Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации
Одиночество как фактор дезадаптации лиц пожилого возраста Содержание Введение Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации 1.1 Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе 1.2 Особенности формирования одиночества у лиц пожилого возраста Выводы по главе 1 Глава 2. Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей 2.1 Комплексный центр социального обслуживания населения 2.2 Организация работы по преодолению одиночества пожилых людей в Комплексном центре социальной защиты населения Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы
Введение
Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания. Существенную роль в сохранении ее научной и практической значимости играет "антропоэколологическое напряжение" (В.П.Казначеев), нарастающее из-за несоответствия темпа адаптациогенеза и происходящих во всех сферах жизнедеятельности человека преобразований. Адаптация представляет собой одни из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем. Включение адаптации в круг важных общепсихологических проблем определяется как реальными требованиями жизни, так и логикой развития научной психологии. Современная психологическая наука, активно и масштабно включившаяся в решение актуальных для общества задач, сталкивается с необходимостью осмысления изменений психологии человека. Поиски объяснения поведенческих модификаций, определение интегральных факторов упорядочения психологических трансформаций связаны с изучением адаптации. Особое внимание уделяется нарушению адаптации – дезадаптации, потому что именно в этом случае человек испытывает проблемы и нарушения собственной социальной активности. Анализ теоретических и методологических подходов, существующих в различных научных областях, включая философию, биологию, медицину, валеологию, социологию, педагогику, позволил выделить несколько обобщенных смысловых аспектов адаптации и дезадаптации: расмотрение жизнедеятельности в изменяющихся условиях существования (Р.М.Баевский, И.Г.Беспалько, Н.Н.Василевский, Н.Р.Деряпа, Н.И.Косенков, В.Н.Крутько, Ф.З.Меерсон, В.П.Петленко, С.И.Сороко); адаптация как приспособление к измененным условиям среды (В.А.Ананьев, Е.В.Витснберг, А.И.Воложин, И.Б.Дерманова, Р.Г.Ильюченок, В.П.Казначеев, Л.А.Коростылева, А.Г.Маклаков, И.А.Милославова, Н.Н.Обозов, А.Н.Северцев, Ю.К.Субботин); достижение устойчивости в измененной среде (Ф.Б.Березин, Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова, В.И.Медведев, В.А.Петровский). Изменения, происходящие в социальном, культурном, предметном и природном окружении, ставят специалистов перед необходимостью изучения дезадаптации с позиций человека как субъекта жизнедеятельности, как целостной личности, осознанно выбирающей направление и способы построения собственного жизненного пути в нестабильном мире. Наибольшие проблемы в решении данных вопросов возникают с теми социальными слоями, которые в силу объективных и субъективных факторов не могут обеспечить себя самостоятельно. К одной из таких групп относятся пожилые люди. Их социальная и психологическая незащищенность, ранимость не позволяют самостоятельно решать возникающие в современном обществе проблемы. Помощь данной категории людей – одно из основных направлений деятельности социального работника, психолога. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М.Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г.Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.) Актуальность проблемы и ее недостаточное рассмотрение в теории и практике социальной работы определило тему нашего исследования: "Одиночество как фактор дезадаптации пожилых". Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать специфику работу по преодолению одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Объект исследования – одиночество как социально-психологическая проблема. Предмет исследования – одиночество как фактор дезадаптации пожилых людей. Гипотезой исследования является предположение о том, что одиночество, как один из факторов дезадаптации пожилых людей, необходимо корректировать в рамках социально-психологической деятельности через организацию совместной деятельности пожилых людей, организацию и проведение клубов по интересам, привлечению пожилых людей к решению общих вопросов. Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи исследования: · на основании изучения теоретических источников уточнить сущность изучаемых понятий; · проанализировать особенности формирования дезадаптации пожилых людей; · выявить специфику формирования одиночества в пожилом возрасте; · экспериментально исследовать способы решения проблем одиночества пожилых. Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические - наблюдение, анкетирование, проектирование. Базой исследования является отделение дневного пребывания пожилых и инвалидов комплексного центра социального обслуживания.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |