Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV Взаимодействие российского и иностранного капитала.



2019-07-04 236 Обсуждений (0)
IV Взаимодействие российского и иностранного капитала. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

     Привлечение российскими банками средств частных иностранных инвесторов осуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг на западном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, при обслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и при выполнении заказов на покупку российских ценных бумаг.

     Можно отметить, что привлечение средств обычно становится возможно при условии, что российский банк выполняет роль партнера, который занимается поиском выгодного вложения иностранных денег на фондовом рынке или в предприятия и берет на себя часть рисков. При этом иностранный инвестор часто стремится получить возможность влиять на деятельность банка или даже осуществлять полный контроль над ним.

     Один из крупнейших банков Франции - Banque Nationale de Paris (BNP) подписал соглашение с российским “Внешэкономбанком” в 1996 году о кредите на сумму 465 млн. французских франков (около $94 млн.). Кредит предназначен для финансирования проекта по строительству в Ставропольском крае (юг России) сахарного завода и поставкам для него оборудования. BNP возглавляет консорциум в составе ряда западных банков, созданный для реализации этого проекта[9].

     “Столичный банк сбережений” (СБС) заключил уникальное (для России) кредитное соглашение с немецким CommerzBank в 1996 году. Российскому банку была открыта чрезвычайно крупная кредитная линия в DM1.3 млрд. с целью кредитования предприятий Челябинской области. СБС полностью отвечает за отбор и непосредственное финансирование проектов. СБС был выбран для обслуживания этой кредитной линии, потому что он сотрудничает с челябинскими предприятиями, обладает информацией о них и имеет хорошие отношения с областной администрацией[10].

     Все более широкое распространение получает практика привлечения средств с помощью американских депозитных расписок (ADR), обмениваемые на акции. Выпуск этих ценных бумаг, распространяемых с помощью американских банков, стал возможен благодаря начавшейся работе этих банков на российском фондовом рынке и приобретению ими соответствующего опыта. Российские банки, выпускающие ADR, также имеют опыт тесного сотрудничества с зарубежными партнерами. Обычно в составе акционеров таких банков имеются иностранные финансовые институты.

 

     Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только учреждения, контролируемые правительством той или иной страны, но и международные институты, такие как ЕБРР. Средства международных финансовых институтов также будем называть государственными.

     Российские финансовые институты привлекают средства иностранных государственных банков, в основном, под программы помощи и развития и при обслуживании инвестиционных проектов.

     Однако списки банков, через которые осуществляется финансирование тех или иных программ и проектов, зачастую определяются не зарубежными инвесторами, а российскими властными структурами. Например, под давлением российского Правительства Всемирный банк был вынужден пересмотреть список банков, через которые будет осуществляться целевая инвестиционная программа[11]. Список банков, претендующих на получение помощи в рамках программы развития финансовых учреждений (финансируется ВБ и ЕБРР) составлялся Правительством и ЦБ.

     Программа развития финансовых учреждений в России финансируется за счет средств займов ВБ и ЕБРР. Проект предполагает, в частности, доведение стандартов деятельности российских банков до мирового уровня за счет модернизации банковских технологий, а также установление партнерских отношений с ведущими зарубежными банками. В настоящее время порядка сорока российских банков являются претендентами на получение аккредитации для участия в проекте ВБ и ЕБРР.

     Ряду российских банков ЕБРР выделяет средства для микрокредитования и кредитования малого бизнеса.

     Сотрудничество российских банков с иностранными государственными финансовыми институтами дает многие преимущества:

¨ позволяет привлекать средства на выгодных условиях;

¨ дает возможность интегрироваться в международную платежную систему и освоить международные стандарты;

¨ служит катализатором развития отношений с частными зарубежными банками.

Однако с течением времени значение такого сотрудничества должно ослабевать.

 

     Первые иностранные компании, начавшие целенаправленное внедрение на российский рынок, - это крупнейшие транснациональные корпорации, производящие недорогую продукцию массового спроса и считающие, что они должны присутствовать на всех крупных рынках. В качестве примеров можно привести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д. После массовых поставок товаров такие компании обычно приступают к их производству внутри страны. Это диктуется высокими таможенными пошлинами и необходимостью размещать производство ближе к потребителям.

