Формы этнических автономий
Содержание 1. Формы этнических автономий 2. Методы политического регулирования этнических проблем 3. Радикализм в национальной политике государства Библиография Формы этнических автономий Одной из наиболее эффективных и признанных форм регулирования положения этнических меньшинств является их автономия в рамках того или иного государства. Автономия может иметь две формы: территориальную и корпоративную. Территориальная автономия была классическим способом подхода к национальным проблемам в бывшем СССР, где существовало несколько ее форм: от союзных республик до округов и национальных районов. Остатки этой системы сохранились и в России, хотя постепенно начинается процесс перестройки административно-территориального устройства государства. Территориальные автономии созданы и в ряде других стран Европы. Особое место придается территориальной автономии Конституцией Испании 1978 г. Территориальные автономии здесь наделены широкими полномочиями. В статусе Каталонии, Страны Басков и Галисии особо оговаривается этнический характер этих территорий. Этот же подход определил особое положение Сардинии, Сицилии и трех пограничных областей, населенных южными славянами, в Италии. Великобритания по форме государственного устройства является или долгое время являлась унитарным государством. Но она исторически сложилась из территорий, где компактно проживают представители различных этносов: валлийцы, ирландцы, шотландцы. Поэтому в последние годы права этих территорий существенно расширены, и они приобрели статус автономных территорий со своим самоуправлением (парламентами), с ориентацией на сохранение своего этнического своеобразия. Автономию некоторым своим территориям предоставила и Дания. В настоящее время ею обладают Фарерские острова и Гренландия. Причем гренландская автономия считается образцом решения этнопологических проблем малых народов. Гренландия стала полностью самоуправляемым регионом, который, однако, получает 50% средств на покрытие своих расходов от датского правительства. Но в отличие от Дании Гренландия не входит в Европейский Союз и имеет ряд других особенностей, которые превращают ее в своеобразное мини-государство. Тем не менее, в современных условиях территориальная автономия для этнических меньшинств не может считаться универсальным политическим средством для удовлетворения их политических и культурных интересов. Да и сама возможность создания таких автономий чаще всего весьма ограничена, ибо многие народы живут чересполосно, значительные группы представителей национальных меньшинств проживают вне пределов своей этнической территории и т.д. Особенно сложно выделять территориальные автономии в странах Юго-Восточной Азии, население которых представляет собой конгломерат этносов, этнических групп, различных культур и религий, общностей автохтонного и переселенческого происхождения. Но в Европе из 21 млн. человек, которые относятся к национальным меньшинствам и имеют свою автономию, только 10 млн. проживают в пределах этих автономий. Поэтому экстерриториальная автономия способна в большей мере учесть интересы этнических меньшинств, чем территориальная. Одна из разновидностей экстерриториальной автономии – корпоративная автономия. Ее суть состоит в том, что все представители юридически признанной этнической группы получают право на образование органов, представляющих их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии к таковым органам относится Шведская народная ассамблея, в Австрии – Советы национальных меньшинств. Еще одной формой автономии является персональная, или культурная, автономия. Ее объект – этническая группа, рассматриваемая как ассоциация лиц, заявляющих об общих интересах в той или иной сфере. Персональная автономия наиболее приемлема тогда, когда этническое меньшинство дисперсно расселено по территории страны и не имеет каких-либо территориальных анклавов. Концепция персональной автономии означает, что за этнической группой закрепляется право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать собственные ассоциации, поддерживать культурные связи с диаспорами, иметь возможность изучать свой язык, историю, традиции и культурное наследие своего народа. Практически все полиэтнические страны мира используют данный инсппуг как основной или дополняющий систему федеративного государственного устройства. Вместе с тем трактовка понятия «культурная автономия» в конкретной политической практике государств иногда слишком узкая и не позволяет в полной мере реализовать культурные права этнических меньшинств. Из опасения, что культурно прогрессирующее меньшинство может в результате развития собственных культурных и общественных институтов получить и чрезмерное политическое влияние в государстве в ущерб этническому большинству. Данный тип этнополитики можно назвать агрессивнооборонительным.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |