Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юмор как форма совладающего поведения



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Юмор как форма совладающего поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В последнее время все больше психологов обращаются к исследованию различных аспектов юмора. Мы исследуем чувство юмора с точки зрения его использования как психологической защиты (защитного механизма и копинга). Функционирование чувства юмора как психологической защиты вряд ли кем-то отрицается, однако на данный момент проблема далека от окончательного решения не только из-за недостаточного числа работ в этой сфере, но и вследствие существования различных подходов к пониманию самих конструктов защитных механизмов и копинга, а зачастую и смешения этих понятий.

Для разработки поставленной проблемы мы опираемся на классификацию Мартин, в основу которой положен следующий критерий – цель созданного или воспринятого юмористического содержания. С помощью юмора могут решаться внутрипсихологические проблемы или улучшение взаимоотношений с окружающими. Автор выделяет самоподдерживающий, агрессивный, аффилиативный и самоуничижительный стили юмора [14, с. 22].

Проблематика защитных механизмов начала изучаться в психоанализе, но в дальнейшем стала привлекать научный интерес представителей не только современного психоанализа, но и психологических школ, в корне отличающихся по своим теоретическим основам. В данном исследовании используется теоретическая модель защиты, предложенная Р. Плутчиком. В основу этой модели была положена общая психоэволюционная теория эмоций. Защитные механизмы, по мнению автора, являются производными эмоций. Исходя из положений данной теории, психологическая защита может быть понята как «последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью» [23, с. 14].

Понятие копинга в психологии синонимично таким терминам как совладающее, адаптивное поведение, психологическое преодоление. Главной функцией копинга является обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

На данный момент не существует единого, общепринятого разграничения понятий копинга и защитных механизмов. Мы разделяем позицию исследователей (Лазарус, Плутчик), которые определяют механизмы совладания как осознанные варианты бессознательных защит или осознанные поведенческие и интрапсихические усилия по разрешению внутренне-внешних конфликтов [18, с. 42].

Рассмотрение чувства юмора как стратегии совладания и защитного механизма (Рух В., Martin R.A., Lefcourt H.M.) ставит в центр своего внимания роль юмора в процессах адаптации, преодолении стресса, в снятии эмоциональной напряженности, в психических и соматических заболеваниях. Чувство юмора считается признаком здоровой личности, одним из зрелых защитных механизмов. По нашему мнению, данное положение относится к самоподдерживающему и аффилиативному стилям юмора. Однако отнюдь не всегда чувство юмора способствует адаптации, обладает терапевтическим эффектом. Использование чувства юмора может способствовать иллюзорному решению проблемы или уходу от ее решения (например, агрессивный и самоуничижительный юмор) [9, с. 78].

Данная проблематика требует проведения эмпирических исследований с целью выявления связи между различными стилями юмора и видами защитных механизмов и копинг-стратегий. Для этого мы предполагаем обследовать испытуемых с помощью методик, с одной стороны, направленных на выявление характерных для индивида защитных механизмов (например, опросник Плутчика), копинг-стратегий (опросник Р. Лазаруса), а с другой стороны – на определение чувства юмора человека, используемых им стилей юмора (опросник R. Martin).

Каждый из стилей юмора, используемых человеком, может быть понят с точки зрения возможности и эффективности его использования как психологической защиты [27, с. 79].

Чувство юмора нередко используется при совладании со стрессом, внутриличностным или внешним конфликтом. Существование различных стилей чувства юмора не позволяет говорить о нем как об одном защитном механизме или копинг-стратегии. Очевидно, подход к данной проблеме должен быть более дифференцированным и детальным, что требует проведения эмпирических исследований в данной области.

О лечебных свойствах юмора люди говорят с древнейших времен, в исторических и литературных источниках прошлого и современности мы находим множество размышлений о пользе юмора и смеха, разработку типологии форм и средств юмора, рассуждения об объектах и субъектах юмора и т.п. Нетрудно предположить, что юмор поднимает привлекательность, престиж источника сообщения и обеспечивает хорошее настроение окружающим, но в реальности все не так однозначно в связи с потенциалом комического актуализировать различные значения. Юмор зачастую не универсален и не переносится из одной культуры в другую. Если к этому добавить характеристики ситуации, ее пространственно-временные, национальные особенности, то задача генерации смешного, его восприятия и понимания субъектами социального взаимодействия становится более сложной [15, с. 38].

Существуют различные подходы, пытающиеся объяснить предпочтения тех или иных форм юмора в коммуникации. Например, разная выраженность потребности в познании приводит к появлению аффективного юмора, обыгрывающего очевидные слабости людей, излишества, агрессивные или эротиче- ские темы, и противоположного ему познавательного юмора, юмора «тонкого вкуса», требующего специальной «работы» по его пониманию. Возможно, именно поэтому грубые и простые шутки популярны среди детей и подростков, в то время как сатира и ирония ценятся более взрослыми и образованными людьми. Выделяют множество различных способов выражения юмористического: сарказм, преувеличение или преуменьшение, самоирония, поддразнивание, парадокс, оксюморон или игра слов, двусмысленность, остроумие, ирония, сатира, пародия. Юмор имеет различные литературные формы – анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ и т.п. Юмор может быть представлен в виде карикатуры, рисунка, фото. Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо (анекдот, каламбур).

В связи с отсутствием строго однозначного, единого и удовлетворительного определения в нашей работе «юмор» употребляется в самом широком значении, в качестве родового понятия, как синоним «комического». В этом смысле юмор содержит в себе не только «добродушное, забавное, шутливое», но и «саркастическое, ироническое, сатирическое». Многие современные авторы противопоставляют юмор и сатиру как позитивный (жизнеутверждающий) и негативный (деструктивный) виды комизма. Н. Куипер, Ж. Керш и др. выделили три типа юмора:

1) социальный юмор, направленный на установление эмоционально теплых межличностных отношений;

2) сальный, агрессивный юмор;

3) нарочитый юмор, ориентированный на демонстрацию собственного остроумия [1, с. 117].

