Сравнительная педагогика
Сравнительная педагогика изучает закономерности функционирования и развития образовательных и познавательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Сравнительная педагогика - это область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта. Для этого направления методологически важны объективность, комплексность, конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический подходы. Основная задача сравнительной педагогики - исследование причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние. 2. Условия физического воспитания. Физическое воспитание –это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а так же на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка. Целью физического воспитанияявляется формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания. Задачи физического воспитания формулировались разными авторами, например, такими как Ю.К.Бабанский, В.И.Логинова, Г.В. Хухлаева и др. Современная дошкольная педагогика в этом вопросе опирается на подход Г.В.Хухлаевой, которая выделяет три группызадач. Г.В.Хухлаева 1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие двигательной активности 2. Группа воспитательных задач: - формирование нравственно-физических навыков. - формирование потребности в физическом совершенстве. - воспитание культурно-гигиенических качеств 3. Группа образовательных задач: - формирование представлений о своем организме, о здоровье. - формирование навыков выполнения основных движений, - формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе ВИДЫ РАБОТ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ФОРМЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. К формам организации физического воспитания детей относятся: Занятия (НОД) - физкультурные - музыкальные - познавательные (по ознакомлению со своим телом, вредными привычками, здоровым образом жизни, великими спортсменами). 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: а) Утренняя гимнастика б) Физкультминутки в) Физкультурные паузы г) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями д) Упражнения после дневного сна е) Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни а) Подвижные игры б) Прогулки и экскурсии в) Индивидуальная работа с отдельными детьми г) Самостоятельная двигательная деятельность детей - самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений д) Праздники, досуги, Дни здоровья Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств: - гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков); - социально-бытовые факторы (умывальная комната, мебель, посуда и т.д.). - естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма); - физические упражнения - основное средство физического воспитания дошкольников. - физкультурное оборудование ( физ.уголки, физ. Залы, бассейны и т.д.). - спортивный инвентарь (мячи, лыжи, велосипеды и т.д.). - художественная литература - иллюстрации Для решения воспитательных и образовательных задач используютсяметоды: - упражнения, - беседа, - подвижные игры, - создание проблемных ситуаций, - рассматривание картин и иллюстраций. - анализ физических и нравственных качеств. Г) УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 1.Естественные факторы природы; 2.Гигиена группы, участка, оборудования, одежды, обуви (чистота, подбор с учетом возраста, подбор с учетом сезона); 3.Соблюдение режима дня; 4.Лечебно-профилактическая работа; 5.Единство детского сада и семьи по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста; Создание эмоционально-положительного климата в группе и детском саду. Значение утренней гимнастики. Структура, содержание, варианты проведения. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип, проводится ежедневно перед завтраком. С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде. В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку. Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений, построения (вколону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут. Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности. После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание. Варианты проведения утренней гимнастики Используются различные формы проведения утренней гимнастики: – традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений; – обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.; – игрового характера (из 3-4 подвижных игр); – с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов; Билет № 8 1. Связь педагогики с другими науками. 2. Методы педагогических исследований: наблюдение и беседа. Наблюдение – это организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Цель наблюдения - накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным, если наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения, и невключенным (опосредованным), наблюдением «со стороны». Объектами наблюдения могут быть: - деятельность группы учащихся (класса) или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; - взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; - действия детей в конкретной ситуации (например, ситуации выбора); - деятельность (общение с учащимися) учителя на уроке и т.д. К методу наблюдения предъявляются следующие требования: - постановка цели наблюдения и осуществление наблюдения по определенному плану; - прогнозирование поведения объектов наблюдения (учащихся, педагогов, родителей и др.) в наблюдаемых ситуациях, т.е. продумывание возможных вариантов поведения; - длительность наблюдений (серия наблюдений) и их осуществление по возможности несколькими лицами по одной и той же программе для того, чтобы избежать субъективности в выводах; - регистрация фактов с максимальной точностью; - скрытый характер наблюдения (учащиеся не должны догадываться, что за ними наблюдают); - описание и анализ наблюдаемых фактов (выявление причин поведения, мотивов деятельности и т.п.). Этапы наблюдения: - определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать?); - выбор объекта, предмета наблюдения (что наблюдать?); - выбор способа наблюдения (как наблюдать?); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Преимущества данного метода состоят в доступности, а также в возможности изучать педагогические явления и процессы в естественных условиях. Вместе с тем, метод наблюдения имеет свои недостатки. Например, не все доступно наблюдению, нередко обращается внимание на внешнюю сторону изучаемого. Кроме того, интересующее исследователя явление может и не наступить. Он не может охватить большое количество объектов для наблюдения. Личностные особенности (установки, интересы, психическое состояние и т.п.) исследователя оказывают влияние на результаты наблюдения. Метод наблюдения - непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Метод беседы и интервью. Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью. Беседа - это диалог по заранее разработанной программе. Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт, а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др. Различают беседы индивидуальные и групповые. Разновидностью беседы является интервью. Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Билет № 9 1. Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка. Воспитание предполагает целенаправленную деятельность общества по управлению процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Для осуществления такой деятельности общество использует все имеющиеся в его распоряжении средства – искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков. Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно–ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и так далее, возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми. Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции. Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Системой отношений для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей. Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества. Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны. Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность и физическая и психологическая; низкая активность и физическая и психологическая и ому подобное. Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом – человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым. Результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Иными словами, в ходе воспитания необходимо помочь человеку определить равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант). Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач процесса воспитания. Поэтому воспитание начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени. 2. Составить программу формирования культурно-гигиенических навыков. Пояснительная записка Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей. Так как центральная нервная система ребенка дошкольного возраста в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно, то именно в этом возрасте работа по формированию КГН является наиболее значимой. Самым оптимальным возрастом для начала работы в этом направлении считается ранний и младший дошкольный возраст. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Но, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, формирование КГН является актуальным и в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, и приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Дети, поступающие в социально – реабилитационное учреждение, зачастую имеют разный уровень или полное отсутствие сформированности КГН, поэтому особенно важно сделать работу в этом направлении интересной и коммуникативной. В связи с тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в социально-реабилитационном центре, на основании результатов анализа контингента воспитанников были созданы условия и разработаны мероприятия, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков. (Приложение №1) Реабилитационная программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам. Цель: Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей. Задачи: Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного возраста целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей воспитатель сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у воспитанников представление о пользе физкультурных упражнений. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Реализация реабилитационной программы «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» расчитана на период с момента поступления несовершеннолетнего в группу и до его дальнейшего жизнеустройства. Отличительной особенностью реабилитационной программы, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, является привлечение детей с уже сформированными культурно-гигиеническими навыками в качестве тьюторов, что бы бережно ввести нового ребёнка в общий ритм жизнедеятельности. Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия несовершеннолетнего. Предполагаемые результаты: Дети должны уметь правильно:
Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что большинство детей дошкольного возраста после внедрения и реализации программы по формированию культурно-гигиенических навыков умеют быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, развешивать одежду в определенном порядке и месте, пользоваться расческой. Многие умеют полоскать рот утром и после приема пищи, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой своей одежды и обуви. В ходе систематической и целенаправленной работы происходят качественные и количественные изменения показателей уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Таким образом, освоенные культурно-гигиенические умения превращаются в привычки-действия (навыков), выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями развития является выполнение требований личной и общественной гигиены, проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Постепенное возрастание сознательного отношения к своему поведению и контролю над ним способствует полноценному развитию и становлению личности ребенка. Приложение №1 Дидактические игры:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |