Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Зарплатные карточки



2019-07-03 240 Обсуждений (0)
Глава 1. Зарплатные карточки 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                       3

Глава 1. Зарплатные карточки                                                5

Глава 2. Корпоративные банковские карты                          15

Глава 3. Таможенные карты                                                     21

Глава 4. Карты экспресс-оплаты (скретч-карты)                  25

Заключение                                                                                  38

Список литературы                                                                    39

 

Введение

 

Пластиковые карточки - величайшее изобретение XX века и многомиллиардная индустрия.

Несмотря на то что идея использовать в качестве платежного средства карты появилась более ста лет назад, первая кредитная карта была выпущена лишь в 1914 году компанией "Mobil Oil" и была изготовлена из картона.

Спустя десять лет стали появляться металлические, а уже после них пластиковые карты с рельефной печатью. В современном виде пластиковые карты существуют с 1946 года.

Сегодня на рынке "пластика" представлен целый ряд широко известных международных платежных карт, отличающихся широким спектром предоставляемых услуг, особенностями функционирования, географическими регионами действия.

Пластиковые карточки получили распространение в более чем 200 странах мира. Однако еще до недавнего времени словосочетание "пластиковая карта" прочно ассоциировалось в нашем сознании с заморской жизнью.

Рынок пластиковых карт у нас в стране начал развиваться после 1991 года. Прошло несколько лет, и мы догнали западный мир. Пластиковые карточки перестали быть для нас экзотикой и стали привычными в самых разнообразных сферах деятельности - при получении зарплаты, при поездках в командировку, при оплате товаров и услуг: Сегодня практически не осталось ни одного банка, который бы не предлагал разместить денежные средства на "пластик".

Тысячи людей и многочисленные организации владеют пластиковыми карточками международных и внутренних платежных систем, локальными карточками различных банков и не желают расставаться с удобствами, которые предоставляет "пластик". Пластиковые карточки удивляют нас все больше и больше своим разнообразием. Интерес к ним стремительно растет. Само по себе владение пластиковой картой означает уже некий более высокий социальный статус сотрудника и подчеркивает современный деловой имидж компании.

Между тем элементарные вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения и правового регулирования в области карточных расчетов вызывают многочисленные вопросы даже у опытных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Проблем в этой области добавляет появление все новых и новых "карточных продуктов", предлагаемых как банками, так и торговыми сетями, ресторанами, автозаправочными станциями, операторами сотовой связи, сервисными службами и др.


Глава 1. Зарплатные карточки

 

После Второй мировой войны (особенно после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки) Япония была очень бедной страной и буквально возрождалась из пепла. Страну охватил глубокий финансовый кризис.

Многие предприятия не могли выплачивать своим работникам заработную плату просто потому, что у них не было денег. И тогда фабрики и заводы стали выдавать своим работникам нечто вроде "долговых расписок", а под эти расписки сначала отпускали обеды в заводских столовых, а впоследствии в магазинах продавали необходимые товары (в кредит). Единственный недостаток заключался в том, что количество магазинов, принимающих в качестве оплаты за товары долговые расписки тех или иных предприятий, было очень ограничено.

Для решения этой проблемы японской компании Nicos пришлось создать у себя подразделение (прообраз "платежной системы"). Прошло некоторое время, и недолговечные бумажные долговые расписки были заменены на картонные карточки, которые выдавались несколькими предприятиями Японии. Параллельно была создана и сеть приема этих карточек в магазинах (под гарантии компании Nicos), а работники таких предприятий могли даже что-то купить по картонным картам в кредит в счет своей будущей зарплаты.

Вот такой "вынужденный зарплатный проект":

И только в 1951 году это самое подразделение компании Nicos выделилось в отдельную компанию, которая начала эмитировать карты своей платежной системы, вводя новые "зарплатные проекты" на заводах и фабриках.

По другой легенде, в 1949 году вице-президент компании Nicos посетил США, где познакомился и провел деловые переговоры с Фрэнком МакНамарой - будущим создателем Diners Club. После переговоров во время дружественного ужина он рассказал Фрэнку МакНамаре о необычных картонных карточках, которые из-за бедности существуют в Японии, чтобы рабочие могли "в кредит" обедать в заводских столовых и покупать в некоторых магазинах необходимые им товары в счет будущей зарплаты.

Самому Фрэнку МакНамаре японская идея картонных карточек очень понравилась, и спустя год он вместе с адвокатом Ральфом Шнайдером создал прообраз Diners Club (а переводе с англ. - "Обеденный Клуб"). Параллельно бывший друг МакНамары Альфред Блумингдейл начал в Лос-Анджелесе собственные операции с кредитными карточками, известными под названием "Dine&Sign", по аналогичной схеме. И только в 1951 году бывшие друзья и партнеры решили организовать общий карточный бизнес, а объединенная компания повсеместно стала называться Diners Club.

