Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Население страны



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Глава 4. Население страны 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эта удивительная страна — Индия — увидела первых людей более 500 тыс. лет назад и одной из первых научила человека обработке металла. Останки человека прямоходящего, обнаруженные в Хатноре в долине Нармады указывают на то, что Индия была обитаема по крайней мере начиная с эпохи среднего плейстоцена, приблизительно 200 000—500 000 лет назад. Принято считать, что современные люди заселили субконтинент к концу последнего ледникового периода, или приблизительно 12000 лет назад. Первые известные постоянные поселения возникли 9000 лет назад в Бхимбетке, в штате Мадхья-Прадеш. Уже в III тысячелетии до нашей эры в долине Инда, возникла государственность, а во II тысячелетии до нашей эры произошли важные этнические изменения. С севера в междуречье Инда и Ганга вторглись племена высоких светловолосых ариев и подчинили себе местные народы. В I тысячелетии до нашей эры арийцы создали собственное государство.

Индия - многонациональная страна. В северной и центральной частях страны распространены народы индоарийской группы индоевропейской языковой семьи, составляющие более 70% населения. Южную Индию заселяют дравиды - тамилы, телугу (андхра), каннада (или каннара), малаяли, образующие около 1/4 жителей страны. Малые народы и племена, заселяющие преимущественно горные территории Крайнего Северо–Востока, Восточной и Центральной Индии говорят на языках мунда и монкхмерских. Государственные языки страны - хинди и английский. В 1956 году в Индии образованы штаты по языковому (национальному) принципу.

По количеству населения (1,15 млрд. человек) Индия занимает второе место в мире после Китая. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах, хотя за последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. В то же время по абсолютной численности городского населения (213 млн. человек) Индия уступает лишь США и Китаю. Калькутта и Бомбей — главные морские порты страны, мощные городские конурбации с населением около 10 млн. человек каждый - относятся к числу крупнейших городов мира. В годы независимости чрезвычайно быстро стала расти столица республики Дели, приближаясь к ним по величине. Вместе с четвертым по величине городом и главным портом Южной Индии - Мадрасом - они образуют как бы вершины громадного четырехугольника, скрепляющего единство территориальной структуры хозяйства страны. Как почти во всех развивающихся странах, в индийских городах есть районы трущоб, в которых ютится почти 1/3 горожан.

По культурному, языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин). Самый высокий уровень грамотности наблюдается в штате Керала (91%), а самый низкий — в Бихаре (47 %). Половой состав населения характеризуется превышением количества мужчин над количеством женщин. Мужское население составляет 51,5%, а женское — 48,5%. Среднее соотношение мужского и женского населения: 944 женщины к 1,000 мужчин. Средний возраст населения Индии составляет 24,9 лет, а годовой прирост населения - 1,38%; на 1,000 человек в год рождается 22.01 детей. Согласно переписи населения 2001 года, дети до 14 лет составляли 40,2 % населения, лица в возрасте 15-59 лет — 54,4 %, 60 лет и старше — 5,4 %. Естественный прирост населения составил 2,3 %.

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые 10 лет. Первая из них имела место в 1881 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о росте населения страны. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911 - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн., что почти равно всему приросту за 1931 - 1961 годы и превышает все население Бразилии или России. Среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. человек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост в последние десятилетия превышал 2% (20 человек на 1000) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население составило 844 млн. человек. По этому показателю Индия занимает место после Китая, концентрируя 15,7% мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец. Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46-47 тысяч, каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности.

Ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. В 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 кв. км, а это соответственно увеличило нагрузку на обрабатываемые земли.

Половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тысячи новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Поэтому в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло в 51 году, когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. С самого начала программа семейного планирования не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права женщин.

После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу XX столетия достичь простого воспроизводства населения, а в ХХ1 веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации 5 млн. мужчин и женщин, средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 1961 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет 5 человек. Все это объясняется тем, что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. В 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, в 1988 году они подняли эту «планку» до 1042 млн. человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год - 1229, а затем - 1446 млн. человек.

Индия является родиной двух крупных языковых семей: индоарийской (74% населения) и дравидийской (24 % населения). Другие языки, на которых говорят в Индии, произошли из австроазиатской и тибето-бирманской лингвистической семьи. Государственные языки – английский и хинди. Хинди, самый распространённый в Индии язык, является официальным языком правительства Индии. Английский язык, который широко используется в бизнесе и администрации, имеет статус «вспомогательного официального языка»; он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. В Конституции Индии определён 21 официальный язык (Таблица 2), на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус. В Индии насчитывается 1,652 диалекта. Для минимального общения достаточно уровня школьного английского.

 

Таблица 2

Наиболее распространённые языки Индии

Место Язык

Перепись населения 2001 года (Население 1,004.59 млн чел)

    Число носителей Процент общего населения Географическое распространение
1 Хинди и его диалекты 422,048,642 41.03 % Северная Индия
2 Бенгали 83,369,769 8.11 % Западная Бенгалия, Ассам, Джаркханд, Трипура
3 Телугу 74,002,856 7.37 % Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамил-Наду, Махараштра
4 Маратхи 71,936,894 6.99 % Махараштра, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Гоа
5 Тамильский 60,793,814 5.91 % Тамил-Наду, Карнатака, Пондишери, Андхра-Прадеш, Керала, Махараштра
6 Урду 51,536,111 5.01 % Джамму и Кашмир, Андхра-, Уттар-Прадеш, Дели, Бихар,
7 Гуджарати 46,091,617 4.48 % Гуджарат, Махараштра
8 Каннада 37,924,011 3.69 % Карнатака
9 Малаялам 33,066,392 3.21 % Керала, Махе, Пондишери
10 Ория 33,017,446 3.21 % Орисса
11 Пенджаби 29,102,477 2.83 % Пенджаб, Чандигарх, Дели,
12 Ассамский 13,168,484 1.28 % Ассам
13 Майтхили 12,179,122 1.18 % Бихар

 

Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4%), христианство (2,3%), сикхизм (1,9%), буддизм (0,8%) и джайнизм (0,4%). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи (Таблица 3). Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм.

