Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и методы исследования



2019-07-03 171 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типу имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу.

Объектом исследования явились пациенты Красноярской центральной районной больницы, неврологического отделения, в количестве 30 человек, из которых 18 женщин и 12 мужчин.

Наше исследование, направленное на решение поставленных задач и сформулированной гипотезы, проходило в 2 этапа: 1. диагностический этап, на котором был использован следующий комплекс методик:4. Акцентуации характера (тест К. Леонгарда);5. Стандартизированный и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF (версия А);6. Опросник уровня субъективного контроля (УСЮ Е.Ф. Бажин, Е.А. Толынкина, А.М. Эткинд, 1993).

4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

1. Тип акцентуации характера можно определить с помощью опросника К. Леонгарда.

Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) Акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций характера, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на “слабое звено” характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатических развитии (“краевых психопатий”). Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства характера психически здорового человека. На основании различных классификаций (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин и др.) выделяются следующие основные типы акцентуаций характера:

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.[]

2. Стандартизированный и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF (версия А) состоит из 187 вопросов. Предназначен для обследования взрослых лиц с образованием не ниже, чем 8-9 классов. Адаптированный па русскоязычной выборке вариант опросника разработан В.И. Похилько, А.С. Соловейчиком, А.Г. Шмелевым, 1987. Используется для измерения 16 факторов личности, таких как:

Фактор А - Аффектотимия (сердечность, доброта)/Сизотимия (обособленность, отчужденность);

Фактор В -Высокий интеллект (умный)/Низкий интеллект (глупый);

Фактор С - Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)/ Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость);

Фактор Е - Доминантность (настойчивость, напористость)/ Конформность (покорность, зависимость);

Фактор F - Сургенсия (беспечность)/ Десургенсия (озабоченность);

Фактор G - Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость)/ Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность);

Фактор Н - Пармия (смелость)/ Тректая (робость);

Фактор \ - Премсия (мягкосердечность, нежность)/ Харрня (суровость, жестокость);

Фактор L - Протенсия (подозрительность)/ Алаксия (доверчивость);

Фактор М - Аутия (мечтательность)/ Праксерния (практичность);

Фактор N - Исскуственность (проницательность, расчетливость)/ Безыскусственность (наивность, простота);

Фактор О - Гипотимия (склонность к чувству вины)/ Гипертимия (самоуверенность);

Фактор Q1 - Радикализм (гибкость)/ Консерватизм (ригидность);

Фактор Q2 - Самодостаточность (самостоятельность)/ Социабельность (зависимость от группы);

Фактор Q3 - Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения)/ Импульсивность (низкий самоконтроль поведения);

Фактор Q4 - Фрустрированность (напряженность)/ Нефрустрированность (расслабленность).

Рассмотренные выше факторы — первого порядка. Вторичные факторы:

Фактор Г1 - Высокая тревожность / Низкая тревожность;

Факгор Б2 - Экстраверт / Интраверт;

Фактор F3 - Реактивная уравновешенность / Сензитивность;

Фактор F4 - Независимость / Конформность.

Обследуемому предлагается занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или на», «в», «с»); при этом его предупреждают, чтобы ответов мне знаю» было как можно меньше. Полученные результаты переводятся в стэны с минимальным значением в О баллов, максимальным — 10 баллов.

Л.Ф. Бурлачук (2002), измеряя внутреннюю согласованность факторов опросника 16PF Р. Кэттелла, пришел к выводу, что только два фактора F (сургенция — десургенция) и Н (смелость - робость) надежно измеряют то, что должны измерять. Кроме того, на основе проведенного факторного анализа Л.Ф. Бурлачуком было оставлено семь факторов, причем три из них (G, Q3, Q2) соответствовали тем, которые выделял Кэттелл [17t 18]. В нашем исследовании мы объясняли и интерпретировали полученные нами данные с учетом замечаний, приводимых в выше указанных работах.

3. Опросник уровня субъективного контроля (УСЮ (Е.Ф. Бажин, Е.А. Толынкина, А.М. Эткинд, 1993 и предназначен для диагностики интернальности - экстернальности личности. Нами использовался Вариант А опросника УСК» предназначенный для исследовательских целей. Вариант А данного опросника требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Данный опросник состоит из 44 пунктов.

Показатели опросника УСК включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. С помощью данного опросника осуществляется измерение етнтернальности - экстернальности по следующим шкалам:

1. Шкала общей интернальности (Ио).

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин),

4. Шкала интериальности в семейных отношениях (Ис),

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Полученные результаты выражаются в стэнах и могут быть представлены в виде <агрофиля субъективного контролю».

Опросник УСК обладает достаточным психометрическим обоснованием по критериям надежности и валидности.

4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.


Таблица 2.1.

Оценка жизненных событий

Жизненные события Баллы
1. Смерть супруга (супруги). 100
2. Развод. 73
3. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. 65
4 . Тюремное заключение. 63
5 . Смерть близкого члена семьи» 63
6. Травма или болезнь. 53
7. Женитьба, свадьба. 50
8. Увольнение с работы. 47
9. Примирение супругов. 45
10. Уход на пенсию. 45
11. Изменение в состоянии здоровья членов семьи. 44
12. Беременность партнерши. 40
13. Сексуальные проблемы. 39
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка. 39
15. Реорганизация на работе. 39
16. Изменение финансового положения. 38
17. Смерть близкого друга. 37
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. 36
19. Усиление конфликтности отношений с супругом. 35
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). 31
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. 30
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности. 29
23. Сын или дочь покидают дом. 29
24. Проблемы с родственниками мужа (жены). 29
25. Выдающееся личное достижение, успех. 28
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе). 26
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении. 26
28. Изменение условий жизни. 25
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. 24
30. Проблемы с начальством, конфликты. 23
31. Изменение условий или часов работы. 20
32. Перемена места жительства. 20
33. Смена места обучения. 20
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. 19
36. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. 19
36. Изменение социальной активности. 18
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). 17
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. 16
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 15'
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). 15
41. Отпуск. 13
42. Рождество, встреча Нового года, день рождения. 12
43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). 11

 

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.

 

Таблица 2.2.

Сравнительная таблица стрессовых характеристик

Общая сумма баллов Степень сопротивляемости стрессу
150-199 Высокая
200-299 Пороговая
300 и более Низкая (ранимость)

 

Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т.е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.

 




2019-07-03 171 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)