     Другая группа компаний, активно внедряющиеся на российский рынок - это те фирмы, которые сотрудничали с СССР в 70-80-е годы, например, ABB, Siemens, Nokia. Высокий интерес к России проявляют также компании, специализирующиеся на добыче и\или торговле сырьевыми ресурсами, особенно те, которые имеют опыт работы в развивающихся странах, например, Exxon, Amoco, Chevron, Conoco, Trans World Metals.

     Тем не менее, обычно происходит изолированное проникновение иностранной фирмы на российский рынок, без разработки глобальной стратегии работы в России. Лишь немногие иностранные компании решились не только осуществить отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создать масштабную сеть своих производственных структур (для этого требуются как инвестиции в производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры, характерной для ФПГ).

     Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвела инвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперь существенная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В 1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд.[12] Характерно, что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки[13] и учредил шведско-российский инвестиционный фонд[14].

     В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий, специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительная аппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей, оборудование для нефтехимической промышленности[15]. Консорциум ABB-Chevron принимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводов России: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”, “Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическая компания”, Московский НПЗ.

     Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens, который создал здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-м иностранным капиталом, получил крупные заказы на строительство магистральных и местных коммуникационных линий, на выполнение ряда проектов некоторых металлургических заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизацию сборочных линий ГАЗа[16]. Концерн приобрел крупные пакеты акций ряда российских предприятий, в частности Калужского турбинного завода[17], АО “Электросила”[18].

     При этом продвижение на российский рынок не происходит бессистемно. Siemens создает структуры для координации своих действий и анализа российских условий. В частности, в концерне создан спецотдел, занимающийся проблемами организации финансовых потоков в России, выработкой мер против нехватки оборотных средств, в т.ч. организацией бартерных поставок[19].

     Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой доли рынка достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовые структуры - промышленность - торговые структуры, а не методами административного характера. Например, одно из характерных обвинений американских производителей против Японии - это недопущение американских товаров в японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательных ограничений и таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрению на российский рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые и торговые структуры в России.

     Примером создания развитых структур при внедрении на российский рынок может служить российско-швейцарский холдинг “Э.К.С.Интернешнл” (Пермь). Холдинг контролируется швейцарской инвестиционно-торговой компанией Norrexim (Цюрих). В него входят: “ЭКС опт” (оптовая торговля), ООО “ЭКС лимитед” (розничная торговля и управление инвестициями), ООО “Доктор ЭКС” (поставка медикаментов) с филиалами в Москве, Екатеринбурге, Ижевске и Пермской области, российско-швейцарское предприятие “ЭКС Хандельс АГ”. Кредитование импортных поставок осуществляет компания Norpexal. Холдинг владеет 35% АКБ “Развитие” (Пермь) и 19% АКБ “Заря Урала”.[20]

     Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием дистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (или поставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей льготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этого проводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кроме рекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечных производств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечение к сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются не только для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятий схожего профиля.

     Одна из причин успехов компании Coca-Cola на российском рынке - развитая сеть дистрибьюторов[21]. Характерно, что многие российские производители проиграли конкурентную борьбу на рынке прохладительных напитков именно из-за отсутствия сбытовой сети.

     Компания Rank Xerox создала на территории России 17 франчайзинговых центров (полиграфические центры, действующие самостоятельно, но от имени Rank Xerox). Характерно, что за использование торговой марки Xerox российская сторона обязуются закупать расходные и комплектующие (включая бумагу) только у Rank Xerox.

     Специфика российского рынка требует создания специальных структур, которые хорошо ориентируются на рынке и занимаются выработкой стратегии, координацией действий, установлением контактов и связей, заключением контрактов на поставку продукции. Так, для продвижения на российский рынок автомобилей “Мерседес” создано АОЗТ “Мерседес-Бенц Автомобили”. Необходимость создания такой компании диктуется тем, что, по мнению одного из дистрибьюторов, “благодаря политике государства процесс торговли автомобилями стал скорее творческим, чем технологическим”.[22]

     Иностранные компании, внедряющиеся на российский рынок, стараются применять современные финансовые инструменты, уменьшающие издержки потребителей их продукции. Это ставит иностранные компании в более выгодное положение по сравнению со многими российскими производителями. Например, компания General Electric предполагает передать Челябинскому электрометаллургическому комбинату в лизинг работающую на газе электростанцию стоимостью $125 млн.[23] Учитывая, что основная стоимость электростанции приходится на турбины, можно утверждать, что General Electric имеет преимущество перед российскими производителями турбин, которые не работают через лизинг, а также не могут наладить поставки электростанций “под ключ”.

