Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика логопедической работы при дизартрии.



2019-07-04 334 Обсуждений (0)
Методика логопедической работы при дизартрии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика логопедической работы при дизартрии складывает­ся из массажа, специальной логопедической гимнастики, выра­ботки и автоматизации навыков артикуляции.

В логопедической работе при дизартриях необходимо умело при­менять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спа­стические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тони­зации нервно-мышечного речевого аппарата.

Вся работа при дизартрии делится на три периода.

I период — освобождение речи и психики ребенка от вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать планомерную систематическую работу над речью. Это преодоле­ние насильственных движений, обильного слюнотечения, пассив­ности. В основе пассивности лежат недостаточность общей мото­рики (затрудняющая возможность самостоятельного передвижения и самообслуживания) и недостаточное слуховое внимание. Эти явления служат причиной неполного контакта ребенка с окружа­ющими и мешают логопеду в организации речевой работы, поэто­му должны стоять на первом плане в первом периоде.

Для II периода характерным является преодоление ос­новного нарушения — фонетической неполноценности речи. Она стоит теперь на первом плане. Обучение ребенка, организация его досуга в значительной степени должны быть подчинены этой задаче.

В III периоде, когда речь делается понятной для окружа­ющих, ребенка включают в детский коллектив.

I период.Борьба со слюнотечением. Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно про­извести какое-либо артикуляционное движение. На первых по­рах, когда затруднен еще и сам акт глотания, следует предло­жить пожевать, несколько закидывая голову назад, что облегчает акт глотания. Кроме глотания слюны, ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его закрытым. Напоминания об этом нужно делать и дома. С этих же указаний начинается работа пе­ред зеркалом.

Для того чтобы активизировать у ребенка желание преодолеть свое слюнотечение, можно после первых успехов (что отмечает­ся примерно через неделю) предложить снять нагрудник.

При наличии насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием. В этих случаях главное внимание следует уделить не динамике, а статике движения (удержанию полученного положения) и даже состоянию полно­го покоя. Например, перед ребенком ставится задача: открыть рот и постараться при этом затормозить подергивания губ, ле­жащего во рту языка или высунуть язык и проследить за тем, чтобы он лежал спокойно, без подергиваний. Ребенок контро­лирует свои движения зрительно, сидя перед зеркалом. Лого­пед вслух считает: «Раз, два, три...» — и это служит мерой того времени, в течение которого ребенку удается затормозить на­сильственные движения. Первое время период измеряется се­кундами, в ходе работы он начинает все более удлиняться (од­новременно ведется аналогичная работа в отношении движений пальцев рук для подготовки к письму). Аналогично проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппара­та, являющегося, так же как и насильственные движения, пре­пятствием как к осуществлению, так и к удержанию получен­ного движения. Эти упражнения также проводятся перед зеркалом: логопед обращает внимание ребенка на то, что язык его выдвигается комом, твердый, напряженный и показывает на себе расслабленный язык — тонкий, широкий, распластан­ный. Для сравнения можно дать пощупать ребенку мышцу рас­слабленную и напряженную (хотя бы двуглавую мышцу в области плеча) Высунутый комом язык можно слегка похлопать шпателем, под влиянием чего мышцы языка на короткий срок расслабляются и он принимает распластанное положение. Эти упражнения, так же как и предыдущие, ведутся на выдержку-логопед ритмично считает от начального момента расслабления языка, губ и т.п. до конца его, побуждая ребенка увеличивать длительность этого периода.

Для активизации голосовых связок, полезно дать пощупать ребенку напряжение звучащей гор­тани, прикладывая одну руку к гортани логопеда, а другую — к начинающей вибрировать своей гортани, и фиксировать его слу­ховое внимание на звучании.

Важно, чтобы звук сразу получался свободный, без излишне­го напряжения: ребенку нужно ощутить резонирование грудной полости и следить за тем, чтобы он подавал голос на выдохе и прекращал подачу, как только начнет чувствовать, что ему не хватает воздуха.

С каждым разом нужно стремиться увеличить длительность звучания. Первые голосовые упражнения проводятся на звуча­нии согласного м, этот звук очень прост по артикуляции, но требует направления воздушной струи из гортани в полость носа.

Серией упражнений на гласных вырабатывается длительное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Очень боль­шую роль могут сыграть занятия по пению. В результате их зна­чительно выравниваются речевое дыхание, длительность, сила, звучание и модуляция голоса.

II период. В этом периоде ведущей становится работа над произношением. Наряду с этим начатая в первом периоде работа над звуками и подготовительная работа по грамоте спо­собствует довольно быстрому развитию слухового восприятия ре­бенка до нормы.

Работа над словарем также идет попутно с общей работой, как специально речевой, так и учебной.

В выборе речевого материала логопед должен быть очень ги­бок, так как словарь должен по возможности соответствовать возрасту и интересам повседневной жизни детей. Он может быть подобран как из специальных пособий по исправлению произ­ношения, так и из различных букварей. Слова должны подби­раться по двум принципам: а) по постепенно нарастающей труд­ности произнесения — длине, звуковому составу и б) по смысловому значению, начиная со слов конкретных и обиход­ных и постепенно переходя к более абстрактным. Слова должны записываться и даже снабжаться соответствующими рисунками

III период. Работа над произношением в этом периоде должна занимать большое место, но она уже будет дополнитель­ной и в значительной степени может проходить в процессе об­щедошкольного обучения. Логопед должен установить тесный контакт с педагогом школы, чтобы совместно предъявлять необ­ходимые и вместе с тем посильные требования к речи ребенка.

Автоматизация поставленных звуков в речи требует также дли­тельных сроков работы.

На основании всего изложенного видно, что работа с ре­бенком, требует и от логопеда и от ребенка много терпения, настойчивости и времени.

Упражнения должны проводиться длительно и систематичес­ки, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда тре­буется много умения и такта, чтобы заставить ребенка их произ­водить, а кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Одной из таких форм являются под­вижные и настольные игры...

Закрепление необходимых навыков происходит под контро­лем родителей, воспитателя, педагога в процессе разнообразной деятельности (игра, учение, труд и т. д.). Так, в частности, про­исходит овладение навыком следить за своей собственной ре­чью. Чем больший контакт логопед сумеет установить с назван­ными лицами, тем эффективнее окажется его работа.

 Логопед должен учитывать степень пораже­ния, возрастные особенности детей.

 



2019-07-04 334 Обсуждений (0)
Методика логопедической работы при дизартрии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика логопедической работы при дизартрии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)