Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные нормативы технической эксплуатаций автомобилей и методы их определения: периодичность и трудоемкость ТО, ресурс и нормы расхода запасных частей.



2019-07-04 581 Обсуждений (0)
Основные нормативы технической эксплуатаций автомобилей и методы их определения: периодичность и трудоемкость ТО, ресурс и нормы расхода запасных частей. 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Периодичность и трудоемкость ТО

Периодичность ТО - это нормативная наработка (в километрах пробега или часах работы) между двумя последовательно проводимыми однородными работами ТО. При проведении обслуживания применяются два основных метода доведения изделия до требуемого технического состояния.

При первом методе, обозначаемом условно 1-1 (по наработке), устанавливается определенная периодичность, в соответствии с которой изделие восстанавливается до заданного технической документацией уровня при достижении установленной наработки.

При втором методе 1-2 (по параметру технического состояния) при заданной периодичности производится сначала контроль технического состояния и принимается решение о проведении предупредительных технических воздействий, т. е. доведении технического состояния изделия до установленного уровня.

Таким образом, в общем виде операция ТО состоит из двух час­тей — контрольной и исполнительской. Это необходимо учитывать при определении трудоемкости tп операции ТО:

tп = tк + k·tи

где tк и tи - трудоемкость соответственно контрольной и исполнительской частей профилактической операции, k-коэффициент повторяемости.

При первом методе k=1, а контрольная и исполнительская части практически сливаются. При втором методе каждый раз с установленной периодичностью выполняется контроль, а исполнительская часть проводится в зависимости от результатов контроля с определенной вероятностью (коэффициентом повторяемости k), учитываемой при нормировании трудовых и материальных затрат, и организации проведения работ. Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае при втором методе k=0 или k=1, а о коэффициенте повторяемости можно говорить как о средней величине для нескольких случаев и при нормировании.

Целесообразность использования того или иного способа проведения ТО (с контролем или без него) определяется соотношением затрат на устранение и предупреждение отказов, на контрольную и исполнительскую части операции, вариацией случайных величин и другими факторами.

Стоимость проведения профилактической операции:

 

dn = dk + k •dи

 

где dк и dи — стоимость соответственно контрольной и исполнительской частей операции.

Методы определения периодичности ТО подразделяются: на простейшие (метод аналогии по прототипу); аналитические, основанные на результатах наблюдений основных закономерностях ТЭА; имитационные, основанные на моделировании случайных процессов.

Трудоемкость ТО

Трудоемкость представляет собой затраты труда на выполнение операции или группы операций технического обслуживания, измеряемые в человеко-часах или нормо-часах.

Норматив трудоемкости необходим для определения числа исполнителей и оплаты их труда за фактически выполненную работу с учетом требуемой квалификации рабочего (тарифной ставки).

На автомобильном транспорте применяются следующие нормы:

· дифференцированные, устанавливаемые на отдельные операции, с учетом их расчленения при необходимости на переходы, приемы и трудовые движения;

· укрупненные (или комплексные при бригадной форме организации труда) - на группу операций или работ, вид обслуживания и ремонта;

· удельные, отнесенные к выполненной работе или наработке (чел-ч/1000 км пробега автомобиля).

Последние два вида норм корректируются в зависимости от условий эксплуатации, пробега с начала эксплуатации, условий оптимизации труда и других факторов. Нормативы трудоемкости ограничивают трудоемкость сверху, т. е. фактическая трудоемкость должна быть не больше нормативной при условии качественного выполнения работ.

Норма трудоемкости выполнения операций технического обслуживания или ремонта Нт определяется с учетом коэффициента повторяемости (k) и складывается из времени на выполнение следующих работ:

· подготовительно-заключительных;

· оперативных;

· по обслуживанию рабочего места;

· перерывов на отдых и личные надобности.

 

где tоп – оперативное время, чел-мин;

апз – доля подготовительно-заключительного времени, %;

аобс – доля времени обслуживания рабочего места,%;

аотд – доля времени на отдых и личные надобности, %.

 

Подготовительно-заключительное время необходимо для ознакомления исполнителя с порученной работой, подготовки рабочего места и сдачи наряда, инструмента, материалов и др.

Оперативное время, необходимое для выполнения производственной операции, подразделяется на основное и вспомогательное. В течение основного (или технологического)времени осуществляется собственно операция, например регулирование тормозов, замена масла в агрегатах, снятие агрегата с автомобиля и т. д. Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможности выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспечение доступа к объекту обслуживания или ремонта и т. д.

Время обслуживания рабочего места необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудованием (уборка, смена инструмента, размещение оборудования и приспособлении и т. д.).

Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные надобности называется дополнительным.

2.2 Ресурс и нормы расхода запасных частей

При нормировании ресурсов применяют показатели - средний и гамма-процентный (при 85-90%), определяемые по результатам наблюдений или отчетным данным. Нормы обычно устанавливаются для следующих случаев:

ресурс автомобиля или агрегата до 1-го капитального ремонта при работе в определенных условиях (табл.1); средний срок службы (в годах) или ресурс до списания.

 

Автомобили

Ресурс, тыс. км

Двигатель Коробка передач Задний мост Передний мост
ГАЗ-3-24-01, -24-07 200 250 300 300
ПАЗ-672 180 180 180 150
ЛиАЗ-677М 200 200 300 210
ГАЗ-53А, -53-07 200 250 250 250
ЗИЛ-130 250 300 300 300
МАЗ-5335 275 275 320 320
КамАЗ-5320 300 300 300 300

Таблица 1. Ресурс агрегатов до 1-го капитального ремонта для 1-й категории эксплуатации.

Нормы расхода запасных частей необходимы для планирования и для определения объема заказа запасов и затрат на запасные части. Применяются укрупненные и номенклатурные нормы.

Укрупненные нормы затрат на запасные части и материалы при эксплуатации служат для целей планирования ТО и ремонта. Обычно в среднем в расходах на текущий ремонт запасные части составляют 40%, а материалы 15%. Нормы определяются на основании фактических данных, а также расчетным путем по их ресурсу.

Номенклатурная норма устанавливает средний расход запасных частей (в каждой детали) в штуках на 100 автомобилей в год. В общем случае норма расхода запасных частей (Н) определяется с использованием ведущей функции потока замен .

где t - продолжительность периода (годы), для которого получено значение.

Для оценки фактического расхода и норм применяются приближенные методы:

 

 

По ресурсу до первой замены:

где  - годовой пробег автомобиля;  - ресурс до первой замены (восстановления) детали;  - коэффициент восстановления ресурса.

 

По числу замен детали за срок службы tа автомобиля:

При  = 10 лет.

 

По числу замен с учетом вариации ресурса детали. Для деталей с ресурсом, сопоставимым со среднегодовым пробегом автомобиля  средняя норма расхода определяется за полный срок службы:

 

 

Фактический расход запасных частей с учетом категорий не должен превышать нормативы (табл. 2).

 



2019-07-04 581 Обсуждений (0)
Основные нормативы технической эксплуатаций автомобилей и методы их определения: периодичность и трудоемкость ТО, ресурс и нормы расхода запасных частей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные нормативы технической эксплуатаций автомобилей и методы их определения: периодичность и трудоемкость ТО, ресурс и нормы расхода запасных частей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)