Ролевое ожидание в общении
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах˸ ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения, но каждый из них имеет огромное значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Данные ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Таким образом, социальная роль выступает в двух аспектах: 1) образец поведения, то что ждут от исполнения роли. 2) реальное ролевое поведение, которое означает не всегда социально ожидаемое, а фактическое ролевое поведение. Как это ролевое поведение будет исполняться, зависит от личностных качеств человека, от степени усвоения им социальных норм (правил поведения), от ᴇᴦο убеждений, установок, ценностных ориентаций. В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социальные роли делятся на: формальные, внутригрупповые, межличностные, индивидуальные.
Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Например: директор школы – в рабочее время, зритель в театре – вечером, муж – дома и т.д. Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп человек ведёт себя не одинаково. Он в классе может быть троечником, в футбольной команде – капитан и т.д. Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы. Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений (например, роли друга, старшего товарища, защитника, помощника, врага, насмешника и т.п.). Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Т.е. человек настраивает себя на определённую линию поведения, и это в определённой степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях. Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов. Человек имеет Главный статус – это статус с которым его отождествляют; статус который определяет его образ жизни, круг общения, привычки, интересы и т. д. Виды статусов. Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью. Достигаемый статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Личный статус – проявляется на уровне малой группы, определяется личными чертами и качествами. Групповой – характеризует индивида, как члена большой социальной группы (профессиональный), как представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус описывается понятием социальная роль. Социальная роль (от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений. Социальна роль имеет два аспекта: Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом . Ролевое исполнение – это фактическое реальное поведение человека, занимающего ту или иную позицию. Требования и нормы общество приписывает статусу заранее, но между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, а за неправильное – наказывается. Ролевое исполнение представляет собой синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Ролевой конфликт– это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.
I. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите стили взаимодействия 2. В чем суть ритуального, императивного, манипулятивного и гуманистического стилей взаимодействия? 3. Опишите педагогические стили взаимодействия:Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. 4. Что такое социальная роль 5. Назовите типы социальных ролей. 6. Какие типы социальных ролей знаете. Охарактеризуйте их. 7. Расскажите о социальных статусах. Приведите примеры 8. Как вы понимаете «ролевое ожидание в общение». Приведите примеры.
Тема 2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |