Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка исходного состояния проблемы (стартовый мониторинг)



2019-07-04 237 Обсуждений (0)
Оценка исходного состояния проблемы (стартовый мониторинг) 0.00 из 5.00 0 оценок




Проект«Россиянин»

Направление: гражданско-патриотическое воспитание

Автор: Концевая Елена Валерьевна,

заместитель директора

 по воспитательной работе,

Межаков Данила, Пахомов Артем, Кшнякина Мария

Адрес ОУ: 461800Оренбургская область,

Грачевский район,

село Грачевка,

улица Юбилейная, дом 3

Телефон: 8(35344)2-13-45

Адрес электронной почты: [email protected]

2019 г.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У учащихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых учителя могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания воспитанников высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у воспитанников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бурштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью научного подхода невозможна. Новое время требует от школыновых форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания обучающихся.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно­нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России», в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

•проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания учащихся;

•формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

•утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско- патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и

 

Концепция проекта

 

Методы организации патриотического воспитания.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

 

№ п/п Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы формирования сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Считается важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

Формы организации патриотического воспитания.

Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном - коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы.

 

Через изменение климата школы, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Приоритетным направлением воспитательной работы  школ Грачевского района является гражданско-патриотическое воспитание,  целью которого является формирование достойного гражданина и патриота России.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает внеурочная деятельность учащихся. В школах действует ВПО «Россиянин». Члены объединения принимают участие в проведении дня афганца, в областных соревнованиях допризывной молодёжи, в зональных соревнованиях «А ну-ка, парни», в зональном этапе игры «Зарница». Традиционно в рамках ежегодного месячника оборонно-массовой и спортивной работы проводятся соревнования среди школьников: 1-4 классы «Весёлые старты», 5-8 классы «Муравейник», 9-11 классы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!». Все учащиеся школы принимают участие в смотре строя и песни.

В День великой Победы «Россияне» несут почетный караул у обелиска воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии.

Большую работу по патриотическому воспитанию проводят члены историко-краеведческого кружка при школьном музее «Память», руководит которым Егоров В.Я.

Ребята изучают историю родного края, собирают материал о земляках, выпускниках, учителях школы, проводят экскурсии. Коллектив учителей и учащихся школ проводят огромную работу по подготовке к празднованию 9 мая. Классные руководители проводят Уроки Мужества, на которых учащиеся узнают о людях, достойных памяти и уважения.

 

             Формы организация работы по патриотическому воспитанию

 


 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из самых важных задач воспитателей и педагогов всех форм образовательных учреждений.. Чувство кровной связи с Родиной, страной является основой нравственности человека. Вот почему это чувство необходимо развивать в ребенке всеми средствами.

Воспитателя КГБС(К)ОУ строят учебно-воспитательный процесс так, чтобы из стен учреждения мог выйти человек с такими прекрасными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь и солидарность, гражданственность и коллективизм.

 

Целевая аудитория

Заместитель директора по ВР, классные руководители, учащиеся школ района.

 

Охват участников

Школы Грачевского района.

 

Сроки реализации

1 этап: 2017 Стартовый мониторинг, оценка исходного состояния проблемы. Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации проекта.

Этап: 2018-2019 годы.

Проведение акций, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий; организация работы лагеря дневного пребывания.

Разработка методических рекомендаций.

Этап: 2020 год.

Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности проекта.

 

Ответственные

Заместитель директора по ВР, классные руководители

 

Оценка исходного состояния проблемы (стартовый мониторинг)

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

В.В.Путин

Великий педагог А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом».

Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2-х, 6-х и 10-х классов МБОУ «Грачевская СОШ». Всего в анкетировании приняли участие 170 человек. Время проведения анкетирования –октября 2017 года.

На вопросы анкеты 1 ответили юные респонденты - ученики 2 класса, Анкета 2 предназначена для учащихся 6 класса, Анкета 3 была предложена для заполнения ученикам 11 класса. (Приложение 1)

На основе изученной литературы и анализа анкет былразработан проект по патриотическому воспитанию школьников «Россиянин».

Анкетирование показало, что учащиеся нашей школы не достаточно владеют информацией о ВОВ, не могут назвать героев и ключевые события, которые играют роль в формировании патриотического воспитания школьников. Чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Ожидаемый результат

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Патриотическое воспитание - сложный долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возможностей школы, семьи и общественности. В целях реализации важных задач патриотического воспитания в 2018-2019 уч. году были проведены следующие мероприятия.

