Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты работы программы



2019-07-03 167 Обсуждений (0)
Результаты работы программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 1. Проверка выполнимости теоремы Бернулли на примере вероятности прохождения тока по цепи

 

Теорема утверждает, что при большом числе опытов частота события приближается (точнее - сходится по вероятности) к вероятности этого события. Она устанавливает факт сходимости по вероятности тех или иных случайных величин к постоянным, не случайным величинам.

Краткая теория:

Теорема Я. Бернулли: при увеличении количества опытов, частота появлений событий сходится по вероятности к вероятности этого события.

 

 

где , - сколь угодно малые положительные числа.

Вероятность того, что в n независимых испытаний, в которых вероятность появления события равна р(0<р<1), событие наступит ровно к раз(безразлично, в какой последовательности), равна

 

, или

 

где q=1-p

Вероятность того, что в n испытаниях событие наступит:

a) менее к раз;

b) более к раз;

c) не менее к раз;

d) не более к раз; - находятся по формулам:

 

a) ;

b) ;

c) ;

d) .

 

Теорема Я. Бернулли утверждает устойчивость частоты при постоянных условиях опыта. Но при изменяющихся условиях опыта аналогичная устойчивость также существует. Теорема, устанавливающая свойство устойчивости частот при переменных условиях опыта, называется теоремой Пуассона.

 

Схема цепи:

 

         
   

 

 


Вычисление вероятности:

 

Пусть вероятности безотказной работы элементов выглядят следующим образом:

P1 = 0.5

P2 = 0.45

P3 = 0.6

P4 = 0.9

P5 = 0.39

P6 = 0.42

P7 = 0.6

 

Текст программы:

Program Shiva;

Uses CRT;

Label Start;

Const

k = 7; n = 100000;

Top = 60; Left = 55; Width = 360; Height = 380;

 

Type Real = Extended;

Var

GrDriver, GrMode : Integer;

R : Array[1..k] Of Record P : Real; Works : Boolean; End;

Fr : Real; j : Byte;

m, i, w : LongInt; Gone : Boolean;

Function Calc : Real;

Var P1, P2, P3, P4 : Real;

Begin

Calc := (R[1].P +R[2].P-R[1].P*R[2].P+R[3].P-R[3].P*

(R[1].P+R[2].P-R[1].P*R[2].P))*R[4].P*

(R[5].P +R[6].P-R[5].P*R[6].P+R[7].P-R[7].P*

(R[5].P+R[6].P-R[5].P*R[6].P));

End;

Procedure Init_Condit;

Var i : Byte;

Begin

     For i := 1 To k Do Begin

          R[i].Works := False;

          If Random <= R[i].P Then R[i].Works := True;

     End;

     Gone := (R[1].Works Or R[2].Works Or R[3].Works)

        And R[4].Works And (R[5].Works Or R[6].Works Or R[7].Works);

End;

Begin

ClrScr; Randomize;

R[1].P := 0.5; R[2].P := 0.45; R[3].P := 0.6; R[4].P := 0.9;

R[5].P := 0.39; R[6].P := 0.42; R[7].P := 0.6;

WriteLn; WriteLn(' Расчетная вероятность: ', Calc:0:3); WriteLn;

WriteLn('   n        p*'); WriteLn; m := 0; w := 0;

For j := 1 To 18 Do Begin

     For i := 1 To 1000 Do Begin

          Inc(w);

          Init_Condit;

          If Gone Then Inc(m);

     End; Fr := m / w;

     WriteLn(w : 10, Fr:15:3);

End;

Repeat Until KeyPressed;

End.

Результаты программы:

 

Расчетная вероятность: 0.688

N,числоопытов   p*,частота  
1000 0.675
2000 0.678
3000 0.676
4000 0.680
5000 0.681
6000 0.682
7000 0.684
8000 0.683
9000 0.683
10000 0.684
11000 0.685
12000 0.685
13000 0.685
14000 0.686
15000 0.687
16000 0.687
17000 0.687
18000 0.688

 

Проверка в ручную:

Первый способ:

 

Вывод: при большом числе опытов частота события приближается (точнее - сходится по вероятности) к вероятности этого события. Следовательно, можно сделать вывод, что теорема Бернулли верна.

Задание 2,3. Моделирование дискретной случайной величины, имеющей закон распределения Пуассона. Подтверждение гипотезы о том, что полученная случайная величина имеет данный закон распределения с помощью критерия Колмогорова.

 

Закон Пуассона

Рассмотрим случайную величину X, которая может принимать целые, неотрицательные значения:0,1,2,... ,m,...

Говорят, что эта СВ X распределена по закону Пуассона, если вероятность того, что она примет определенное значение т, выражается формулой:

 

(m=0,1,2...), а - некоторая положительная величина называемая параметром закона Пуассона. Ряд распределения СВ X, распределенный по закону Пуассона, имеет вид:

 

0 1 2 m
(a/1!) 2/2!) (am/m!)

