Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРИМИНОЛОГИЯ И КРИМИНАЛИСТИКА



2019-07-04 200 Обсуждений (0)
КРИМИНОЛОГИЯ И КРИМИНАЛИСТИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




        

Эти родственные слова (от лат. crimen - преступление) имеют разное значение.

    Криминология - это наука, изучающая преступность, её причины, личность преступника, а так же разрабатывающая меры предупреждения преступности.

    Учитывая сложный состав причин преступности, Криминология - комплексная наука, интегрирующая в себе достижения множества наук. "В нашей стране на протяжении десятилетий криминология развивалась в основном как социологическая наука... Социологический аспект в изучении личности преступника превалирует и сейчас. Однако, теперь уже ясно, что с помощью только социологических подходов и методов невозможно объяснить преступное поведение, а следовательно, предложить эффективные меры его предупреждения. Личность преступника должна стать объектом междисциплинарного познания: философского, социологического, психологического, этического, экономического, демографического, правового, психиатрического"50.

Криминалистика - наука, разрабатывающая систему специальных приемов и средств собирания, исследования и оценки судебных доказательств. Отцом криминалистики чаще всего называют австрийского профессора Ганса Гросса (1847-1915). В 1893 году он опубликовал двухтомное "Руководство для судебных следователей", которому суждено было стать первым учебником по криминалистике и прославило автора по всему миру. Г. Гросс основательно проштудировал основы химии, физики, фотографии, микроскопии, ботаники, зоологии, психологии, антропологии и пришел к выводу, что любое техническое или научное достижение может быть использовано при раскрытии преступления.

    Французский юрист и антрополог Альфонс Бертильон (1853-1914) разработал и внедрил в уголовное дело антропометрический метод для распознавания (идентификации) рецидивистов. До него основным методом идентификации служили фотографии и описания внешности преступников. Бертильон дополнительно к этому предложил производить точные измерения заключенных: их рост, окружность и длину головы, длину рук, пальцев, ступней, фиксировать цвет радужки (семь оттенков) и др. Карточки с антропометрическими данными преступников образовывали систему, позволяющую за несколько минут выяснить, имеются ли в картотеке данные на любого вновь арестованного. Бертильону было известно утверждение бельгийского ученого Жака Кетле о том, что на свете нет двух человек с совершенно одинаковым строением тела и что вероятность совпадения показателей роста у различных людей составляет 1:4. Бертильон пошел дальше и доказывал, что при одиннадцати показателях вероятность совпадения размеров у двух человек уменьшается до 1:4191304, а при четырнадцати до 1: 286435456.

    Антропометрический метод Бертильона в 1885 году был внедрен во всех тюрьмах Франции, а в 90-е годы - Бельгии, Португалии, Голландии, Дании, Германии, Австрии и т.д. Лишь англичане не торопились с переходом на новый метод. Английская национальная гордость не позволяла признать превосходство французов и побуждало их к поискам другого еще более совершенного метода. Тем не менее и им пришлось в течение недолгого времени применять бертильонаж, пока в 1901 году его не заменили методом дактилоскопии (отпечатков пальцев). В 1902 году английский суд впервые признал факт совпадения отпечатков пальцев в качестве доказательства. По примеру Англии дактилоскопия вводилась и в других странах мира. В России она была введена в 1906 году.

    Бельгийский астроном и статистик Ламберт Адольф Жак Кетле еще в 1831 году проанализировал преступность во Франции в зависимости от пола, возраста, образования, климате и времени года. По мнению Кетле, полученные им результаты позволяли "заранее подсчитать, сколько будет убийц, фальшивомонетчиков, отравителей и т.д. Тогда Кетле пришел к поразительному выводу, что "все эти преступления так или иначе подготавливаются обществом, а сам преступник - это лишь орудие их осуществления".

    Противоположный крен от социального детерминизма Кетле допустил итальянский психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909), пионер в области исследований личности преступника. Ломброзо делил преступников на четыре класса: 1) прирожденные преступники; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти; 4) случайные преступники.

    Ломброзо критиковался за игнорирование социальных факторов преступности, но особенно ему попадало за прирожденных преступников. Но вопрос о наследственной основе преступного типа личности современной наукой не снят.

 

ЛОГИКА

 

Традиционно логику к человекознанию не относят (она вообще как и математика, занимает среди наук особое "аппаратное" положение), но на уроках человекознания её необходимо уделить некоторое внимание. Тем более, к сожалению, это забытая наука в средней школе, да и в большинстве вузов. Неслучайно ученики и даже многие студенты не подозревают о существовании каких бы то ни было законов или правил мышления.