И теперь все в Японии обвиняют корпорацию Diners Club в плагиате идеи: ведь именно в Стране восходящего солнца впервые появились зарплатные карточки, по которым можно было оплачивать обеды в столовой и покупки в магазинах в кредит.

Заработная плата - это святое, а день ее выдачи - всегда праздник. Ради зарплаты сотрудники готовы часами стоять в очередях в кассу компании, теряя свое драгоценное время. И лишь немногие - те, кто непосредственно из месяца в месяц обеспечивает доставку и выдачу наличных денег своим сотрудникам, - знают, насколько этот процесс сложен, трудоемок и небезопасен.

Именно поэтому все больше компаний отдают предпочтение такому современному способу ее выдачи, как зарплатные карточные проекты. По данным статистики, более 99% всех пластиковых карт у нас в стране являются расчетными (или дебетовыми), и именно они используются в зарплатных проектах.

Если вам надоели расходы, связанные с доставкой и хранением денег под выдачу зарплаты, вы готовы упростить и ускорить процедуру ее получения и банк предлагает вам услугу перечисления зарплаты сотрудников на карточные счета - соглашайтесь.

Выплата зарплаты на пластиковые карты - это удобное современное средство расчетов с персоналом по оплате труда, избавляющее компанию от ненужных хлопот, расходов и рисков. Кроме того, такая форма выплаты заработной платы прекрасно вписывается в стандарты цивилизованного корпоративного управления.

Популярность зарплатных карточных проектов вызвана тем, что они выгодны всем участникам: самой фирме, ее сотрудникам и банку.

 

Плюсы и минусы схемы "за зарплатой к банкомату"

 

Что же ждет руководителя, решившего провести реорганизацию механизма выплаты заработной платы сотрудников, избавив компанию от рутинной и "бумажной" работы?

 

Компании во благо...

Для компании привлекательность выдачи зарплаты по карточкам заключаются в следующем:

- повышение имиджа компании за счет оптимизации процесса выплаты заработной платы своим сотрудникам;

- сокращение объемов налично-денежного оборота;

- отсутствие необходимости обеспечения безопасности получения, доставки и хранения наличных денег;

- снижение затрат на получение и перевозку денежной наличности. Выплата заработной платы сотрудникам неизбежно ведет к расходам по обслуживанию денежной наличности.

Компании приходится выплачивать комиссионные за выдачу наличных, оплачивать услуги по инкассации выданных средств, нести расходы на содержание в штате кассира, охранников и т.п. Использование зарплатных карточек позволяет свести эти расходы к минимуму, а затраты на инкассацию денежной выручки из банка сократить полностью;

- получение заработной платы сотрудниками в режиме самообслуживания через сеть банкоматов, пунктов выдачи наличных и предприятий торговли и сферы услуг;

- перечисление на карточные счета абсолютно всех денежных выплат - зарплаты, выплат социального характера и других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- облегчение работы бухгалтерии и значительное сокращение объемов кассовых операций;

- высвобождение сотрудников бухгалтерии, обслуживающих процедуру выдачи заработной платы, и направление их на решение других учетных задач;

- отсутствие проблем, связанных с соблюдением ограничений на лимит кассы и с депонированием невостребованных денежных средств;

- устранение пиковых нагрузок в дни выдачи заработной платы и, как следствие, нарушения делового ритма компании;

- обеспечение полной конфиденциальности информации о зарплате и высокой дифференциации выплат в зависимости от профессиональной квалификации сотрудников. Сотрудники не подписывают платежные ведомости и поэтому не могут знать размеры зарплат своих коллег. Информация о том, какую сумму получил тот или иной сотрудник, становится банковской тайной;

- оперативная (одним платежным поручением на перевод общей суммы зарплаты с использованием реестра) выплата заработной платы сотрудникам. Особенно актуально для организаций со сложной разветвленной региональной сетью (рассредоточенной организационной структурой);

- отсутствие необходимости самостоятельного кредитования своих сотрудников за счет предоставления банком дополнительной услуги - овердрафт для физических лиц;

- важный инструмент мотивации и повышения лояльности сотрудников к компании, использующей современные методы работы и заботящейся о них. Лояльность персонала - это характеристика, определяющая его приверженность организации. Определяющими категориями лояльности являются: расположенность к компании; осознанные действия в интересах компании; соблюдение норм, правил и обязательств, принятых в коллективе.

 

...И сотруднику - престиж!