 

Это распределение зависит от одного параметра а, на рисунке 1 показан вид распределения Пуассона при различных а.

 

Математическое ожидание данного распределения случайной величины равно параметру закона Пуассона а: ; Дисперсия также равна этому параметру: Dx=a. Таким образом дисперсия случайной величины, распределенной по закону Пуассона равна ее математическому ожиданию и равна параметру а.

Это свойство применяется на практике для решения вопроса, правдоподобна ли гипотеза о том, что случайная величина X, распределена по закону Пуассона, для этого определяют из опыта статистические характеристики: математическое ожидание и дисперсию. Если их значения близки, то гипотеза является правдоподобной.

Дискетной называется случайная величина возможные значения которой есть отдельные изолированные числа(т.е. между двумя возможными соседними значениями нет возможных значений), которые эта величина принимает с определенными вероятностями. Другими словами, возможные значения дискретной случайной величины можно перенумеровать. Число возможных значений дискретной случайной величины может быть конечным или бесконечным (в последнем случае множество всех возможных значений называют счетным).

Законом распределения называют перечень ее возможных значений и соответствующих им вероятностей. Текст программы:

Program Puasson_Kolmagor;

Uses CRT, Graph;

Const a = 2.0; d = 8; n = 500; k = d+1; Lkr = 1.2;

Top = 68; Left = 45; Width = 550; Height = 340; Ny = 14;

Type Real = Extended;

Var GrDriver, GrMode, X1, Y1, X2, Y2 : Integer;

i, j, w : Word; SumS, SumA, Ran, Dk, Kol : Real;

Xmin, Xmax, Ry, Mx, Dx, Rx, Sx, Ex, Sk, h : Real;

HZoom, VZoom, Lx, Ly : Real; Txt : String[20];

S, AL, AY, Y : Array[0..d] Of Real;

X : Array[1..n] Of Byte;

Procedure Bue; Far;

Begin

AssignCrt(Output); Rewrite(Output); CloseGraph;

Window(1, 1, 80, 25); ClrScr;

WriteLn ('Programed by Yuri Melnikov RD-2');

WriteLn ('All rights reserved. (c) 2004.');

WriteLn ('Thanks for attention.');

End;

Procedure Pause;

Var TextAtt, i : Byte;

Begin

Delay(1000); While KeyPressed Do ReadKey;

TextAtt := TextAttr; TextColor(7);

GoToXY(1, 25); For i := 1 To 5 Do WriteLn;

Write(' Press any key to continue or <ESC> to exit...');

Repeat Until KeyPressed; If ReadKey = #27 Then Halt;

TextAttr := TextAtt; GoToXY(1, 1); ClearDevice;

End;

Function Pwr(x, p: Real) : Real; {Возведение в степень}

Begin

If x > 0 Then Pwr := exp(p*ln(x))

           Else Pwr := 0;

End;

Function Fact(x : Word) : Real;

{Справка для Егоровой Т.П. Считает до 1000!}

Var i : Word; F : Real;

Begin

F := 1;

If x > 0 Then For i := 1 To x Do F := F * i;

Fact := F;

End;

Function f(m : Word) : Real;

Begin

If m >= 0 Then f := Pwr(a, m)*exp(-a) / Fact(m)

Else f := 0;

End;

Begin

Assign(Output, ''); Rewrite(Output); Randomize; ExitProc := @Bue;

DetectGraph(GrDriver, GrMode); InitGraph(GrDriver, GrMode, 'BGI');

SumS := 0;

For i := 0 To d Do Begin

     S[i] := f(i); SumS := SumS + S[i];

End;

For i := 0 To d Do Begin al[i] := 0;

     For j := 0 To i Do al[i] := al[i] + S[j] / SumS;

End;

For w := 1 To n Do Begin

     Ran := Random;

     For i := 0 To d Do Begin

          If al[i] > Ran Then Begin

              x[w] := i; Break;

          End;

     End;

End; WriteLn; Write(' Смоделирована ');

WriteLn('последовательность случайных чисел (з. Пуассона):');

WriteLn; Mx := 0;

For i := 1 To n Do Begin

     Write(X[i]:2, ' ');

     Mx := Mx + X[i] / n;

End; Pause; Dx := 0; Sk := 0;

Xmin := X[1]; Xmax := Xmin;

For i := 1 To n Do Begin

     Dx := Dx + Sqr(x[i]-Mx) / (n - 1);

     If Xmin > X[i] Then Xmin := X[i];

     If Xmax < X[i] Then Xmax := X[i];

End;

Sx := Sqrt(Dx); WriteLn;

Rx := d; h := Rx / k; Ex := -3;