     Некоторые крупные фирмы, реализуя масштабную стратегию продвижения на рынок СНГ, не только захватили часть рынка, но и активно внедряют свои стандарты: например, концерн Siemens получил крупный контракт по модернизации системы телевещания Узбекистана и к 2000 году переделает ее со стандарта SECAM в немецкий стандарт PAL[24].

     Один из методов захвата сектора рынка - приобретение ключевого звена в технологической цепочке. После этого может быть спровоцирован кризис на технологически зависимых предприятиях, которые, в результате, могут быть куплены по низкой цене. Возможности такого воздействия на предприятия продемонстрировала компания Japan Chrome, которая, поставив под контроль казахстанских производителей хромовой руды, фактически разорила российские заводы, выпускающие хром[25].

     Многие иностранные компании стремятся захватить конечные звенья технологических цепочек российских экспортноориентированных производств, т.е. поставить под контроль торговые компании, которые получают российскую продукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, что российские поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке и не в состоянии создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Кроме того, российским поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (с которым имеются доверительные отношения), т.к. в российских условиях бывает необходимо переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию на посредников.

     Ряд иностранных компаний, имеющих опыт работы в развивающихся странах, при продвижении на рынок большое внимание уделяют лоббированию своих интересов во властных структурах. Иногда компания находит чиновника, который “курирует” ее деятельность и защищает ее интересы. Особенно это касается нефтедобывающих СП.

     Внедрение иностранных компаний на российский рынок часто сопровождается давлением и финансовой поддержкой государственных институтов этих стран. Например, значимая доля поставок оборудования в Россию финансируется эксимбанками стран-экспортеров (для стран ЕЭС эту функцию выполняет также ЕБРР); при этом деньги перечисляются непосредственно производителям продукции (т.е. российские потребители фактически получают товарный кредит). Один из ярких примеров - финансирование Эксимбанком США производства самолетов Ил-96 с американскими двигателями фирмы Pritte&Whitney. Переход российского авиастроения на использование американских двигателей устраняет последнего конкурента Pritte&Whitney - АО “Пермские моторы” - на мировом рынке двигателей для магистральных гражданских самолетов и делает эту фирму полным монополистом[26].

     Иностранные государства также осуществляют политическое давление с целью дать выход продукции своих производителей на российские рынки. Особенно часто это касается таможенных пошлин. Могут приниматься также специальные стандарты, ставящие “своих” производителей в более благоприятные условия. Например, когда российские авиакомпании начали использовать самолеты российского производства в рейсах Россия - США, то американские экологические стандарты на самолеты были изменены таким образом, чтобы российские самолеты им не соответствовали. В результате, в этих рейсах российские компании используют самолеты американского или европейского производства.

     Во многих странах созданы специальные государственные органы, в функции которых входит содействие в сбыте национальных товаров за рубежом. Например, в США имеется Американская торговая палата, в Совет директоров которой входят представители крупнейших компаний, в т.ч. присутствующие на российском рынке - Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой организации включает положение о том, что в ее обязанности входит “обеспечение связи с российским правительством”.[27]

 

Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.

4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.

5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.

8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

 

     Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств по выпуску бытовой техники.

     Одними из первых свои предприятия в России организовали McDonalds (рестораны быстрого обслуживания), Coca-Cola (производство одноименного напитка), Funai (сборка видеотехники). Собственное пищевое производство в Подмосковье организует компания Mars (объем инвестиций - $100 млн.)[28], инвестиционный проект намерена реализовать компания Cadburi (производство шоколада)[29]. Компания Philipp Morris купила контрольный пакет Краснодарской табачной фабрики и намерена финансировать ее реконструкцию в объеме $60 млн.

     СП Poly Form создано американской ассоциацией производителей де- ловых и защищенных бумаг Standard Rotator и российскими частными лицами. Сейчас СП специализируется на выпуске финансовых документов и защищенных бумаг по заказу российских страховых компаний и пенсионных фондов. Его нынешняя мощность позволит обрабатывать 5 тыс. тонн бумаги в год, в основном финской.[30] Продукция СП пользуется высоким спросом, т.к. до недавнего времени в России было лишь одно предприятие этого профиля - Гознак.

Еще один мотив для вложения средств в российские предприятия - невысокая стоимость рабочей силы и некоторых видов сырья.