Мероприятия

Название мероприятия Сроки Форма проведения Ответственные
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса. в течение года Встречи, беседы, посещение музея, выставки и т.д. Зам.директора по ВР руководитель Музея Классные руководители
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»: · «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» и т.д.; · Символы Оренбургской области, Грачёвского района · Школьная и классная символика в течение года Классные часы Классные руководители
День воинской славы. Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» в течение года Классные часы классные руководители
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» в течение года Классные часы классные руководители
День учителя · «Золотое сердце учителя» · «Моя любимая учительница» · «Мой учитель лучше всех» октябрь Комплекс мероприятий: Классные часы, праздничный концерт конкурс плакатов Зам.директора по ВР, Совет учащихся, классные руководители,
«Мой дом, мое село. Мой любимый уголок» октябрь Фото-выставка Старшая вожатая, классные руководители
Мой родной край. Моё село. В течение года Конкурс рисунков учитель ИЗО, старшая вожатая
День рождения школы:   · Посвящение в школьники 1-х классов. ·  «История школы в лицах и фактах» · «День Рождения только раз в году» · КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»     декабрь Комплекс мероприятий: ритуал посвящения посещение музея классные часы КТД Администрация Зам.директора по ВР классные руководители, руководитель музея старшая вожатая  
День народного единства ноябрь

Комплекс мероприятий: 

беседы, встречи классные часы

учителя истории и права,

классные руководители

 День Неизвестного солдата 1 декабря
День России 12 июня    
День защитника Отечества: · Месячник оборонно-массовой и спортивной работы · Конкурс инсценированной военно-патриотической песни ·  «Чтоб защитником стать» · «Герои живут рядом» · «О чём рассказала награда?» · Акция «Ветеран»   февраль комплекс мероприятий:   конкурс чтецов встреча с военнослужащими беседа творческий проект   помощь ветеранам, поздравление Администрация, учителя физкультуры и ОБЖ, истории, классные руководители, руководитель музея  
День космонавтики «Россия в освоении космоса»: · «Человек поднялся в небо» · «Через тернии к звёздам» 12 апреля Комплекс мероприятий: кл.час выставка рисунков учителя-предметники, классные руководители
День Победы «День Победы – праздник всей страны» : · «Аты–баты, шли солдаты»   · Вахта памяти   · Акция «Бессмертный полк» ·  «Память, которой не будет конца» · «Страницы великой Победы · Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и проектах патриотической направленности май Комплекс мероприятий: смотр строя и песни почётный караул и факельное шествие   конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) книжная выставка Администрация школы, Учителя физкультуры и ОБЖ   классные руководители учителя-предметники, библиотекари

Приложение 1

 

    Анкета 1

Просим Вас помочь в нашей научной работе, ответив на данные вопросы.

Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

1. Что такое Родина?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

1. Как называется Ваша Родина?

_______________________________________________________________________

1. Кто такой патриот?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Кто такой антипатриот (не патриот) ?

_________________________________________________________________________________________________________________

1. Вы любите Россию? (обведите 1 вариант ответа):
1) да

2) нет

3) не знаю

Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вы - патриот своей страны? (обведите 1 вариант ответа):
1) да

2) нет

3) не знаю
Спасибо!

 

Анкета 2

Просим Вас помочь нам, очень честно ответив на данные вопросы.

Вам необходимо выбрать (обвести) один/несколько вариантов ответа, где необходимо – написать свой ответ.

Анкеты анонимны, подписывать фамилию или имя не нужно.

1. Что такое Родина для Вас? (выберите 1 вариант ответа)

1. моя школа

2. родной дом, семья

3. Россия

4. Родное село

5. мой класс

1. Когда звучит гимн, Вы испытываете чувство гордости за свою страну? (выберите 1 вариант ответа)

1. да

2. нет

3. не знаю

1. Как надо слушать гимн Российской Федерации?

(напишите свой ответ)

_______________________________________________________________________________________________

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

(выберите 3 варианта ответа)

 

1) стремление к социальной справедливости

2) любовь к национальной культуре
3) любовь к своей семье, близким

4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни

6) стремление к безопасному глобальному миру
7) любовь к Родине

8) любовь к родному городу, деревне, дому
9) религиозная вера, которую я исповедаю

10) возрождение традиций советского государства

11) возрождение традиций российского государства

12) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
13) любовь ко всему человечеству, гуманизм

14) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
15) любовь к народу

16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение

 

5. Каким бы был Ваш выбор, если бы Вам предложили перейти в другой класс? (выберите 1 вариант ответа)

1) перешёл бы в другой класс не раздумывая, даже если он слабее моего

2) если бы мне разрешили, поучился бы немного в другом классе , а потом бы снова вернулся в свой

3) перешёл бы в другой класс не раздумывая, если он сильнее моего

4) я - патриот своего класса, ни за что бы не перешёл к другим

5) перешёл бы в другой класс, а потом бы очень сильно сожалел о таком поступке

6. Ваши учителя – авторитет для Вас (Вы уважаете их, доверяете их мнению)? (выберите 1 вариант ответа)

1. да, все

2. да, некоторые

3. нет

4. не знаю



2019-07-04 237 Обсуждений (0)
Оценка исходного состояния проблемы (стартовый мониторинг) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка исходного состояния проблемы (стартовый мониторинг)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)