For i := 1 To n Do Begin

     Sk := Sk + Sqr(x[i]-Mx)*(x[i]-Mx)/(Dx*Sx*k);

    Ex := Ex + Sqr(x[i]-Mx)*Sqr(x[i]-Mx)/(k*Sqr(Dx));

End;

WriteLn(' Диапазон значений: ', Xmin:0:3, ' - ', Xmax:0:3);

WriteLn(' Мат. ожидание: ', Mx:0:3);

WriteLn(' Дисперсия: ', Dx:0:3);

WriteLn(' Ср. кв. отклонение: ', Sx:0:3);

WriteLn(' Коэффициент скошенности: ', Sk:0:3);

WriteLn(' Эксцесс: ', Ex:0:3); Pause;

For i := 1 To n Do Begin

     j := Trunc((x[i]-Xmin) / h); If j > d Then j := d;

     y[j] := y[j] + 1/n;

End; Dk := 0;

For i := 0 To d Do Begin ay[i] := 0; al[i] := 0;

     For j := 0 To i Do Begin

          ay[i] := ay[i] + y[j];

          al[i] := al[i] + f(j);

     End;

     If Dk < Abs(ay[i]-al[i]) Then Dk := Abs(ay[i]-al[i]);

End; Ry := 0;

For i := 0 To d Do Begin

     If Ry < y[i] Then Ry := y[i];

End;

HZoom := Width / Rx; VZoom := Height / Ry;

WriteLn; WriteLn(' Гистограмма смоделированной СВ :');

Lx := Rx / k; Ly := Ry / Ny; SetTextStyle(0,1,0);

SetViewPort(Left, Top, Left + Width, Top + Height, False);

For i := 0 To k Do Begin

     X1 := Round(Lx*i*HZoom);

     SetColor(7); Line(X1, 0, X1, Height + 5);

     Str((Lx*i+Xmin):0:2, Txt);

     OutTextXY(X1+4, Height+10, Txt);

     SetColor(DarkGray); Line(X1, 0, X1, Height);

End; SetTextStyle(0, 0,0);

For i := 0 To Ny Do Begin

     Y1 := Round(Height-Ly*i*VZoom);

     SetColor(7); Line(-5, Y1, Width, Y1); Str(Ly*i:0:2, Txt);

     OutTextXY(-40, Y1-4, Txt);

     SetColor(DarkGray); Line(0, Y1, Width, Y1);

     Y1 := Round(Height-Ly*(i-0.5)*VZoom);

     If i > 0 Then Line(0, Y1, Width, Y1);

End;

SetColor(White); SetFillStyle(8, 7);

For i := 1 To k Do Begin

X1 := Round((i-1)*Lx*HZoom-Lx*HZoom*0.05);

X2 := Round(i*Lx*HZoom-Lx*HZoom*0.95);

Y1 := Round(Height - y[i-1]*VZoom); Y2 := Height;

Bar3D(X1, Y1, X2, Y2, 0, False);

End;

MoveTo(0, Round(Height-f(0)*VZoom));

For i := 1 To d Do

     LineTo(Round(i*HZoom), Round(Height-f(i)*VZoom));

Line(0, -30, 0, Height+5); Line(0, -28, 2, -15); Line(0, -28, -2, -15);

Line(-5, Height, Width + 30, Height);

OutTextXY(-36,-30,'f(x)');

OutTextXY(Width+20, Height+5,'x');

Line(Width + 28, Height, Width + 15, Height-2);

Line(Width + 28, Height, Width + 15, Height+2);

Pause; WriteLn;

Kol := Dk * Sqrt(n);

WriteLn(' Критерий Колмогорова:'); WriteLn;

WriteLn(' F(x)     F~(x) '); WriteLn;

For i := 0 To d Do WriteLn(al[i]:10:2, ay[i]:14:2);

WriteLn; WriteLn(' Максимум модуля разности: ', Dk:0:2);

WriteLn(' Значение лямбда: ', Kol:2:2);

WriteLn(' Лямбда критическое (а=0.1): ', Lkr:2:2);

Write(' Так как ', Kol:0:2, ' ');

If Kol < Lkr Then Begin

WriteLn('< ', Lkr:0:2, ' то расхождения можно считать случайными.');

WriteLn(' Нет оснований отвергнуть гипотезу о распределении');

Write(' данной совокупности по закону Пуассона.');

End;

If Kol > Lkr Then Begin

WriteLn('> ', Lkr:0:2, ' то расхождения следует считать неслучайными.');

WriteLn(' Нет оснований принять гипотезу о распределении');

Write(' данной совокупности по закону Пуассона.');

End;

Pause;

End.


Результаты работы программы



2019-07-03 167 Обсуждений (0)
Результаты работы программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты работы программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)