Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века



2019-07-04 196 Обсуждений (0)
III. Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ткань национального самосознания пронизывали различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку. Одни выражали интересы обездоленного русского мужика. Другие - правящего строя, идеологи которого ратовали за выход из кризиса путем либеральных реформ. Оба направления, сосредоточившись на проблеме человека как особой целостности, где телесное и духовное нераздельны, трактовали эту нераздельность с радикально различных позиций: антропологической и теологической. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. У первой - Николай Чернышевский, у второй - Владимир Соловьев. Они заложили в России традиции человекопознания, исходя из противостоявших друг другу способов осмысления природы личности.

К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении - от Сеченова до Павлова и Ухтомского. К теологическому принципу Соловьева восходит апология нового религиозного сознания, в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка и др. И новое учение о поведении и апология "нового религиозного сознания" являлись плодами русской мысли - двух ее мощных течений: естественно - научного и религиозно-философского.

Прежде всего, отметим естественно-научное направление, мощную линию в психологии дореволюционной России, имеющее давние, идущие от Михаила Васильевича Ломоносова традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого рефлексология. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в котором осуществлялись комплексные исследования человека. В дальнейшем, традиции комплексного подхода были развиты отечественным психологом Б.Г. Ананьевым. Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

В отечественной науке такой подход связан с именем Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Он выступил в России (одновременно с Вундтом) с программой построения психологии. В обстановке острых дискуссий, развернувшихся в России по коренным мировоззренческим вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем. Он пишет: " - Моя задача заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (т.е. простой рефлекс) внешнюю деятельность человека…с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчёт в каждом шаге - одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности". Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды по психологии: "Рефлексы головного мозга" (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии; "Элементы мысли" (1878), здесь делается естественно-научная разработка мышления как итог исследования познавательных процессов; статьи 1890-х гг.: "Впечатления и действительность", "Предметная мысль и действительность", "О предметном мышлении с физиологической точки зрения" и др. В "Рефлексах головного мозга" Сеченов поставил задачу "доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни". Решение этой задачи вылилось в рефлекторную теорию психического. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путём рефлекса. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берёт начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично. Мотивы, отвлечённые представления не являются первоначальными причинами наших поступков. В объяснении психики нужно исходить не из психики. Сеченов предпринимает попытку "вырвать" психологию из замкнутого мира внутреннего сознания, объяснить происхождение психических процессов, проследить становление сознания в онтогенезе. Таким образом, рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому. Речь идёт о сходстве между ними по структуре и происхождению. "Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении…". Рефлекторный подход предполагает также изучение мозговых механизмов психических процессов. Решение этой задачи стало предметом научной деятельности И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др. Так, с помощью рефлекторного принципа психическое получает своё причинное объяснение, сохраняя при этом качественную, несводимую к физиологической, характеристику. Его дальнейшая разработка происходит в статье "Кому и как разрабатывать психологию", написанной в связи с книгой историка-публициста К.Д. Кавелина "Задачи психологии" (1872), в которой автор изложил своё понимание психологии как положительной самостоятельной науки и оценил современное психологическое знание как ошибочное. Сеченов - физиолог и потому обратил внимание на соматическую сторону. Он - Кавелин - представитель гуманитарных наук и потому склонен интересоваться высшими психическими проявлениями. В действительности же дело заключалось не в различии профессиональных интересов, а в различии двух мировоззрений и потому двух направлений в объяснении психической деятельности и её субъекта - человеческой личности. Признавая, что "психическая жизнь имеет материальную подкладку" (деятельность мозга и нервов), Кавелин выступил против сведения психического к физическому. К психическому он приписывал свойства идеальности, сознательности и произвольности. Признавая недостаточность интроспекции как субъективного метода, он указал на факты объективного воплощения жизни души во внешней деятельности человека: "слова и речь, сочетание звуков, художественные произведения, гражданские и политические уставы, памятники исторической жизни", расценивая эти факты как "материал психологических наблюдений и исследований". Эти и другие проницательные мысли Кавелина, однако, не воплотились в реальную исследовательскую программу, в отличие от работ И.М. Сеченова, на что указал ещё Ю.Ф. Самарин в своём доброжелательно-критическом рассмотрении книги Кавелина. Он был прав, указывая на сферу культуры как источник тех влияний на человеческую психику, которые неведомы физиологии. Однако сама психика мыслилась им в понятиях, выработанных традиционными учениями о ней как сфере внутреннего опыта, собираемого благодаря способности души наблюдать за тем, что в ней происходит. Это неизбежно влекло к, так называемому, психологизму, то есть объяснению социокультурных процессов действием внутри психических сил.

