Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционно-педагогические методы



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Традиционно-педагогические методы 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовательские методы педагогической науки

 
 

       С объектом и предметом науки тесно связан и ее метод (от грсч. methodos - путь, прослеживание).

       Под методом понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности.

       Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимается учение о методах познания, объясняющее пути и обосновывающее способы приращения, построения и применения знаний.

Один из выдающихся специалистов в области научной методологии английский мыслитель XVII в. Ф. Бэкон, подчеркивая исключительное значение выбора правильных методов исследовательской работы, справедливо отмечал, что путник на костылях, идущий прямой дорогой, достигнет цели быстрее здорового, но идущего кривой дорогой. Р. Декарт , выдающийся французский ученый, говорил, что наука, не опирающаяся на правильный метод, подобна городу, построенному без плана.

       Вычленение методологических проблем в специальную область произошло в связи с возрастанием в социальной деятельности роли умственных операций и возникновением на этой основе необходимости овладения всеми работниками умственного труда, особенно преподавателями и учеными, наиболее эффективными методами работы. Методология разрабатывает систему основных правил познания и практической деятельности в их соотношении со свойствами объективной действительности.

       Необходимо отметить, что в связи со спецификой предмета исследования педагогики (дети), данные не могут быть абсолютно точными, и выводы делаются с долей приблизительности. Исследования, каким-то образом могущие навредить ребенку, и вовсе запрещены.

Классификация методов исследования

          Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Теоретические методы исследования:

       Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое.
Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.
Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения — критерий.
Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установление определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.
Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).
Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.
Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.
Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

 

       К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

Традиционно-педагогические методы

       Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне.

           Педагогическое наблюдение — метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики.  Наблюдение наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.

К примеру, исследователь присутствует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пассивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяет исследователю сделать выводы о том, что усвоение материала зависит от степени внимания учащихся, что более высокие знания имеют активные слушатели, позитивно относящиеся к учителю и его объяснению. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.

       Подчеркивая допустимость и распространенность метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Сам термин «педагогическое наблюдение» имеет ряд значений: житейский смысл («Последи за ребенком, не выбежал бы на дорогу»); наблюдение практического педагога (воспитателя, учителя, преподавателя); наблюдение контрольное (инспектора, директора, администрации школы); учебное наблюдение (студента-практиканта, курсанта, слушателя, учителя-стажера) и наблюдение исследователя. О последнем мы поговорим более подробно.
Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях. Оно может быть организовано и в школе, и во внешкольных и дошкольных учреждениях, и в семье, и в оздоровительных лагерях, и в вузе, и в трудовом коллективе, — словом, всюду, где изучается и исследуется опыт воспитания, обучение, педагогическое явление.
Наблюдение бывает невключенным и включенным.

Примером невключенного наблюдения может быть посещение завучем или методистом урока учителя для изучения познавательной активности учащихся, причем наблюдающие никак не вмешиваются в работу класса. И в то же время исследователь сам может вести урок, одновременно изучая какие-то педагогические вопросы, например, развития познавательной активности учащихся, результативности коллективной познавательной деятельности и др. При этом он сам активно руководит познавательным процессом, динамично управляет им. Это — пример включенного наблюдения.
На практике широко используется тот и другой вид наблюдения.

Педагогическое наблюдение проводится не случайно и стихийно, а целенаправленно и планомерно. Для этого необходима предварительная подготовка. Исходя из темы, задач исследования, конкретной, избранной научно-педагогической проблемы, надлежит сформулировать цель и задачи наблюдения, наметить его объект, место и календарные сроки, определить участников. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения.
В момент невключенного наблюдения не следует вмешиваться в учебно-воспитательный процесс. Желательно, чтобы те, за кем ведется наблюдение, не знали его цели и темы. В противном случае их поведение может оказаться нарочитым, неестественным. Тогда наблюдаемые факты окажутся нетипичными, случайными и даже искаженными.
Необходимо фиксировать наблюдаемый материал. Это может быть обыкновенная протокольная запись или стенограмма, или, если есть возможность, звукозапись, фонограмма. В протоколе надо указать точные условия наблюдения: дату и часы, за кем ведется наблюдение (группа, класс, бригада, индивид), где, вид занятия или дела (урок, внеклассное занятие, трудовое дело, турпоход и т.п.), кто ведет наблюдение: учитель, воспитатель, кто-то другой. Запись ведется в свободной форме или в какой-либо иной.
После урока материалы наблюдения дополняются и уточняются беседой с учителем и, по необходимости, — с учащимися. Протокол уточняется. В последующем его материалы дадут необходимые факты при анализе изучаемой темы.
Запись в дневнике обычно ведется в такой форме: в левой половине листа— наблюдения, в правой— оценочные суждения. При этом необходимо фиксировать все сведения о наблюдаемом процессе: дату, место, время, объект и т.п.
Наблюдение дает живые факты, почерпнутые, как правило, в естественных, а иногда в специально создаваемых условиях, например, при эксперименте. В этом случае факты достоверны. Недостаток состоит в том, что при наблюдении могут не проявиться факты, которые раскрывают тему исследования, или их наберется мало. Потом наблюдения придется многократно повторять, а на это уходит много времени.



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Традиционно-педагогические методы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционно-педагогические методы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)