Если первый тип юмора, как правило, имеет позитивный смысл с точки зрения адаптации личности в социуме, то следующие два — негативный.

Юмор и смех – феномены, присутствующие во всех культурах, свойственные каждому человеку, возникающие в любой ситуации общения. Комическое — это мощный способ укрепления социальных связей, повышения групповой сплоченности за счет совместного переживания сильных положительных эмоций, высмеивания недостатков «чужой» группы и подчеркивания превосходства «своей». Это основа этнического юмора у представителей меньшинств, служащего укреплению национальной солидарности и морального духа. В повседневных социальных взаимодействиях юмор возникает случайно или когда люди рассказывают друг другу анекдоты с целью развеселить, вызвать смех и преднамеренно используют шутки для улучшения атмосферы общения. Но пока мало работ, демонстрирующих компенсаторные возможности юмора в силу сложности его изучения, связанной с ситуативностью смешного (то, что смешно в одной ситуации, необязательно будет смешным в другой), индивидуальными различиями в восприятии и создании смешного. Неслучайно, один из специалистов в области психологии юмора Р. Мартин сетует на то, что результаты экспериментальных лабораторных исследований смягчающего влияния юмора на стресс «не всегда можно воспроизвести», а «их довольно искусственный характер не позволяет перенести полученные результаты на повседневные переживания». И тем не менее, исследователями в этой области отмечаются 4 основных позитивных эффекта использования юмора в разных его формах:

1) улучшение физического самочувствия со стороны сердечной, дыхательной, эндокринной систем и текущего состояния, которое связывается с хорошим настроением, желанием улыбаться и позитивно относится к миру;

2) рост творческой активности, креативности в решении задач в связи с шутливым обыгрыванием трудностей, ведущим к уверенности в достижении успеха,

3) катализирующий эффект в перенесении и облегчении всех видов боли и страданий;

4) повышение адаптивных возможностей в любой трудной ситуации, ресурс сопротивления стрессу. В работе группы психологов из Центров управления полетами на основе проведения контент-анализа переговоров с космонавтами было показано, что соотношение рабочих и нерабочих (шутливых по тематике) тем было приблизительно 1 : 2,5 в ситуации изоляции команды из 4-х мужчин от 27 до 42 лет в течение 110 суток. Исследователи по этим данным и данным субъективных отчетов утверждают, что добрый юмор, шутки способствуют снятию напряжения и выполняют регуляционнокоммуникативную функцию общения в профессионально-стрессовой ситуации.

Юмор как комплексный феномен включает несколько аспектов его рассмотрения специалистами из разных областей – лингвистами, социологами, психологами, этологами:

1) создание юмористического, изучение его природы, заложенное еще в трудах Аристотеля,

2) оценивание юмора, понимание смешного,

3) чувство юмора как персональная черта, как естественная склонность смеяться над разными вещами, включая самого себя. И ядром, объединяющим все три аспекта изучения комического, является личность, создающая, понимающая и использующая юмор в своей жизнедеятельности. Хотя на поведение людей во многом влияют ситуативные факторы, например, шутки на вечеринке ожидаемы с большей вероятностью, чем на похоронах, все-таки одни люди используют юмор с большей готовностью, чем другие [15, с. 124].

Для описания характерных особенностей этих людей исследователи используют понятие «чувство юмора», «нечто подобное чувству прекрасного в искусстве или тонкому слуху для восприятия музыки», как очень желательное, но плохо определенное свойство личности. Чувство юмора «настолько всеобъемлюще и высоко ценимо, что сказать о человеке: «У него замечательное чувство юмора», – почти синонимично высказыванию: «Он интеллигентный, компанейский человек, и я его очень люблю»». При этом большинство людей считают, что обладают чувством юмора, которое связывается с другими желательными качествами и характеристиками – дружелюбием, отзывчивостью, богатым воображением, креативностью, проницательностью и др. Возможно, поэтому 94% участников исследования оценили собственное чувство юмора как среднее или выше среднего.

Сложность и методологическая трудность изучения разных аспектов юмора при его очевидной важности в различных областях человеческой жизни привела к отсутствию общепсихологической концепции комического, которая позволила бы связать разного рода исследования на единой основе. Можно только отметить смену подходов к юмору от рассмотрения его как преимущественно агрессивного и отчасти социально неуместного к психологически здоровому и социально одобряемому.

Подтверждением тому в настоящее время является обилие телепередач юмористической направленности, популярность писателей-сатириков, комедийных героев и фильмов. Ни одно периодическое издание, экспертное или популярное, не обходится без элемента комического – анекдота или карикатуры. Все чаще встречается использование приемов комического в рекламе, несмотря на запрет небожителя рекламного бизнеса Д. Огилви на его использование.

Подводя краткие итоги, можно утверждать, что разные подходы в исследованиях личности предполагают различные способы концептуализации и измерения чувства юмора:

а) как привычный паттерн поведения (склонность часто шутить, развлекать других и смеяться в ответ на юмор других людей);

б) как способность (генерировать, понимать и запоминать шутки);

в) как черта характера (смешливость, жизнерадостность, игривость);

г) как эстетическая реакция (получение удовольствия от конкретных типов юмористического материала);

д) как установка (положительное отношение к юмору и веселым людям);

е) как мировоззрение (несерьезный взгляд на жизнь);

ж) как стратегия совладания или защитный механизм (склонность сохранять юмористическую точку зрения перед лицом неприятностей) [16, с. 91].



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Юмор как форма совладающего поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юмор как форма совладающего поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)