И. М Сеченов так сформулировал задачу психологии: "Научная психология…не может быть ни чем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей". Объяснить происхождение - значит показать протекание психического акта: его начала, центральную фазу и конец. В такой трактовке задачи психологии заключено требование выйти за пределы сознания в систему объективных отношений человека с миром, раскрыть условия, определяющие тот или иной характер действия человека, описать внешнее проявления психических явлений, то есть отнестись к фактам сознания научно, объективно. Указав на бесплодность интроспективного метода, Сеченов развивает идеи генетического подхода в психологии. Он требует не ограничиваться описанием, а искать "реально - психическую подкладку" изучаемых явлений сознания. Сеченов развивает представления об активном деятельностном характере чувственного познания. Эти идеи Сеченова встретили критику. Программа Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своём принципиальном содержании эта задача решается и в современной психологии. В то же время в программе Сеченова, базирующейся на естественно-научном материализме, свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, отмечая "преемственный ход развития всего психического содержания по мере накопления знаний", Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Его подход намечал путь объективного исследования явлений сознания в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром. Используя генетический метод, Сеченов показывает, что речевое - символическое абстрактное мышление и волевой акт личности, самосознание "Я" имеют свои генетические корни и в открытой для объективного наблюдения в системе отношений.

Естественно-научное направление явилось продолжением идей Сеченова и было нацелено на утверждение объективного и причинного психологического метода исследований. Сеченов оказал огромное влияние на мировую и отечественную психологию. Его традиции продолжены Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским.

Рассмотрим другое, религиозно-философское направление в развитии психологии. В 90е г. IIX в. в психологии был особенно заметен перелом в отношении к науке, который произошёл в этот период и характеризовался разочарованием в положительном знании и поворотом к религии, к мистике. Социальные и мировоззренческие изменения и привели к тому, что в психологии произошла перемена ориентации с психологии материалистической, ориентированной на естествознание, на психологию идеалистическую, связанную преимущественно с философией. Одной из центральных фигур в науке того времени по праву можно считать Владимира Соловьёва не только по значимости того, что им сделано, но и по огромному влиянию, которое он оказал на виднейших учёных того времени. Именно его искания во многом сделали проблему нравственного начала в формировании личности человека, проблему воли одной из центральных для отечественной психологии того периода. Соловьёв был убеждённым приверженцем христианской философии, его воззрения лишены того догматизма, который она приобрела у некоторых его последователей. Соловьёв как бы обозначил кульминационную точку того поворота в мышлении, который произошёл в конце 80-х г. IIXв. и который знаменовал собой признание высокой значимости религиозной жизни и некоторое разочарование в единодержавии науки. Л.С. Франк (1877-1950) запечатлел в своей книге влияние религиозных исканий Соловьёва на психологию, где доказывалось, что психология призвана обусловить понимание человеком цельности своей личности и смысла своей жизни, а это может дать только наука о душе. В аномальных случаях душевная жизнь как бы выходит их берегов и затопляет сознание. Именно по этим состояниям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояния рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Франк настаивал на том, что душевная жизнь не мозаика элементов, но единство, причём единство непреодолимое, но непосредственно переживаемое самим субъектом. Однако это единство души не абсолютное. Оно не исключает многообразия. В душе происходит объединение многообразных разнородных и противоборствующих сил, формирующихся и объединяющихся под действием чувственно-эмоциональных и сверхчувственных волевых стремлений, которые и образуют таким образом как бы два плана или два уровня души. Цельность существования личности, постижение ею своего внутреннего единства открываются человеку, благодаря сверхрациональному самоуглублению.

В Московском университете сторонником английского эмпиризма выступил Матвей Михайлович Троицкий (1835-1899). Он дал критику немецкой идеалистической психологии за её отрыв от эмпирии и пропагандировал в России английскую линию на эмпиризм. Троицкий явился основателем Московского Психологического Общества (1885). Целью общества он провозгласил "соединить разрозненные труды психологического характера в целях более широкой и плодотворной разработки психологии в её составе, приложениях и истории и для распространения в России". На заседаниях общества обсуждались не только психологические, но и философские вопросы (о духе и материи, о свободе воли, о времени). Создание общества явилось свидетельством растущего авторитета психологии в России.

Преемник Троицкого Николай Яковлевич Грот (1852-1899) явился крупным организатором русской психологии в 1880-90-х гг. основал и до 1899г. был редактором журнала "Вопросы философии и психологии", который хорошо отразил состояние отечественной, в основном идеалистической, психологии и науки конца IIX начала XX века. Его основной труд "Психология чувствований в её истории и главных основах" (1880) - капитальное исследование проблемы чувств. Здесь изложена также его общепсихологическая позиция. Грот рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Заслуживает внимание его теория психического оборота: в каждом психическом акте 4 фазы, вместе они составляют оборот, который является регулятором взаимодействия организма со средой. В статье "Основания экспериментальной психологии" (1895) выступил в защиту эксперимента как нового направления в исследовании душевных явлений, подчёркивая при этом необходимость чисто психологического эксперимента, в отличие от психофизиологического, каким он реально был в психологии того времени.

Важное место в отечественной психологии религиозно-философского направления принадлежит Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936), основателю Института психологии имени Щукиной при Московском университете (1912). Экспериментальный метод - притом, что Челпанов активно его пропагандировал, - оставался для него, тем не менее, второстепенным по отношению к самонаблюдению. В первой научной работе "Общие результаты психометрических исследований" (1888) указал на приложимость экспериментальных методов к изучению психических явлений, причём заметил, что это не исключает, но предполагает использование интроспективного метода. В обширном исследовании "Проблема восприятия пространства" проанализировал огромный материал по этой проблеме, рассмотрел гипотезы нативизма и эмпиризма в объяснении восприятия пространства. В книге "Мозг и душа" (1900) подверг тщательному анализу многочисленные факты связи между психическими и физическими явлениями и нашёл, что наиболее приемлемой является гипотеза психофизического параллелизма в её эмпирической форме. Из принципа параллелизма следует признание самостоятельности психологии как науки, пользующейся интроспективным методом. В вводной лекции "Об отношении психологии к философии" (1907) показал зависимость построения психологии как науки от философских предпосылок. Ряд работ посвятил проблеме методов в психологии (учебник "Введение в экспериментальную психологию" 1915). В советский период с начала 1920-х годов в науке развернулась компания по внедрению марксизма. Психология Челпанова была оценена как идеалистическая и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923г. Челпанов был смещён с поста директора Психологического института и уволен из университета.

Заметную роль в отечественной психологии сыграл ученик Челпанова Густав Густавович Шпет (1879-1937). Критикуя абстрактные построения психологии, отделившейся от философии и обратившейся к физиологии, выступил с требованием восстановить тесную связь психологии с философией, подчёркивая, что эта связь "не мнимая, не иллюзорная, не результат субъективного мнения, а по существу необходимая…".