Использование банковских пластиковых карточек для выдачи зарплаты удобно и для сотрудников компании. Судите сами. Во всем мире крупные суммы наличных денег в кошельке постепенно теряют свою привлекательность и престижность.

Зарплатные карточки эффективны, потому что это:

- возможность оперативного получения заработной платы и иных выплат в любое удобное время через сеть отделений банка, пунктов выдачи наличных, предприятий торговли и сферы услуг, а также круглосуточно посредством банкоматов банка, обслуживающего карточные счета;

- удобное размещение сети банкоматов и пунктов выдачи наличных;

- возможность снятия наличных как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом курс конвертации, использующийся при расчетах по зарплатным картам, часто выгоднее курса в обычных обменных пунктах (более низкий фиксированный курс);

- возможность использования банкоматов не только для снятия наличных, но и оплаты некоторых видов услуг в режиме реального времени (в частности, услуг операторов сотовой связи). Услуга предоставляется не всеми банками;

- независимость получения денежных средств от времени выдачи заработной платы;

- возможность зачисления других денежных средств (помимо зарплаты);

- возможность выбора типа и вида карт международных или внутренних платежных систем в зависимости от уровня заработной платы и потребностей сотрудника. Уже сейчас на территории нашей страны существует почти 100 платежных систем с использованием банковских пластиковых карт;

- отсутствие комиссии за снятие наличных денежных средств в пунктах выдачи наличных и банкоматах "своего" банка. "Чужой" банк обычно берет высокий процент за снятие наличных (чаще всего - 1,5% от получаемой суммы, но во многих банках - не менее 3 долларов США);

- гарантия сохранности и безопасного использования заработанных средств. В отличие от наличных денежных средств, потеря или кража карточки, а также собственная рассеянность не означает потерю денег. Уникальный ПИН-код для получения денег и оплаты покупок известен только владельцу карты;

- возможность избавления от больших и неудобных кошельков с грязными и порванными купюрами;

- исключение проблем при выдаче сдачи в магазинах и сервисных фирмах;

- отсутствие проблем декларирования средств на таможне при поездках за рубеж. Отправляясь за границу, сотруднику не нужно брать с собой крупные суммы наличных. Нужно взять с собой только карту, предварительно положив на счет необходимые средства. При этом какая бы сумма ни находилась на счете карты, она не подлежит декларированию при прохождении таможенного контроля. Напомним, что, согласно Указанию ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов", начиная с 18 июня 2004 года гражданин России имеет право перевести из страны без открытия банковского валютного счета иностранную валюту или рубли в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США. Курс доллара принимается на дату поручения банку на осуществление указанного перевода. Пять тысяч долларов - это общая сумма переводов гражданина, которую он может перевести в течение одного операционного дня, не открывая счет в банке;

- увеличение дохода сотрудника за счет ежемесячного начисления банком процентов на остатки средств на карточных счетах (но далеко не по всем картам). Надо признать, что доход этот весьма небольшой - от 0,01 до 1% годовых, поэтому копить деньги на зарплатной карточке ради получения дополнительных сумм процентов - занятие бессмысленное;

- возможность бесплатно контролировать движение и остатки своих денежных средств на карточном счете на основе получения выписок о состоянии карт-счета в банкоматах, а при необходимости получения полной информации о ежемесячном движении средств по карт-счету в отделении банка, где открыт карточный счет;

- возможность использования карт как платежного средства для расчетов в магазинах, для оплаты различных услуг как на территории России, так и за рубежом, а также расчетов за товары, приобретаемые по каталогам или по почте (в зависимости от инфраструктуры карточного проекта и "привязки" к нему предприятий торговли и сервиса);

- исполнение постоянных поручений на пополнение счетов срочных вкладов и пластиковых карт, выполнение иных операций; оперативное изменение условий постоянных поручений, не требующее личного присутствия сотрудника в банке;

- право участвовать в дисконтных программах различных платежных систем;

- получение дополнительных льгот и скидок, предоставляемых банком и торгово-сервисными компаниями, в том числе при получении ссуды;

- расширение "социального пакета" для сотрудников за счет возможности пользования ежемесячным кредитным лимитом (индивидуальным овердрафтом для физических лиц) под поручительство компании, - так называемый "кредит до получки" по зарплатной карте, подробнее о котором будет рассказано в разделе "Овердрафтное кредитование").

 

...И банк не в накладе!

Для банков реализация зарплатных карточных проектов с использованием пластиковых карточек является одним из приоритетных направлений "карточного" бизнеса, позволяющего им добиться ощутимого роста эмиссии карточек и, соответственно, увеличения остатков средств на карт-счетах держателей карточек. Иначе говоря, это важный инструмент формирования ресурсной базы.

