Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности



2019-07-03 1800 Обсуждений (0)
Методы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Рис. 1 – Модель реализации государственной инновационной политики в РФ

Модель реализации государственной инновационной политики в РФ включает решение задач 5 уровней:

1 уровень – выработка национальной инновационной политики;

2 уровень – формирование национальной инновационной стратегии и тактики;

3 уровень – разработка стратегии и тактики развития инновационного потенциала на уровне региона;

4 уровень – разработка и реализация приоритетных программ развития инновационного потенциала на уровне муниципального образования;

5 уровень – разработка и реализация бизнес-процессов инновационных предприятий.

Высшая форма государственного регулирования инновационной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. В настоящее время в соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2020 г., государственная инновационная политика заключается в формировании экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

К основным направлениям инновационной политики государства относят следующие:

1. разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности;

2. создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

3. развитие инфраструктуры инновационного бизнеса, включая формирование системы бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов, венчурного инвестирования, информационного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров;

4. развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

5. совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.

6. реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

7. использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий.

Перечень критических технологий – это перечень приоритетных межотраслевых технологий, определяющих основные направления развития инновационного потенциала страны, способствующих повышению конкурентоспособности продукции и услуг, качества жизни и улучшению экологической ситуации.

Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике. Комиссией  был утвержден Перечень критических технологий, в который входит 34 приоритетных направления. Ключевые из них:

- биотехнологии,

- нанотехнологии,

- технологии биоинженерии,

- технологии альтернативных источников энергии,

- экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии,

- технологии производства новых типов материалов,

- аэро- и космические технологии,

- технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации.

Методы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности

Все методы государственного регулирования инновационной деятельности можно классифицировать на прямые и косвенные методы.

К прямым методам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:

- разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность;

- бюджетное финансирование инновационных программ и проектов;

- предоставление госгарантий на банковские кредиты по инновационным проектам коммерческим предприятиям;

- создание особых технико-внедренческих зон;

- формирование информационно-технологических систем научно-технической информации для всех этапов инновационного процесса;

- софинансирование строительства объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов);

- субсидирование затрат на патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;

- софинансирование образовательных программ для повышения квалификации кадров инновационных предприятий.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности в основном направлены, с одной стороны – на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. В отличие от прямых методов косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности воздействуют на нее посредством налоговой, таможенной, кредитной и внешнеэкономической политики.

К косвенным методам государственного регулирования относятся:

- налоговые льготы на НИОКР;

- ускоренная амортизация;

- таможенные пошлины;

- кредитная и финансовая политика;

- стимулирование экспорта.

Важнейшую роль играют налоговые льготы.

Среди налоговых льгот выделяют следующие:

1. скидки с налога на прибыль в соответствии с объемами капиталовложений в новое оборудование и строительство;

2. предоставление инвестиционного налогового кредита;

3. скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

4. отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях;

5. налогообложение прибыли по пониженным ставкам (для малых предприятий).

Налоговые льготы на капитальные вложения в РФ предоставляются в виде инвестиционного налогового кредита. Эта льгота дает право компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий.

Инвестиционный налоговый кредит – это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от 1 года до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Существуют два вида налоговых скидок – объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат.

В РФ согласно ст. 262 расходы на НИОКР признаются для целей налогообложения только после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

Расходы на НИОКР по налоговому законодательству РФ можно списать на затраты только через год после внедрения инноваций в производство для всех организаций, кроме расположенных в особых экономических зонах.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период.

Во многих странах широко применяется механизм ускоренной амортизации оборудования как стимул для обновления производственных фондов.

В России применяется ускоренная амортизация для оборудования, используемого в инновационной деятельности. Согласно ст. 259.3 НК РФ норма амортизации может быть увеличена в 3 раза.

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров.

К косвенным экономическим мерам государственного регулирования инноваций относится и политика протекционизма (таможенного регулирования), направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны.

 



2019-07-03 1800 Обсуждений (0)
Методы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1800)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)