Семён Людвигович Франк (1877-1950), русский философ, высланный с группой видных учёных, писателей и философов в 1922г. из советской России в 10-х гг. XXв. выступил с программой философской психологии ("Душа человека. Опыт введения в философскую психологию" 1917). Франк пытался восстановить психологию в старом буквальном и точном значении этого слова. Её основной смысл - борьба против всякого перенесения естественно-научных принципов в психологию, против так называемой эмпирической психологии, которая объявила себя "психологией без души". Тем самым было вытеснено учение о душе как предмет психологии. Его заменило учение о закономерностях так называемых "душевных явлений", оторванных от их внутренней почвы и рассматриваемых внешнего предметного мира. Философская психология, по Франку - это общее учение о природе душевной жизни и отношении этой области к другим областям бытия - материальному миру и идеальному бытию - сфере истины, красоты и добра.

Научное противостояние различных направлений в психологии в послереволюционные годы было отягощено и новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентацией науки на философию марксизма. Критика марксизма приобрела "тотальный" характер, а его сторонники представляются своего рода непременными злодеями или конъюнктурщиками. Марксизм оказал серьёзное влияние на отечественную психологию в силу заложенного в нём гуманистического потенциала. Именно этот аспект (но не программа перестройки общества) определил позицию А. Адлера (защита "маленького человека") или Э. Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм позволил, во многих отношениях, увидеть человека не как "Робинзона", а деятеля, включённого в социальный мир, творящего его и творимого им. В отечественной науке ситуация намного сложнее. И в психологии действовали, наряду с другими, многочисленные идеологи от науки, по сути, паразитировавшие на идеях К. Маркса. Но были и те, кто пришёл к марксизму, независимо от политической ситуации и до её возникновения и развивавшие марксизм часто в противостоянии его официальным толкованиям - именно развивавшие, а не догматически следовавшие ему.

Это Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) - теоретик психологии пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология, которая просуществовала до начала 30-х гг. XXв.

Таких же принципов придерживался психолог и педагог Павел Петрович Блонский (1884-1941), также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Именно с этими именами связаны основные достижения советской психологии.

Рассмотрение теоретических концепций, сложившихся в психологии к началу XXв., подтверждает справедливость оценки, которую дал Н.Н. Ланге, сравнивший положение психологии, раздробленной на ряд направлений, с Приамом, сидящем на развалинах Трои. В начале 10-х годов XXв. психология вступила в новый период своего развития - период открытого кризиса.

Николай Николаевич Ланге (1858-1921) отстаивал биологический подход и выступал против эпифеноменализма в его различных вариантах. Ланге называл необходимым постулатом психологии соединение двух точек зрения на психическую жизнь - объективной, рассматривающей психику как реальный жизненный процесс, и субъективной, рассматривающей психику как субъективные переживания этой жизни: "Без наших субъективных переживаний мы не имели бы никакого вообще представления о психической жизни. Без объективного на них взгляда не было бы психологии как науки". Экспериментальные исследования восприятия привели его к теории восприятия как фазового процесса. Восприятие не происходит моментально во всей полноте, в нём выделяется 4 ступени, из смены которых Ланге вывел закон перцепции: чувственный образ формируется постепенно - от целостного впечатления к подробному различению его свойств. Эти ступени обусловлены всем ходом биологической эволюции. Был сделан вывод о предметности восприятия у человека. Экспериментальные исследования привели его к двигательной теории внимания: внимание - это двигательная реакция организма, которая улучшает условия восприятия. Моторная теория внимания Ланге получила большой резонанс в мировой науке. Его исследования вносили в науку объективные методы и явились крупным достижением в науке. Выступая поборником экспериментального метода, Ланге создал в Новороссийском университете первую в России университетскую лабораторию экспериментальной психологии (1896).