 

Таблица 3

Характеристика религиозных групп по переписи населения 2001 года

Религия Население % Рост (1991—2001) Грамотность (%) Рабочая сила (%)
Индуизм 80.46 20.3 % 65.1 40.4
Ислам 13.43 36.0 % 59.1 31.3
Христианство 2.34 22.6 % 80.3 39.7
Сикхизм 1.87 18.2 % 69.4 37.7
Буддизм 0.77 18.2 % 72.7 40.6
Джайнизм 0.41 26.0 % 94.1 32.9
Анимизм, другие 0.65 103.1 % 47.0 48.4

 

Индуисты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.

Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к мокше - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма - в «Бхагаватгите», а также в таких эпических произведениях, как «Махабхарата» и «Рамаяна», посвященная подвигам Рамы.

В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе. Культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются и некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где берега Ганга облицованы каменными ступенями, заполненными прибывшими для очищения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты официально отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.

Наибольшее воздействие на население оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите).

Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена, но и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению) - все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов, создание которого предписывается богам, божественному откровению. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем увеличивалось число профессий и каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст. В наши дни их число в различных источниках от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. Перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек. Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само слово «чамар» («неприкасаемый») выведено из оборота и заменено словом «хариджаны» («дети Бога»), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст составляют всего 17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор крайне редки браки между представителями высших и низших каст. Сами фамилии индийцев отражают принадлежность человека к определенной касте и подкасте. Свадьбы организуются родителями — представителями одной касты, обычно после консультаций у астролога и определения стоимости приданого невесты.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи остальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн., сикхов - 15 млн., буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм возник в Пенджабе еще в ХV веке. Сикхизм сочетает в себе элементы двух религий, но в то же время существенно отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку «сингх», что значит «лев») носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия до н. э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким.

Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других штатах. В штате Уттар-Прадеш было введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее религиозным фанатикам. Но нельзя не учитывать, что в стране есть крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения стоит фундаменталистская «Бхаратия Джанатз партии» (БДП).

Индия пережила «зеленую революцию» 1960-х годов, когда благодаря распространению гибридных сортов пшеницы, риса и других культур, освоению капиталоемкой агрокультуры решила не только проблемы обеспечения продовольствием своего населения, но и экспорта продовольственного зерна. В 1970–1980-х годах Индия пережила «белую революцию», результатом которой стало самообеспечение молочными продуктами, которые также начинают поступать на мировой рынок. Однако проблема бедности основной массы индийского населения, сокращаясь в масштабах, остается весьма острой. По официальным оценкам, если в первые годы независимости свыше 2/3 населения страны жило за чертой бедности, то ныне его доля несколько превышает 1/3. Острой для миллионов людей остается проблема безработицы, и в то же время довольно широко используется детский труд.

Индия - традиционная страна с древней религией и культурой. Следует уважать местные обычаи и правила поведения. Не рекомендуется носить слишком короткую и открытую одежду при посещении храмов и других достопримечательностей (особенно в мусульманских районах). В Индии считается неприличным переступать через людей (хотя многие спят прямо на узких улицах), касаться кого-нибудь ногами и обращать стопы в сторону объектов культа. При входе в храм и в любое жилище обязательно снимают обувь, нельзя класть руки людям на головы, пить алкоголь на улице и обижать бродящих по дорогам коров. Пожимают руки, подают деньги и принимают дары обязательно правой рукой – левой пользуются только в туалетах и для того, чтобы снимать обувь. Индусы очень доброжелательно относятся к туристам, особенно к гражданам России. Тем не менее, правила некоторых религиозных сект запрещают своим членам фотографироваться, поэтому если Вы хотите сделать фотографию кого-нибудь из местных жителей, обязательно спросите у него разрешения.

В различных регионах Индии используются разные виды традиционной индийской одежды. Её цвет и стиль зависит от различных факторов, таких как климат. Популярной является одежда из несшитых кусков ткани, такая как сари для женщин и дхоти или лунги для мужчин; также пользуются популярностью такие сшитые одежды как шаровары для женщин и куртапижама, а также европейского стиля брюки и рубашка для мужчин.

Большинство индийских праздников имеют религиозное происхождение, хотя некоторые из них отмечаются всеми индийцами, независимо от кастовой или религиозной принадлежности. Некоторые наиболее популярные праздники, это Дивали, Ганешчатуртхи, Угади, Тхайпонгал, Холи, Онам, Виджаядашами, Дургапуджа, Ид аль-Фитр, Курбан-байрам, Рождество, Весак и Вайсакхи. В Индии существует три национальных праздника. В различных штатах также отмечаются от девяти до двенадцати официальных местных праздников. Религиозные практики являются неотъемлемой частью повседневной жизни индийцев и проводятся открыто и публично с участием огромного количества людей.

 




2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Глава 4. Население страны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Население страны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)