Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные функции общения.



2019-07-03 518 Обсуждений (0)
Основные функции общения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции общениямногообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых основа­ний классификации — выделение в общении трех взаимосвязан­ных сторон, или характеристик:

1)  перцептивнойпроцесса восприятия и понимания людь­ми друг друга в процессе общения;

2)  информационной— процесса обмена информацией;

3)  интерактивной— процесса взаимодействия людей в обще­нии.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в основе которой лежит восприятие и понимание дру­гого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, по­скольку общение является важнейшей детерминантой эмоци­ональных состояний человека. Весь спектр специфически че­ловеческих эмоций возникает и развивается в условиях обще­ния людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ос­лабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заклю­чается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в Человеческом общении имеет свою специфику: осуществля­ется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимо­действие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммукативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредствен­ной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздей­ствовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуля­цию и коррекцию поведения.

П.С.Самыгин называет следующие функции общения:

1. Личностно формирующую (общение является необ­ходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и набе­решься»); коммуникативную (передача информации);

2.  Инструментальную (общение выступает как соци­альный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельнос­ти, принятия решения и т. п.);

3.  Экспрессивную (позволяет партнерам по общению вы­разить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);"

4. Психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфор­та, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в об­ществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);

5.  Интегративную (общение выступает как средство объединения людей);

6.  Социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

7.  Функцию самовыражения (общение позволяет про­демонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особен­ности).

 

II. Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность цели общения?

2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.

3. Назовите основные функции общения?

4. В чем заключается смысл аффективно-коммуникативной (перцептивной), информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной (интерактивной) функций общения.

5. В чем суть личностно формирующей, инструментальной, экспрессивной, интегративной, социализирующей функций общения, а также функции общения самовыражения?

Тема1.4. Виды, уровни общения.

I. Краткое содержание

1. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное

1.2 Когнитивное

1.3 Кондиционное

1.4 Мотивационное

1.5 Деятельностное

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

2. По целям общение делится на:

2.1 Биологическое

2.2 Социальное

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

 Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное

3.2 Опосредованное

3.3 Прямое

3.4 Косвенное

Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

 Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

 

Уровни общения

Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

Интересную иерархию уровней общения пред­ложил А.Б. Добрович выделивший семь уровней общения:

1. Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упро­щенный, простой, несложно устроенный.

2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партне­ров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.

3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют «кон­тактом масок». При общении на этом уровне хотя бы один из парт­неров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спря­тать свое лицо за воображаемую маску.

4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии.

5. Игровой уровень. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние.

6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.

7. Духовный уровень. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.



2019-07-03 518 Обсуждений (0)
Основные функции общения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные функции общения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)