Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исковая защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве



2019-07-03 163 Обсуждений (0)
Исковая защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основной Закон России гарантировал право граждан на судебную защиту от посягательства на их честь и достоинство.

При наличии признаков, которые свидетельствуют, что ущемляется честь, достоинство и деловая репутация, и иных оснований, связанные с нарушением рассматриваемых личных неимущественных прав, граждане имеют право требовать по суду опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию. Суды призваны пересекать распространение таких сведений, защищать охраняемое законом указанное нематериальное благо.

Судебная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц - один из видов юридических гарантий. В общих чертах защита, предоставляемая государством правам и интересам граждан и организаций, заключается в инициировании деятельности компетентных правоохранительных органов по защите оспариваемого или нарушенного субъективного права и охраняемого законом интереса, по предупреждению и устранению препятствий в их осуществлении.

В Гражданском кодексе РФ (часть первая) указывается, что гражданское законодательство "основывается на признании равенства регулируемых им отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты" (п.1 ст.1). Статья 5 Федерального Закона "О судопроизводстве в Российской Федерации" говорит о равенстве граждан перед законом и судом, а в ст.6 законодателем установлено их право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество.

Специальная норма, обеспечивающая защиту чести и достоинства граждан, а так же защиту деловой репутации юридических лиц заключена в ст.152 ГК РФ. В соответствии с действующим российским законодательством всякое заинтересованное лицо имеет право в установленном порядке обращаться в суд за защитой оспариваемого (или нарушенного) права или охраняемого законом интереса.

В том случае, если заинтересованное лицо не обратилось за защитой, возбуждение гражданского дела в суде не допускается. Гражданским Процессуальным Кодексом РФ не установлен порядок, по которому судья мог бы по своей инициативе возбудить гражданское дело, в том числе относительно защиты чести, достоинства или деловой репутации любого субъекта правоотношений. Граждане или организации добиваются защиты своих прав и законных интересов в исковом порядке. На это же направлены заявления и жалобы субъектов правоотношений, однако имеются определенные различия, в частности, они, связанны с характером отыскиваемой защиты.

Статья 131 ГПК РФ устанавливает, что по делам искового производства необходимо подавать исковые заявления, а по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, и по делам общего производства — заявления и жалобы.

Важным признаком искового заявления в частности, о защите чести, достоинства и деловой репутации является его направленность на защиту оспариваемого или нарушенного гражданского права на основе разрешения правового спора. В порядке ст.152 ГК РФ не рассматривают требования об опровержении порочащих гражданина сведений, которые содержатся в судебных решениях и приговорах, постановлениях следственных органов и других официальных документах, и которые обжалуются иным порядком.

Исковой порядок защиты чести, достоинства, деловой репутации и возмещения в связи с этим морального вреда является сложным явлением, определяемый характером защищаемого материального права и формой, принимаемой этой защитой в гражданском процессе. Что же касается административно-правовых отношений, то требование судебной защиты по делам, возникающих из этих отношений, основывается не на разрешении правового спора, а на проверке постановления. С учетом этого обстоятельства и само требование, возникающее из административно-правовых отношений, не может быть исковым.

Задачами подготовки дела о защите чести, достоинства и деловой репутации к судебному разбирательству, являются:

- уточнение обстоятельств, которые имеют значение для правильного разрешения дела;

- решение вопроса о составе лиц, участвующих в деле;

- определение доказательств, которые ответчик должен представить в обоснование действительности распространенных им порочащих истца сведений и др.

Одно из необходимых условий удовлетворения иска о защите чести, достоинства и деловой репутации судом - установить несоответствие действительности распространенных порочащих сведений. Обязанность доказывать соответствие порочащих истца сведений действительности лежит на ответчике. Возложение бремени доказывания на ответчика означает, что при не доказанности соответствия распространенных порочащих сведений действительности они признаются ложными и устанавливается презумпция несоответствия действительности порочащих другое лицо сведений.

При вынесении решения об удовлетворении иска суд указывает в резолютивной части способы опровержения сведений, которые признаны не соответствующими действительности, и срок, в течение которого должно наступить опровержение. В случаях распространения сведений в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Если же порочащие честь, достоинство или деловую репутацию какого-либо субъекта сведения содержаться в документе, исходящем из организации, такой документ подлежит замене или изъятию.

Судом, в зависимости от конкретных обстоятельств каждого дела, определяется порядок опровержения порочащих сведений: принести устные или письменные извинения истцу; направить письменное опровержение в организацию, в которую поступили порочащие истца сведения; опровергнуть распространенные сведения на собрании коллектива и др. Суд имеет право избрать одновременно несколько форм опровержения с установлением реального для исполнения конкретного срока. При необходимости суд обязан изложить текст в решении опровержения.

Исполнение судебных решений производится в соответствии с Федеральным Законом РФ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010), принятым Государственной Думой 14.09.2007.

Этим Законом определен порядок и условия принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а так же актов других органов, которые при осуществлении установленных Законом полномочий имеют право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней передачу другим физическим лицам или в соответствующие бюджеты юридических лиц денежных средств и иного имущества либо совершать в их пользу определенные действия или воздержание от совершения этих действий (ст.1).

Принудительное исполнение, в частности, судебных актов Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов-исполнителей, полномочия которых, а так же порядок их организации и деятельности определены рассматриваемым Законом и Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ (ред. от 27.07.2010) .

Законом четко регламентированы сроки совершения исполнительных действий (ст.13). Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем по общему правилу в 2-х месячный срок, кроме случаев, подлежащих немедленному исполнению.

В случае неясности требований в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе, в частности, обратиться в суд с заявлением, чтобы ему разъяснили соответствующий судебный акт. Суд должен рассматривать заявление в десятидневный срок со дня его поступления и при необходимости дать разъяснение по принятому им документу, не меняя его содержания. Исполнение судебных решений является - крайне важная стадия судебного процесса для защиты чести, достоинства и деловой репутации. От того, как точно, в каком объеме и в какой срок исполнено решение об удовлетворении иска, зависит восстановление в полной мере нарушенных чести, достоинства или деловой репутации граждан или юридических лиц.

 


заключение

 

Решение глобальных проблем неразрывно связано с повсеместным утверждением веры в достоинство человеческой личности. Их обеспечение является необходимым атрибутом любого государства. Вопросы чести и достоинства были и считаются одними из животрепещущих и жгучих вопросов.

Проблема личности, её прав и свобод никогда, при любых катаклизмах, происходящих в обществе и государстве, не теряет своей актуальности. Интерес к этой проблеме вызван как общественными потребностями, так и запросами самого человека-личности.

Каждый человек имеет такие блага, как честь и достоинство.

Российским государством охраняется честь, достоинство и деловая репутация граждан и организаций при их нарушении, обеспечивается необходимая система гарантий осуществления прав и их защита. Пользуясь этими гарантиями, у каждого гражданина есть право восстановления нарушенных прав, он имеет право защищать свои права, законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

Проблема компенсации морального вреда всегда находится в сфере внимания юристов, так как затрагивает интересы многих граждан и организаций.

Целью института компенсации морального вреда является выполнение нравственной социальной функции - охрана неприкосновенности личности, то есть функция социальной защиты.

Понятие "личность" не ограничивает только физической неприкосновенностью, наоборот оно носит скорее нематериальный характер, охватывается духовная, моральная сфера человека. Под моральным вредом следует понимать не только вред, который причинен нарушением обязательственных прав или посягательством на нравственное чувство, но и всякого рода различные страдания, причиняемые любым правоотношением.

Моральный вред - это физические или нравственные страдания, которые причинены действием (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, деловая репутация, личная и семейная тайна и т.д.) или нарушены его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и т.д.) либо нарушены имущественные права гражданина.

Моральный вред зачастую более чувствительный и более остро он, чем имущественный вред, заставляет страдать потерпевшего, моральный вред не может быть возмещен, но он может быть хоть как-нибудь компенсирован. Так как отсутствуют иные, лучшие способы дать потерпевшему удовлетворение, этим способом служит денежная компенсация. Оценивая моральный вред, суд рассматривает специфические особенности каждого дела, степень и характер морального вреда, имущественное положение ответчика и потерпевшего.

Причинение морального вреда личности - это форма вреда, причиняемая не имуществу потерпевшего, а его личности - физический или моральный - и косвенно отражающаяся на его имущественном положении, например, лишение жизни кормильца или лишение либо ограничение трудоспособности лица.

Моральный (неимущественный) вред, может быть, причиняться и тогда, когда даже малозначительное причинение имущественного вреда вызывает сильные переживания (например, уничтожение писем, фотографий или иных памятных предметов близких людей и т.д.).

Моральный вред нарушает психическое благополучие, душевное равновесие личности. В результате правонарушения, совершенного против человека, он может испытывать унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, дискомфортное состояние и т.д. Вследствие совершенного против личности правонарушения могут наступить негативные последствия в самой различной сфере ее деятельности. Но в любом случае моральный вред представляет собой переживание нравственных страданий, он сужает свободу личности, и не должен оставаться вне сферы права.

Компенсировать моральный вред - значит представить возможность в определенной мере сглаживания неблагоприятных последствий правонарушения, приобретение вместо утраченного блага другого. Гарантия законом охрана чести, достоинства и деловой репутации, в том числе посредством возмещения морального ущерба, положительно сказывается на психическом состоянии потерпевшего, вселяет в него веру в справедливость.

В свою очередь, обязанность правонарушителя возместить причиненный им моральный ущерб - это мера определенной ответственности, не позволяющая безнаказанно умалять честь, достоинство, деловую репутацию личности.

Отечественное законодательство длительное время не предусматривало право на компенсацию морального вреда. Принципиально новая в этом отношении правовая норма (статья 151 ГК РФ), предусматривает право гражданина на компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями.

Требование закона о компенсации морального вреда предусмотрено законом не только при защите чести, достоинства и деловой репутации, но и в некоторых других случаях и, в частности, при причинении трудового увечья потерпевшему, в случаях профессионального заболевания, при незаконном увольнении и т.д.

Статьёй 151 ГК РФ предусмотрено, что моральный вред возмещается только тогда, когда он причинен действиями, нарушающие личные неимущественные права (блага) гражданина. Законом могут быть установлены и другие случаи компенсации морального вреда. Таким образом, из ст. 151 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда, возникшего при нарушении имущественных прав гражданина, допускается лишь в специально предусмотренных законом случаях.

Статьей 151 ГК РФ установлено также общее правило: моральный вред возмещать на тех же основаниях, на которых строится ответственность за причинение имущественного вреда. Следовательно, в настоящее время независимо от вины возмещается моральный вред, причиненный в результате деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, при незаконном осуждении, незаконном привлечении к уголовной ответственности, незаконном заключении под стражу и т.п.

Моральный вред возмещается только деньгами. В ч. 2 ст. 151 ГК РФ приведены критерии для определения размера компенсации морального вреда: они ограничены степенью вины причинителя, степенью нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, и иными заслуживающими внимания обстоятельствами.

Практикой применения нормы о компенсации морального вреда выработаны и дополнительные рекомендации для определения размера компенсации.

По действующему законодательству потерпевший вправе сам субъективно оценить тяжесть причиненного ему морального вреда и в иске произвольно указать определенную сумму. У суда, рассматривающего дело, на этот счет также должны быть ориентировочные критерии. По каждому конкретному делу необходимо принять во внимание: общественную оценку нарушенного блага или ущемленного интереса, тяжесть наступивших последствий, степень вины правонарушителя, социально-бытовые условия потерпевшего, сферу распространения позорящих сведений не соответствующих действительности, материальное положение сторон.

Статьёй 151 ГК РФ не предусмотрено возмещение морального вреда юридическому лицу, что не способствует деловой репутации юридических лиц в условиях конкуренции. Статьи 151 и 152 ГК РФ устанавливают, что субъектом, которому причиняется моральный вред, может быть и гражданин- предприниматель без образования юридического лица, в данном случае, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ действуют нормы ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческой организации. Но оставаясь гражданином, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин (ст. 24).

Чтобы получить опровержение достаточно лишь доказать в суде несоответствие действительности устного или письменного высказывания. Такое положение помогает оградить органы печати от присуждения больших сумм компенсации в пользу должностных лиц. Ведь если компенсация морального вреда официальным лицам только лишь за публикацию ложной информации станет обычным явлением, возникнет прямая угроза свободе печати, так как средства массовой информации просто будут бояться оперативно информировать население обо всем, что происходит во власти.

Анализ судебной практики показывает, что она положительно решает вопрос о возможности применения закона и возмещения морального вреда, например, в отношениях воздушной перевозки граждан несмотря на то, что в действующем на территории Российской Федерации Воздушном кодексе СССР (равно как и в других законодательных актах, специально регулирующих отношения по перевозке граждан и багажа) право пассажиров на возмещение морального вреда не предусмотрено.

Супруги А. обратились в суд с иском к акционерному обществу "Колавиа" о взыскании на двоих 40 тыс. руб. в возмещение морального вреда, ссылаясь на то, что 11 сентября 2003 г. должны были, возвращаясь к месту постоянного жительства, вылететь на самолете ответчика по маршруту Краснодар-Сургут; вылет неоднократно откладывался и состоялся лишь 15 сентября 2003 г., чем им были причинены значительные неудобства и страдания. Ответчиком иск не признан. Решением Сургутского областного суда иск удовлетворен частично: в пользу каждого истца взыскано по 4 тыс. руб.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2004 г. решение оставлено без изменения. Судебные инстанции исходили из того, что в данном случае спорные отношения регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст. 13), в связи с чем истцы имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного ответчиком, несмотря на то, что Воздушный кодекс такое право пассажиров не предусмотрел. Размер компенсации определен с учетом того, что истцы, в ожидании отправки рейса, вынуждены были находиться в аэропорту, размещаться из-за отсутствия гостиницы в зале ожидания, где отсутствовали элементарные условия для отдыха, а также то, что весь этот период в г. Сургуте на иждивении бабушки оставались их 3 несовершеннолетних ребёнка, один из которых был болен.

Другой пример. При применении Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" возник вопрос о возможности взыскания с продавца (изготовителя, исполнителя) денежных сумм в качестве возмещения морального вреда, причиненный неопределенному кругу лиц.

Юристы на этот вопрос отвечают отрицательно. Омская фирма "Мираф" по договору с иностранной фирмой завезла в г. Когалым большую партию чая, которую передала оптовому покупателю - Открытому акционерному обществу "Роспродторг" для последующей реализации населению через розничную сеть. Общество защиты прав потребителей г. Когалыма, ссылаясь на то, что чай не соответствует предъявляемым к его качеству требованиям и в нём содержатся вредные для организма человека элементы, обратилось в суд с исками к названным фирме, акционерному обществу и нескольким торгующим фирмам о признании их действий по продаже чая ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Общество также просило взыскать около 100 тыс. руб. во внебюджетный фонд области для возмещения морального вреда, причиненного потребителям.

Решением Тюменского областного суда от 8 декабря 2003 г. иск был удовлетворен частично: действия ответчиков по реализации некачественного чая признали противоправными, их обязали прекратить их и в месячный срок, довести через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда; в остальной части иска было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя решение без изменения, в определении от 23 марта 2004 г. указала, что суд правильно удовлетворил иск частично, поскольку установил, что продаваемый гражданам чай не соответствовал требованиям, предъявляемым к его качеству.

Что же касается компенсации морального вреда, то в силу ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" он возмещается лишь конкретным потребителям по их искам либо по иску общества защиты прав потребителей в их интересах; в данном делу эти условия отсутствуют, иск предъявлялся в защиту неопределенного круга потребителей, поэтому компенсация морального вреда в этом деле невозможна.

Таким образом, анализируя материалы судебной практики мы пришли к выводу, что российскому законодателю необходимо определить крайние критерии возмещения морального вреда, а также ответственность за распространение любых порочащих гражданина сведений, установить более четкий порядок взыскания с ответчиков компенсации за неимущественный моральный вред.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



2019-07-03 163 Обсуждений (0)
Исковая защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исковая защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)