     Японская фирма Ensu организовала на Стерлитамакском станкостроительном заводе выпуск обрабатывающих центров из японских комплектующих. За счет невысокой стоимости труда и дешевой энергии себестоимость продукции на 40% ниже, чем в Японии[31].

     В отличие от слаборазвитых стран в России нет чрезвычайно дешевой неквалифицированной рабочей силы, но стоимость труда квалифицированных работников занижена. Это способствует использованию российских научных и инженерных кадров иностранными компаниями. Например, фирмы Motorola и Samsung проинвестировали создание собственных научно-исследовательских центров в области электроники в России. Подобный центр намерена создать американская фирма Texas Instruments[32].

 

     Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России. Прежде всего - это нефтедобыча; в этой области создано более 30 СП, которые добыли в 1994 г. около 12 млн. тонн нефти[33] (общероссийское производство - около 300 млн. тонн). Добыча газа монополизирована “Газпромом”, поэтому интерес инвесторов вызывают либо глобальные проекты, реализуемые совместно с “Газпромом”, либо разработка небольших месторождений (при поддержке местных властей), газ которых используется в этом же регионе. Подобный небольшой проект реализуется, например, в Оренбургской области[34]. Кроме того, при помощи иностранного капитала некоторые нефтяные компании реализуют проекты по использованию попутного газа.

     Ряд факторов препятствуют вложениям иностранного капитала в разработку российских полезных ископаемых. Один из них - неясность прав собственности на землю и недра. Кроме того, часто возникают транспортные и таможенные проблемы, например, нефтедобывающие СП сталкивались с отказами доступа к нефтепроводам и с произвольными повышениями тарифов за перекачку нефти и таможенных пошлин.

 

     Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских предприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие по низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах).

     Так, купив петербургский пивзавод “Вена”, финская компания Sinebrychoff уволила руководство завода и коммерческую службу, поставила оборудование для разлива пива в бочки европейского образца (т.к. тара имеет большое значение при сбыте)[35].

 

     Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою продукцию на российском рынке, создают сервисные центры, сборочные производства, торговые предприятия.

     Несколько сборочных производств организовала в России корейская фирма Goldstar. Телевизоры этой фирмы начал собирать радиоэлектронный завод “Авест” (Комсомольск-на-Амуре)[36]. Зеленогорский электрохимический завод (Красноярск-45) приступил к сборке видеоплееров и телевизоров Goldstar из корейских комплектующих[37].

     Фирма Mercedes-Benz организовала несколько “отверточных” производств по сборке своих автобусов. Автобусы собираются, в частности на Голицынском заводе и в аэрокосмическом объединении “Полет”.[38]

 

     Иностранные компании могут использовать в России экологически “грязное” или устаревшее оборудование, которое запрещено или неэффективно использовать в западных странах.

     Германский концерн “Сименс” предложил России свои технологии и оборудование для переработки оружейного плутония в урано-плутониевое топливо для российских АЭС на предприятии “Комплекс-300” ПО “Маяк” (Челябинская область). “Сименс” намерен использовать оборудование, которое простаивает уже более 4 лет на законсервированном предприятии в Ханау (Германия). Оно было построено в 1991 г., но из-за протестов общественности по поводу экологии не проработало ни одного дня[39].

     Возможно также перемещение звена технологической цепочки (связанного с “грязным” производством) в Россию без перемещения оборудования, т.е. покупка предприятия соответствующего профиля.

 

     Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.

     Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.

     Примером неудачных инвестиций в предприятие, не поставленное полностью под контроль, может служить проект петербургского пивзавода “Вена” и бельгийской фирмы De Konink. Бельгийская фирма поставила оборудование на крупную сумму для выпуска высококачественного пива. Однако затем завод отказался от сотрудничества, не вернул оборудование и стал использовать фирменные наклейки, завезенные бельгийцами, на своей продукции. Впоследствии при приватизации завод был куплен другой фирмой, которая поставила его под контроль и уволила руководство[40].

     Совместное предприятие позволяет “отгородить” отдельным юридическим лицом выполнение какого-либо проекта (например, модернизация части оборудования или производство новых видов продукции) от проблем основного производства. Если российское предприятие находится в очень плохом положении, то в совместное предприятие может быть выделена наиболее жизнеспособная часть производства, которая в дальнейшем развивается с помощью иностранных инвестиций. Кроме того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в “новую экономику”.

     Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса, позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение и т.д.

     В целом, методы применяемые иностранными инвесторами при вложении средств определяются тем, что иностранный капитал стремится:

· контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;

· по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;

· перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;

· свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).

 

     В целом, масштаб иностранных инвестиций в производственный сектор будет зависеть от экономической политики Правительства и политической ситуации. В настоящее время нет оснований говорить о том, что отношение к иностранному капиталу изменится в лучшую сторону.

     Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций - прежде всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления).

 

     Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк.

     Можно выделить цели, которые преследуют государственные иностранные финансовые институты, инвестирующие средства в России:

· продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;

· помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать средства в России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга, участие в проектах, пробное (или венчурное) финансирование;

· “привязка” определенных кластеров российской промышленности к соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего экономического сотрудничества в целом.

 

     Продвижение товаров “своих” производителей на российский рынок часто осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров. Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться.

     Однако и в случае предоставления средств в непосредственное распоряжение заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль за их расходованием.

     Обычно кредитор стремится, чтобы часть затрат была покрыта самим заемщиком или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы страны-кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством на предоставление кредита.

      Государственные кредиты используются как метод конкурентной борьбы - например, в результате кредита Эксимбанка США на закупку американской тяжелой техники была сорвана сделка по покупке подобной техники у японской фирмы Comatsu[41].

     Несколько лет назад значительная доля импорта, финансируемого иностранными государствами приходилась на продовольствие и потребительские товары; в настоящее время большая часть поставок - оборудование.

     Зарубежные государственные банки и другие финансовые институты оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.

     Такая помощь осуществляется по следующим направлениям:

· участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;

· сбор информации о российских производителях, финансовых институтах, правовых нормах и т.д.;

· поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е. зарубежным) инвесторам;

· взятие на себя риска по “раскрутке” подобных проектов; т.е. государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;

· политическое и экономическое давление на российские властные структуры в интересах “своих” компаний.

 

     Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей, а также конструирование таких финансовых и технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного производственного кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в России - производство по отработанной технологии и\или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований, управление “развивающим центром” промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов контроля[42]. Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной продукции.

     Например, Эксимбанк США ведет целенаправленную политику по захвату американскими компаниями российского рынка нефтедобывающего оборудования. В результате неразвитости в России ряда финансовых инструментов (таких как лизинг и др.) нефтедобывающие предприятия вынуждены оплачивать российское оборудование “живыми” деньгами, изымая их из оборотных средств. При закупке американского оборудования нефтяная компания может получить сравнительно дешевый кредит Эксимбанка США. Таким образом, российские производители нефтедобывающего оборудования оказались практически вытеснены с рынка. Причем такое вытеснение носит долгосрочный характер (учитывая грамотную политику американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и маркетинга “старых” клиентов). Т.е. произошло “привязывание” российской нефтедобывающей отрасли к американской машиностроительной промышленности и образование устойчивого кластера “добыча нефти в России - производство оборудования в США”.

     Следует отметить, что в условиях неблагоприятного инвестиционного климата подобные процессы закономерны и с ними бессмысленно бороться административными методами. Более того, в тех областях, где технологическое отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых иностранным капиталом, способствует развитию экономики.

     Государственные иностранные финансовые институты реализуют ряд программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для работы иностранного капитала. Естественно, что проекты в этой области реализуются таким образом, чтобы дать преимущества предпринимателям и компаниям из страны базирования соответствующего государственного финансового института перед предпринимателями из других стран. Например, развитие телекоммуникаций финансируется в том случае, если это приводит к улучшению телефонной связи с той страной, которая выделяет деньги. Одна из задач региональных венчурных фондов ЕБРР - создание рынка акций российских предприятий (в которые вкладывает деньги ЕБРР).[43] Очевидно, что на этот рынок будут допущены прежде всего европейские инвесторы (либо инвесторы из тех государств, которые выделили деньги для фонда).

     Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки своего бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена прежде всего на защиту так называемых “государственных интересов”, а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.


Заключение

 

     В РФ в последнее время происходят существенные изменения в структуре источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.

     Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:

· поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;

· поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологически<



2019-07-04 236 Обсуждений (0)
IV Взаимодействие российского и иностранного капитала. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV Взаимодействие российского и иностранного капитала.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)