Направление объективности психологии развивалась деятельность Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927), выдающегося клинициста, психиатра, невропатолога и психолога. Бехтерев пришёл к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался в Казанском университете. Здесь в 1885 году он создал первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. После возвращения в Петербург развернул широкую исследовательскую и организаторскую работу по неврологии, в которую включал учение о нервной системе, а так же о нарушениях духовной сферы в связи с нарушениями мозга. В 1890-х годах он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследований нервнобольных, в том числе экспериментально-психологическую. Объективную психологию и психиатрию он включил в круг наук о мозге, предложил термин "психоневрология". В 1907 году он создал психоневрологический институт, после революции организовал ряд психоневрологических учреждений, самым крупным из них является Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918). Центральная идея Бехтерева - объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в России в целях исследования человеческой личности и в её здоровых и болезненных проявлений. От фундамента - от структуры и функций мозга он перешёл к психологии. Здесь в первый период своей деятельности использовал объективные приёмы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде, в начале XXв., Бехтерев создаёт объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности - как различные её виды: внимание - это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность - символические рефлексы и т.п. В 1907 - 1912 год выходит "Объективная психология" и становится важной вехой в истории психологии 20го столетия. В третьем - советском периоде - Бехтерев создаёт общие основы рефлексологии. На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, то есть вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых учёный назвал соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Механицизм и энергетизм В.М. Бехтерева явились предметом критики, и прежде всего в рамках состоявшейся в 1929 году рефлексологической дискуссии. Была отмечена положительная роль рефлексологии Бехтерева в развитии объективного подхода в развитии психологии. В то же время исключение из исследования в рефлексологии психики и создания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения. В метафорической форме теоретическую несостоятельность рефлексологии выразил Л.С. Выготский. Методика рефлексологического исследования человека, как это было показано Выготским, не соответствует задаче объективного изучения психики и сознания потому, что предпринимает попытку изучения поведения человека, игнорируя проблему сознания. После дискуссии, а также в результате критики рефлексологического подхода, которой он был подвергнут на первом Всесоюзном съезде по изучению поведения человека (1930), рефлексология прекратила существование. Однако богатое наследие, оставленное Бехтеревым, вошло в золотой фонд мировой и отечественной психологической мысли.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) не создал собственной психологической концепции, но влияние, которое он оказал на развитие психологии, как мировой, так и отечественной, несомненно велико и плодотворно. Вся дальнейшая работа Павлова была направлена на изучение условно-рефлекторных связей, условий их образования, развития, угасания. Подчёркивался биологический смысл условных рефлексов: они служат для уравновешивания организма с внешней средой. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они - сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов. В опытах Павлова выступила необходимость подкрепления и ориентировочного рефлекса для образования новой связи. Освоение наследия Павлова психологии прошло сложный путь и связано с вопросами предмета психологии и её самостоятельности как науки. В России учение Павлова об условных рефлексах было основным и определяющим фактом для развития естественно-научной психологии. Однако в условиях идеологического давления, которое испытывала наука в советский период, произошла абсолютизация и догматизация Павловского учения, а его распространение превратилось в прогресс насильственного насаждения в психологию и другие области исследования (медицину, педагогику, языкознание и др.). После проведённой по личному указанию И.В. Сталина в 1950-х годах объединенной научной сессии Академии Наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвящённой проблемам физиологического учения И.П. Павлова, в психологии была поставлена задача её перестройки на основе Павловского учения. Происшедшую в 50-х г. переориентацию психологии на Павловское учение хорошо отражает заголовки работ тех лет, когда каждая проблема рассматривалась "в свете трудов И.П. Павлова". Освобождённое от искажений и идеологических деформаций учение Павлова продолжает сохранять своё значение для понимания поведения и его причинного объяснения.

Успехи психологии были обусловлены внедрением в неё эксперимента. У истоков экспериментальной психологии в России стояли врачи-психиатры. В 80-х г. IIXв. ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге - В.М. Бехтерев; в Москве - С.С. Корсаков, А.А. Токарский; в Харькове - П.И. Ковалевский; в Киеве - И.А. Сикорский; в Дерпте (Тарту) - Э. Крепелин, В.Ф. Чиж и др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию. Темами экспериментально-психологических исследований были время протекания психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность и др. Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей. Об этом с горечью писал врач-психиатр, организатор экспериментальной психологической лаборатории в Юрьеве (Тарту) В.Ф. Чиж в своём письме в редакцию журнала "Вопросы философии и психологии" в 1894 году. Однако процесс внедрения эксперимента в психологию нельзя было остановить.

Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию, был Н.Н. Ланге (Новороссийский университет, 1896г), который внёс огромный вклад в развитие экспериментальной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процессов - закон перцепции и теория волевого внимания - привели его к выводу о том, что самонаблюдение не может уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Результаты этих исследований были обобщены в докторской диссертации автора "Психологические исследования", защищённой в 1893 году в Московском университете. В своём вступительном слове на защите "О значении эксперимента в современной психологии" Н.Н. Ланге развивал как главную мысль о том, что "к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь блестящие результаты в области естествознания; и что, сделав это, применив в психологии эксперимент, мы можем возвести её к такому совершенству, обратив её в столь положительную науку, какой она ещё никогда не была". В развернувшемся на защите диспуте по вопросу о значении эксперимента в психологии позицию Ланге разделяли С.С. Корсаков, а также А.А. Токарский. заострив внимание на слабых сторонах современного эксперимента, первый официальный оппонент Л.М. Лопатин сделал вывод о том, что в настоящее время "эксперименту принадлежит сравнительно скромная роль в решении коренных задач в психологии", так, что "в его современном состоянии, применяемой к решению основных психологических проблем о воле и разуме, он всё же едва ли может заменить столь часто и не справедливо осуждаемый метод психологической интроспекции". Так, в обстановке ожесточённых споров постепенно эксперимент входил в психологическую науку в России.

В поддержку эксперимента выступил влиятельный Н.Я. Грот. В докладе "основания экспериментальной психологии", с которым он выступил в Московском Психологическом Обществе, Грот выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в естествознании, учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах.

В 1901г.А.П. Нечаев организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он подчёркивал значение экспериментальной психологии для выработки целесообразных приёмов школьного обучения и решения спорных вопросов дидактики и методики. Нечаев развернул экспериментально-психологические исследования основ школьного дела. По его инициативе были организованы (1906 и 1909) Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. На съездах обсуждались принципы и методы психологического исследования, проблемы соотношения теории и эксперимента.

Так же крупнейшим событием в истории отечественной экспериментальной психологии явилось открытие Психологического института при историко-филологическом факультете Московского университета (1912), основателем которого был Г.И. Челпанов. Задачу эксперимента он видел в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение, т.е. подчинил его интроспекции. Челпанову принадлежит заслуга в продуманной организации обучения психологов экспериментальным методам исследования, в основу которого был положен его учебник "Введение в экспериментальную психологию" (1915). Так в борьбе мнений развивалась и крепла организационно-экспериментальная и прикладная психология в России дореволюционного периода. В конце IIX-начале XXв. Здесь производились психологические исследования прикладного характера также в области психологии труда.

Пятьдесят лет существования психологии как самостоятельной науки явились свидетельством её значительных успехов. Накоплена масса нового фактического материала. Были открыты новые феномены: аутистическое мышление, псевдогаллюцинации, бессознательное, личность. Психология обогатилась новыми методами и приёмами исследования. Сложились новые научные области - педология, психотехника, дефектология, дифференциальная психология. Развитие прикладной психологии в различных областях социальной практики в медицине, педагогике, производстве привело к изменению статуса психологии в обществе. Эти позитивные процессы, которые явились результатом роста науки, логики и её развития во взаимодействии с социокультурными фактами вызвали к жизни и новые проблемы. Выступило несоответствие новых данных с прежним традиционным пониманием психики. Обнаружившиеся факты неадекватности метода эксперимента в применении к исследованию сложных явлений душевной жизни вызвали критическое отношение к нему, к его возможностям. В целом психология отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от неё.

 



2019-07-04 196 Обсуждений (0)
III. Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)