Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этика химии, ее профессиональный и социальный аспекты. Дидактика.



2019-07-03 807 Обсуждений (0)
Этика химии, ее профессиональный и социальный аспекты. Дидактика. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этика химии

 Этика – философская дисциплина. Длительное время считалось, что этика актуальна в деле регулирования общежития людей. В естествознании же, в том числе в философии химии, вроде бы она неактуальна. Однако бурное развитие химии, особенно синтетической химии, развеяло предубеждение химиков против этики. Не может быть свободной от этики область деятельности людей, в рамках которой они производят взрывчатые и отравляющие вещества, яды и химикаты, способные оказать нежелательное воздействие и на людей, и на природу. Перед лицом нежелательных последствий своих же собственных действий, люди неизменно обращаются к этике.

Дело, однако, состоит в том, что даже выдающимся авторам не под силу предвосхитить концептуальное содержание химии без непосредственного обращения к ее собственному потенциалу. Например, Кант – высочайший авторитет в области субстанциальной этики. Главный принцип его этики, так называемый категорический императив, состоит в том, что каждый должен поступать так, чтобы быть достойным представителем человечества. Как раз в этом состоит его долг. Попробуйте развить на основе принципа категорического императива этику химии. Вы тотчас окажетесь перед непреодолимыми трудностями, ибо рассматриваемый принцип не уточняет механизм его функционирования.

Альтернативой субстанциальной этике является метанаучная этика, вырастающая на базе науки. Этика химии должна ориентироваться на достижения теории принятия решения, исследование операций, системный анализ, выражаясь кратко, на теорию максимизации ожидаемой полезности.

Поиски в направлении метанаучной этики приводят исследователей к теории максимизации ожидаемой полезности, а вместе с ней к теории принятия решений, с которой, это также необходимо отметить, в тесных координационных связях находится ряд других концепций, например, исследование операций, программирование, системный анализ, теория управления. Весь этот комплекс наук исходит из представления, что субъектом принятия решения и осуществления поступка является человек. Этика – это метанаука об эффективном поведении людей, в рамках которого каждый человек проявляет свою индивидуальность. Решения принимаются людьми, а не небесами. Даже в случае, если решение вырабатывается коллективно, то, тем не менее, в этом процессе присутствует определенная структурированность, взаимодействуют-то между собой отдельные люди.

Этика уместна там, где люди, имея дело с различного рода альтернативами, выбирают из них наиболее эффективные и добиваются именно их осуществления, для этого была предложена теория полезности, в рамках которой первостепенное значение имеет максимизация ожидаемой полезности. Она задает формальные рамки этического поведения, но не является этической теорией.

Основополагающим принципом метанаучной этики является принцип ответственности. Субъект, во-первых, берет на себя задачу обеспечения желаемого будущего, во-вторых, сам вменяет себе эту задачу, в-третьих, стремится достигнуть наиболее эффективного результата, в-четвертых, делает это в соответствии с достижениями, достигнутыми в философии химии. В случае этики химии таковой наукой является философия химии. Химик, определяя границы своей ответственности, должен принимать во внимание и междисциплинарные связи химии, а также ее соотношение с обыденным сознанием. Химик, который изобрел взрывчатое вещество, несет двойную ответственность. Одна из них относится непосредственно к химии. Другая же относится к междисциплинарным связям химии. Личность этически не вправе перенести свою ответственность на кого-то другого, в том числе и на общество в целом. Но и она несет определенную ответственность за все общество. Лишь детальный анализ может выяснить степень ответственности личности, как за негативные, так и позитивные последствия.

Химическая дидактика.

Успех в любой области деятельности требует соответствующего образования. Это положение в силу его очевидности, пожалуй, не нуждается в специальном обосновании. Недостаточно всего лишь вырабатывать определенные знания, их еще необходимо передавать от одного человека к другому. Именно в этой связи наступает черед дидактики химии. Потребность в ней возникает постольку, поскольку каждому человеку необходимо общаться с другим таким образом, чтобы он тебя понимал. Предметом дидактики химии является налаживание процесса понимания между людьми, руководствующимися химическим знанием. Понятным для своих собеседников должен быть не только преподаватель в студенческой аудитории, но и автор солидного научного журнала, равно как и выступающий на конференции. Таким образом, дидактика относится не только к процессу обучения студентов, но и к любой разновидности коммуникации между химиками.

Широко распространенное дидактическое заблуждение состоит в представлении, что ради достижения образовательных целей все проблемы следует из химии убрать. В действительности же любая химическая теория насыщена многочисленными проблемами. Если они не обсуждаются, то химия просто-напросто обедняется. Например, в силу необходимости восхождения от простого к сложному строят образование на основе классических, неквантовых концепций. В результате обучаемые усваивают классические теории столь основательно, что квантовая химия им оказывается недоступной.

Дидактика химии должна строиться на следующих положениях.

1. Доступность учебного языка. Он должен быть приближен к тому языку, которым владеет собеседник, в том числе обучаемый, в нем максимально четко артикулируется концептуальная структура той или иной дисциплины. В нем с предельной осторожностью используется аппарат формальных дисциплин. Учебный язык доступен лишь тогда, когда должным образом разъясняется каждый трудный для понимания концепт. Недопустимо смешивать учебный и естественный язык.

2. Диалоговый характер дидактического языка. Выверенный в дидактическом отношении язык всегда рассчитан на определенный адресат. Следовательно, должны учитываться его особенности. Подлинный дидактический текст представляет собой форму заочного диалога. Его автор должен постоянно видеть перед собой воображаемого собеседника. Вопреки распространенной догме он не является анонимным. Невозможно написать хороший учебник химии для, например, студентов второго курса университета тому ученому, который не учитывает особенности именно этих студентов. Лишенный диалоговой формы текст неинтересен читателю, ибо он если и учитывает его состояние, то лишь в случайной, а не систематической форме.

3. Выполнение учебным текстом функций навигатора. В химии накоплен огромный объем знаний. Функции навигатора выполняет любой член химического сообщества, в том числе автор самой замысловатой научной статьи. Дидактика химии размечает главные пути освоения знаний. В ее отсутствие он выступает как густые джунгли, затрудняющие путь вперед. Их прореживание, предполагающее обустройство всего здания науки, как раз и является основной задачей дидактики химии. В этом своем качестве она не имеет альтернативы.

4. Принцип дидактической ответственности. Для любой области человеческой деятельности действенен принцип ответственности. В полной мере относится это и к дидактике в области химии. Вступивший в диалог стремится найти пути достижения максимально эффективного результата. Он не успокаивается на достигнутом, не довольствуется посредственными результатами. Дидактик выполняет двойную задачу. С одной стороны, он делает максимум для собеседника (обучаемого). С другой стороны, он не забывает и о себе. Наиболее существенным недостатком современного образования является его недостаточный этический уровень. Общество нуждается в образовании, обеспечивающем высокий уровень научно-этического химического знания.



2019-07-03 807 Обсуждений (0)
Этика химии, ее профессиональный и социальный аспекты. Дидактика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этика химии, ее профессиональный и социальный аспекты. Дидактика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)