От зарплатных карточек банки получают следующие плюсы:

- возможность аккумулирования значительных денежных средств на карт-счетах и дальнейшее их размещение в доходные активы;

- появление значительного количества клиентов;

- более тесная взаимосвязь клиента и банка;

- возможность комплексного обслуживания клиентов банка - как физических, так и юридических лиц;

- возможность внедрения и развития различных новых технологий и услуг с использованием карточек в массовых объемах.

Но это еще не все.

 

Немного дегтя...

Справедливости ради надо сказать о некоторых неприятных моментах, которые ощущают на себе исключительно сотрудники компании - держатели зарплатных пластиковых карт.

Главный из них - зарплатные карточки используются держателями в основном "пассивно": для снятия получки.

За границей карточка - это инструмент покупки товаров и услуг, ее предъявляют в магазине, гостинице или ресторане. У нас в стране исторически преобладает наличный денежный оборот: главным платежным средством были, есть и еще долго будут оставаться наличные рубли. Соответственно, наш менталитет основан на пользовании наличными деньгами. Поэтому для большинства сотрудников фирм факт получения зарплаты становится очевидным только лишь после того, как деньги окажутся у них в кошельке. Не случайно, сотрудники фирм в день зарплаты, получив ее на карточку, тут же снимают все деньги, а карточку убирают в письменный стол до следующей зарплаты. Именно этим и объясняется, что 92% всех проведенных с помощью карточек транзакций*(2) - это операции по снятию наличных в банкоматах (данные Банка России).

Несмотря на то что рынок "пластиковых денег" становится все насыщеннее, культура пользования пластиковыми картами недостаточно развита. Далеко не все знают, что такое банковские карточки, для чего они и как ими пользоваться. Поэтому нередко на крупных промышленных предприятиях, а также в отдаленных регионах их распространение обеспечивается организационными мерами "добровольно-принудительного" характера. В таких случаях перевод зарплаты на спецкартсчета - это воля руководителя организации. Это значит, что эффективность использования зарплатных карточек в таких ситуациях сводится к механическому получению наличности через банкомат, что само по себе не влияет на развитие безналичных расчетов с использованием пластиковых карт и получением преимуществ, связанных с этими расчетами.

Из-за невысокого уровня доходов у большинства возникает необходимость сразу потратить полученную зарплату, отдав в первую очередь долги свои коллегам. А это удобнее сделать, получив деньги в кассе компании. Естественно, что в этом случае деньги не задерживаются на спецкартсчете, и, следовательно, нет никаких перечисленных выше преимуществ.

Инфраструктура по обслуживанию банковских карт различных платежных систем развивается в различных регионах недостаточно активно и отстает от темпов эмиссии карт.

Процесс установки терминалов в торгово-сервисные сети по обслуживанию банковских пластиковых карт развивается не очень динамично. Поэтому далеко не все торговые точки и сервисные фирмы готовы обслуживать платежи по карточкам.

Это связано с тем, что они выплачивают очень низкий процент за инкассацию наличных, а потому не заинтересованы отчислять банкам более высокие проценты в рамках карточных проектов. И кроме того, оснащение торговых и сервисных точек электронными терминалами, линиями связи и другим оборудованием для таких целей связано с существенными дополнительными расходами, в то время как клиентская база еще недостаточно развита.

Таким образом, из-за того, что большинство эмитированных банками-резидентами карт являются "зарплатными", а также из-за недостаточно развитой инфраструктуры их обслуживания держатели зарплатных карт предпочитают использовать их исключительно для снятия наличных, а не для оплаты товаров и услуг.

Поэтому главной инфраструктурой для держателей зарплатных карт остается банкомат. Однако география и концентрация банкоматов, функционирующих в открытом доступе, не всегда удовлетворяет интересам держателей таких карт, особенно на окраинах городов.

В свою очередь, снятие наличных не всегда просто осуществить. В удобном для вас месте (ближайшем банкомате или пункте выдачи наличных денежных средств "своего" банка, выдавшего карту) может не оказаться нужного количества денег, и придется куда-то ехать. А за снятие денег в "чужом" банке придется заплатить комиссию, причем комиссию возьмет "свой" банк, выдавший карту. Но с "чужим" банком, установившим банкомат, "свой" банк тоже поделится. Кроме того, по инициативе "чужого" банка, установившего банкомат, в ряде случаев взимается дополнительная комиссия за снятие наличных. Таким образом, за получение наличных в "чужом" банке придется заплатить в общей сложности довольно высокий процент. В то время как бесплатно можно снять деньги только в "своем" банке.




2019-07-03 240 Обсуждений (0)
Глава 1. Зарплатные карточки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Зарплатные карточки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)