. Все это и позволило нам сделать следующие выводы.

Тактика Ф.Ф. Ушакова отличалась от обыденной линейной, хотя русский адмирал и не отходил от ее канонов. Он сохранял боевое построение кораблей в линию, что позволяло ему использовать максимальную огневую мощь кораблей. Адмирал давал командирам в своей флотилии некоторую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным и маневренным. Зачастую он применял совершенно нестандартные для флота приемы, разрушал установившиеся традиции ведения боя. Например, выделял из легких быстроходных кораблей резерв, не положенный во флоте, или проводил флотилию между кораблями противника и береговой артиллерией (мыс Калиакрия). Его козырем были скорость и маневренность, благодаря которым легкие быстроходные фрегаты оказывались в более выигрышном положении, нежели чем тяжелые, но мощные линейные корабли.Ф. Ф. Ушаков сам проводил обучения всех матросов и солдат, поступавших к нему во флотилию. Благодаря этому корабли, находящиеся под его командованием, двигались быстрее, а стреляли прицельнее. Его капитаны могли найти выход практически из любой ситуации, так же как и он, обладали хорошим стратегическим мышлением. В битве главной целью Ф.Ф. Ушакова всегда был флагманский корабль. При выведении его из строя порядок в построении нарушался. Своими непредсказуемыми поступками он вносил хаос в линию противника. При этом построение в его флотилии всегда оставалось практически идеальным.

Г. Нельсон также отошел от канонов линейной тактики, внес в нее свои коррективы. Так же, как Ф.Ф. Ушаков, он делал ставку на скорость и маневренность, проводил новые, зачастую неожиданные для противника маневры. Но в отличие от русского адмирала Г. Нельсон часто полагался на свои эмоции. Возможно, в этом виновато недостаточное образование английского флотоводца. Но недостаток знаний он восполнял боевым опытом, интуицией, смелостью. Самый большой урок Горацио Нельсон получил во время первого боя, завершившегося полным разгромом его эскадры.

Все это позволяет нам заявлять. Все особенности ведения боя Ф.Ф. Ушаковым и Г. Нельсоном складываются в их собственные тактики. И эти тактики во многом является уникальными и неповторимыми. Они ждут серьезных и глубоких исследований.

Во введении было замечено, что история - это не только ряд событий и дат, но и, прежде всего живые люди, лидеры, которые могут оказывать иногда определяющее влияние на ход событий. И это было упомянуто мною не случайно. Несомненно, различные факторы в биографии адмиралов оказали определенное влияние на ход жизней флотоводцев.

Но главная причина, послужившая опорой для появления талантливого адмирала Ф.Ф. Ушакова, скорее всего, заключена в том, что знаменитый русский флотоводец обладал глубокими знаниями мореходного дела, тактики ведения морского боя, хорошо развитым умением принимать неординарные решения и лидерскими качествами, которыми он "управлял" так же умело, как управлял своими кораблями. Именно все это и составило талант флотоводца, который стал главным ключом к решению весьма важной для страны проблемы. Во времена Федора Федоровича Ушакова Российская империя как никогда прочно укрепилась на Черном море.

В этой работе мы попытались выявить все особенности ведения боя двух великих адмиралов. Каждый из них гениален, каждый обладал своим талантом. Воевавшие в одну эпоху, они оба вошли в историю. Доблесть и честь Горацио Нельсона стали символом нации. В честь его последнего боя названа центральная площадь Лондона, на ней стоит не фигура короля или политического деятеля, а памятник Горацио Нельсону. Историю его жизни знает каждый уважающий себя англичанин. И так же, как британцы, мы должны чтить память о Федоре Федоровиче Ушакове. Страна должна помнить своих героев, готовых отдать за нее жизнь.


Список литературы

 

А) Источники

1. Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. Санкт-Петербург; Николаев, 1897

2. Военно-морская идея России / Российский военный сборник. Вып.11. - М., 1998.

3. Известие о кончине адмирала Ф.Ф. Ушакова / Русский вестник. Вып.2. - М., 2000.

4. Мазюкевич М. Прибрежная война. Десантные экспедиции и атака приморских укреплений. - СПб., 1874

5. Макаров С.О. Мир не вечен. Рассуждения по вопросам морской тактики. - СПб. 1997.

6. Машков В.А. Ушаков - благодетель. / Адмирал Ушаков. Материалы и документы. - СПб., 1998.

7. Овчинников В.Д. Вахтенный журнал. - М., 1995.

Б) Литература

8. Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

9. Ганичев В.Н. Русский военный флот // вопросы истории.

10. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 гг. - М., 1959.

11. Керсонский А.А. История русской армии. - М., 1992.

12. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии - М., 1995.

13. Овчинников В.Д. В служении Отечеству. - М., 1993.

14. Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. - М., 2003.

15. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства в средние века. - М., 1986.

16. Сацкий А.Г. Начало создания Черноморского флота // Вопросы истории. 1985. № 8.

17. Сацкий А.Г. Фёдор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3

18. Скаловский Р. Жизнь адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. - СПб., 1764.

19. Трухановский В.Г. Судьба адмирала: триумф и трагедия. - М., 1984.

20. Трухановский В.Г. Крупнейшие сражения Г. Нельсона // Прометей стр.51-78 Фаган Г. Обнаженный меч. Эпизоды их английской истории. - М., 1991.

21. Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. История жизни и любви. - М., 1992.


[1] Генерал Леер «Положительная стратегия» 1871 год

[2] Брандер – судно, начиненное горючими и взрывчатыми веществами, предназначенное для сожжения неприятельского флота.

[3] Галера – гребно-парусное судно с треугольными и четырехугольными парусами в качестве вспомогательного движителя и вооружением до 20 пушек.

[4] Во времена парусного флота слово «корабль имело более узкое, чем сейчас, значение. Оно обозначало судно большого размера, оснащенное прямыми парусами, размещенными на трех мачтах.

[5] Ростовский филиал Государственного архива Ярославской области.

[6] Пинк – небольшое трехмачтовое судно.

[7] Фрегат – трехмачтовое судно с закрытой батарейной палубой и вооружением от 20 до 50 пушек.

[8] Многие описания сохранились с того времени.



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
Трафальгар - триумф и смерть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трафальгар - триумф и смерть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)