Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Варьирование методов и приемов обучения лексике в зависимости от конкретных условий и целей обучения.



2019-07-04 400 Обсуждений (0)
Варьирование методов и приемов обучения лексике в зависимости от конкретных условий и целей обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные принципы обучения лексике должны оставаться неизменными на протяжении всего обучения языку, если признать, что они установлены в соответствии с объективными характеристиками лексико-семантической системы и общепедагогическими законами. Вместе с тем различие целей обучения, контингентов учащихся определяет варьирование методов, форм, приемов обучения лексике. При определении характера варьирования методов и приемов обучения лексике можно выделить несколько противоположений: 1. начальный этап обучения/продвинутый этап, 2. корректировочный курс/обучение новому материалу, 3. филологи/нефилологи, 4. сознательно-аналитический подход к изучению языка/ „неаналитический” (ср.: рационалисты/интуитивисты).

 

В противоположении „начальный/продвинутый этап обучения” (по отношению к

лексике) отражается противоречивость всего процесса овладения языком, который, будучи

единой, сложной системой, постигается по частям.

 Для правильного усвоения слова необходимо, чтобы оно изучалось не изолированно, а

в парадигматических связях и все ядро ЛСГ семантизировалось сразу, во всяком случае,

без большого перерыва во времени. Вместе с тем совершенно очевидно, что на начальном

этапе обучения даже парадигма частотных и коммуникативно значимых слов не может

быть дана полностью. Возникает противоречие между свойствами лексико-семантической

системы языка, где слова обладают парадигматической значимостью, и возможностью

овладения на начальном этапе лишь весьма ограниченными парадигматическими связями

(по существу, это то же противоречие, которое отмечается и в исследовании языка).

Следовательно, на начальном этапе обучения оказывается необходимым отбирать

определенные слова из ЛСГ по признакам частотности, семантической значимости,

потребностей общения, соответствующим конкретным условиям и целям обучения. На

практике это приводит к тому, что сначала усваивается одно-два слова из парадигмы.

Если иметь в виду, что ЛСГ объединяют слова, находящиеся в синонимических

отношениях, а один из прочно вошедших в методический обиход принципов гласит, что

на начальном этапе обучения следует избегать введения синонимической парадигмы, то

закономерным выглядит вопрос: как на практике реализовать принцип представления

слова в системе парадигматических связей.

Ведь нельзя сразу дать начинающим, скажем, всю парадигму глаголов пользоваться,

использовать, применять, употреблять.

 

Лексико-семантический вариант как уровень реального функционирования слова в речи.

Понятие лексико-семантического варианта очень важно для объяснения специфики слова как особой знаковой единицы языка, во-первых, и для понимания особенностей структуры языка, во-вторых.

Возможность основной, существующей в системе языка единицы реализоваться в процессе функционирования языка в разных вариантах свойственна не только уровню слов. Она характерна и для других уровней системы языка.

Особенно характерна и многообразна вариативность в лексической системе языка. Варианты слова могут быть фонетическими (ср.: проект - прожект, шкаф - шкап, галоши - калоши), морфологическими (зал - зала, рельс - рельса, санатория - санаторий)*, словообразовательными (лиса - лисица, семинар - семинарий) и семантическими (окно в комнате - окно в расписании). Фонетические и морфологические варианты обусловлены в основном функционированием слов, т. е. употреблением их в разных ситуациях (случаях, условиях). Ср. книжное и устаревшее прожект и обычное проект; устаревшие, воспринимаемые с оттенком ненормативности, просторечности ботинка, рельса, санатория; нормативно допустимое, но воспринимаемое как разговорное слово калоши, по существу, вышедшее из употребления слово шкап и под. Поскольку данные варианты связаны с употреблением, т. е. функционированием языковой системы, их можно назвать функциональными вариантами.

В отличие от них лексико-семантические варианты в подавляющем большинстве случаев обусловлены позицией в системе других слов, т. е. особенностями их сочетаемости с другими словами. С разными лексико-семантическими вариантами слова подхватить сталкиваемся в случаях, когда оно при употреблении с конкретными существительными (подхватить мяч, чемодан, корзину) выявляет значение "схватить снизу что-то брошенное, падающее"; при употреблении с существительными абстрактными (подхватить мысль, фразу, инициативу) в результате изменения семантической структуры, выдвижения на первый план указания на сохранение чего-либо слово приобретает новое значение "продолжать использовать что-то, начатое другими". В прилагательном широкий можно выявить несколько лексико-семантических вариантов: 1) "большой, значительный в поперечнике" (широкий проспект, проход, широкая улица, доска, река); 2) "просторный" (широкий рукав, широкое пальто); 3) "обширный, без ограничений" (широкий кругозор, широкая общественность); 4) "многочисленный, без ограничений" (широкий читатель, зритель).

 



2019-07-04 400 Обсуждений (0)
Варьирование методов и приемов обучения лексике в зависимости от конкретных условий и целей обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Варьирование методов и приемов обучения лексике в зависимости от конкретных условий и целей обучения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)