Логика формальная - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли - определения, правила (принципы) образования понятий, суждений, умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим , как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила , правила связи законов мысли и умозаключений в системы способы формализации таких систем и т.п.

    Отцом логики признан Аристотель, вклад которого в эту науку не утратил своего значения и поныне, хотя Аристотелевская логика очень мало похожа на современную. "Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории, но основная цель всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие51.

    С аристотелевских времен известны основные логические законы: тождества, не противоречия, исключения третьего и достаточного основания.

    "Иные относятся к логике как к важнейшей науке, иные - с недоверием - рассказывал слушательницам женских курсов на своих лекциях по логике Г.Г. Шпет, - я держусь такого взгляда... что тот, кто не знаком с логикой - необразованный человек"52. Высказывания такого рода не единичны, так как логика непосредственно связана с определением истины и вообще с познанием. Логика - враг необоснованных суждений, суеверий и предрассудков, - писал советский логик Н.И. Кондаков.

 

МЕДИЦИНА

 

    Медицина (от medicus - врачебный, лечебный) - область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Её истоки скрыты в недрах первобытных времен, в искусстве врачевания колдунов, знахарей, шаманов. В Древней Греции профессия врача считалась одной из самых достойных и почтенных: "Стоит многих людей один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством", - говорит Гомер в "Илиаде".

    В числе других героев в "Илиаде" упоминаются два брата, - хирург Махаон и терапевт Подалирий, перенявшие медицинские знания от своего отца Асклепия (Эскулапа), который почитался как сын самого бога Аполлона. Воспитанный мудрым кентавром Хироном, Асклепий, согласно мифологии, умел воскрешать мертвых, что не очень-то нравилось Зевсу, опасавшемуся, что в результате успехов медицины люди перестанут бояться смерти. Ударом молнии Зевс убивает Асклепия, однако дар врачевания получили его дети: упомянутые Подалирий и Махаон и две дочери - Гигиея (то есть здоровье) и Панацея (буквально - всеисцеляющая). Дочери Асклепия почитались наравне с отцом. Они изображались в соседстве с Телесфором (Гений выздоровления в облике маленького мальчика), а также со змеей, и поныне символизирующей медицину. Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность Гиппократа (ок.460 - ок.370 г. до н.э.). Ему приписывают 58 медицинских сочинений, в том числе "О природе человека", где излагается учение о темпераменте. Во 2 веке н.э. представления античной медицины были систематизированы Галеном, его система, дополненная Ибн Синой и канонизированная церковью господствовала в медицине до начала нового времени.

Анатомо-физиологические открытия А. Везалия, У. Гарвея, труды парацелься, клиническая деятельность А. Паре и Т. Сиденхема (16-17 в.в.) способствовали возвращению медицины на основы опытного знания. Достижения естествознания и техники, развитие клинико-анатомических и клинико-экспериментальных направлений, методов объективного

больного (18-19 в.в.) обусловили становление научной медицины. Процесс разделения медицины на отрасли заметно ускорился в 19 веке. Современная медицина разделилась почти на 300 врачебных специальностей.

 

МИФОЛОГИЯ

        

Термин мифология имеет два значения:

1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и т.д.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии;

2) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, происхождение). Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы.

Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, возможным испытаниям, которые подстерегают человека в его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях дюдей: добывании огня, развитии земледелия, приручения диких животных.

    Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

    Таким образом миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. И в этом смысле они были важными стабилизаторами жизни людей на ранних стадиях их развития.

 

ПЕДАГОГИКА

 

    Педагогика - наука о воспитании человека: раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и обучения.

    Это древнейшая наука. Первый учитель жил еще в доисторические времена, но рефлексия учительского опыта родилась в эпоху античности. "Педагогика - создание древних греков. Они впервые установили некоторые педагогические принципы, которые можно считать прочными основами этой отрасли знания. "Самый важный... тот, что конечной целью хорошего воспитания должно быть нравственное достоинство, добродетель..."53.

    Все же педагогики как самостоятельной научной дисциплины в те времена не было: проблемы воспитания обсуждались в произведениях разных авторов от философов (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека) и историков (Ксенофонт, Плутарх) до конедиографов (Аристофан, Платв) и сатириков (Ювенал). Название педагогика воспроизводит греческое "педагогое", обозначающее слугу (обычно раба), которому поручено руководство и надзор за подрастающей молодежью. Для подобных целей в 18 веке в дворянских семьях держали гофмейстера, или информатора (чаще всего кандидата богословия).

    Цель, задачи, сами методы педагогики вытекают из концепции и идеала человека. Сравнение двух существовавших во времени и пространстве педагогических систем наглядно это подтверждает. В Спарте, ценившей в первую очередь закаленных и неприхотливых воинов, обучение носило прикладной военно-патриотический характер; долгое время даже чтение и письмо не считались нужными. Афины, не менее заинтересованные в воспитании граждан, видели идеал в гармонически развитой личности и давали юношам всестороннее воспитание. "Все, что общество создало для себя, но через посредство школы предлагает в распоряжение своих будущих членов"54.

    Педагогическая наука проделала огромный путь и достигла значительных успехов. В дореволюционной России её развитие было связано с революционно-демократической общественной мыслью (А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.), педагогическим учением К.Д. Ушинского. В развитие советской педагогики большой вклад внесли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.И. Калинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Немалую помощь ей оказал союз с философией, психологией, педологией, физиологией, гигиеной, социологией. Её отрасли: педагогика детская (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов), профессионального образования, семейного воспитания, вузовская, военная, культурно-просветительной работы, дефектология, методики преподавания учебных предметов, история педагогики и др.

    Однако споры вокруг и внутри педагогики - наука это или искусство, обнаруживают завидное постоянство. Вопрос не праздный, ибо от ответа зависит стратегия подготовки педагогов. Ряд крупнейших педагогов - Песталоцци, Ушинский, Толстой - утверждали, что теоретически педагогику постичь нельзя. К чему тогда педагогика и дидактика, если учителем и воспитателем надо родиться? Понятно, если человек по каким-то причинам не способен работать с детьми, педагога из него не выйдет. А вот если он "прирожденный" педагог, - нужна ли ему наука? Ф. Паульсен остроумно снял это противоречие, определив педагогику как науку об искусстве воспитания.

    Последние десятилетия не были "звездными" для отечественной педагогики, но всегда находились люди, чьи мысли дела двигали науку вперед, появилась целая плеяда новаторов, предложивших поистине гуманную педагогику сотрудничества.

 

ПЕДОЛОГИЯ

        

Педология - буквально наука о детях. Судьба её трагична. Возникла в конце Х1Х века в США и Западной Европе. Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад внес замечательный ученый "богатырь российской психоневрологии" В.М. Бехтерев (1857-1927). В течение 15 лет после революции педология развивалась: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

    Педология стремилась изучать ребенка комплексно во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. "Она была связана со всем, что касается индивидуальных различий детей, специфики их возраста"55. Безусловно, огромная сложность создания междисциплинарной науки не обеспечивала единства взглядов среди педологов. Все же в этих взглядах можно было выделить четыре основных принципа:

    1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться по частям (что-то психологией, что-то неврологией и т.д.).

    2. Ребенка можно понять лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.

    3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития.

    4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

    Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Москве, Ленинграде действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они изучали физиологию, детскую психиатрию, невропатологию, антропологию, социологию, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. До сих пор у нас нет ничего подобного.

Критика научной несостоятельности педологии педагогической общественностью в СССР закончилась постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Педология была разгромлена, а то, что от нее осталось, упрятано в спецхран. Многие ученые были репрессированы, судьбы других искалечены. А.Б. Залкинд, выйдя после заседания, где было объявлено о запрещении педологии, скончался на улице от инфаркта. Закрылись все педологические институты и лаборатории, педологию вымарали из учебных программ всех вузов. К счастью, многим удалось переквалифицироваться. Так, цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и др., а также педагоги Занков и Соколянский были педологами.

    Постановление и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили суть педологии, вменив ей в вину приверженность к так называемой теории двух факторов, фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью. На самом деле, считает В.П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство". Разговор о педологии не просто тоска по прошлому, а переживание и горечь потери.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Политология — область научного знания, изучающая политику, политические отношения, политические системы. Политология как наука сформировалась на рубеже 19-20 веков, но у нее уже имелось солидное наследие, представленное трудами многих философов, юристов и историков. Первую научную классификацию форм правления разработал Аристотель в своей "политике". Он выделил шесть форм. Правильные: монархия, аристократия, политика. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Позднее Полибий реабилитировал демократию, поместив ее в категорию правильных форм. В таком виде классификация Аристотеля дожила до 20 столетия, когда всем стало ясно, что монархи могут быть вполне демократическими (например в Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Швеции, Японии).

И. Кант перечислил три не стареющих принципа безнравственной политики.

1. Fqe et excusa (делай и оправдывай). Не упускай случая прибрать власть к своим рукам, оправдание подберешь потом: "бог удачи в этом случае лучший правозащитник".

Si fecisti nega (если совершил, отрицай). Отрицай свою виновность в этом преступлении, которое ты сам свершил. Например, доведя свой народ до отчаяния и выступлений

2. утверждай, что виновны в этом экстремисты.

3. Diuide et imnepa (разделяй и властвуй). Но даже этот величайший мыслитель не мог додуматься, что может быть и четвертый принцип безнравственной политики, когда государственное тело созданное одним народом может использоваться в своих интересах другим, не имеющим никакого отношения к созданию этого государства. Речь идет о людях еврейской национальности.

 Любое государство – это исторически сложившаяся общность людей на правовой основе объединенной территории и подчинением единой власти. Оно основывается какой-то нацией. Нация в процессе строительства государства становиться народом. Российское государство создавалось великорусской нацией, которая в процессе создания этого государства стала русским народом. Русская нация создавала государство на основе православия. Четыре компонента характеризуют государство: территория и ее охрана, экономика, культура и политика государственно-образующей нации. Следует отметить что на территории дореволюционной России ни одна нация не сумела создать свое государство. Не случайно Н. Бердяев наделял нации разными и при этом не равными правами, отказывая им в одинаковых политических стремлениях. "Существует сложная иерархия национальностей", - писал он. Бессмысленно и нелепо уравнивать права уравновешивать права на самоопределение русской национальности и национальности армянской, грузинской или китайской...”. Вопрос о правах самоопределения национальностей не есть вопрос абстрактно-юридический, это, прежде всего, вопрос биологический, в конце концов, мистико-биологический вопрос. Он упирается в иррациональную, жизненную силу, которая не подлежит никакой юридической и моральной рационализации. Клаус Зуль (председатель Союза свободомыслящих Германии) и ряд других современных ученых считает, что не всякая нация должна претендовать на государственность, а всякое государство должно быть национальным. Все появившееся национально-государственные образования на территории России - результат абстрактно-юридической Ленинской национальной политики. Она привела к социально-экономическому, политическому, культурному расцвету отсталых наций (в большей степени за счет использования государственного тела созданного русской нацией, дотирование бюджетов союзных республик за счет РСФСР, определение преимущества при поступлении в ВУЗы Российской Федерации лицам национальных окраин под лозунгом подготовки национальных кадров, строительство промышленных предприятий на территориях союзных республик иногда исходя не из экономической целесообразности, а с целью создания “национального рабочего класса” и т.д.), но не привело к их сближению. Государственное тело русского народа после революции активно стало использоваться лицами еврейской национальности для получения льгот, обеспечивания своего материального благополучия. Так по переписи 1971 года на тысячу человек занимавших высшие должности в СССР: евреев - 800, русских - 100 с небольшим, оставшиеся 100 - на все другие национальности. Сейчас никаких данных не дают, но с приходом к власти национальной еврейской буржуазии во всех эшелонах власти и средствах массовой информации в основном евреи. В связи с этим уместно вспомнить слова Cтолыпина: “Безусловно все национальные меньшинства должны иметь свое представительство в органах власти, но при этом органы власти должны быть таким образом построены, чтобы они никак не влияли на благополучие и государственную жизнь русского народа”. К сожалению властные структуры еврейской национальности буржуазии за годы так называемых “реформ” не только оказали влияние на благополучие и государственную жизнь русского народа, а полностью обокрали его и “развалили” государство.

Когда будет восстановлено национальное русское право, евреи займутся своей еврейской культурой, татары - своей, а русский народ займется своим основным делом - образованием и формированием государства, защитой всех наций, проживающих в этом государстве, в том числе и евреев. И умные евреи понимают, что только русский народ способен укрепить государство. А без государства история не придумала формы существования наций, народа.

И. Кант одним из первых сформулировал понятие о правовом государстве, доказал необходимость подчинения политики нормам права и морали. Политика должна преклонить колено перед правом. Права человека следует считать священными, каких бы жертв не стоило это господствующей власти. Народ объединяется в государство в соответствии с правовыми понятиями свободы и равноправия. Но ему и в голову не могло прийти что политики могут говорить о построении правового государства , а насаждать власть грабежа, автомата и доллара. Политология обретает свою самостоятельность в семействе социальных наук, активно включившись в исследование политики.

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Психология - это наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Выяснив этимологию слова: психо - душа, логос - знание, или изучение, можно сказать, что психология - наука о душе.

Психология - это память, стресс, психотерапия, любовь, убеждение, гипноз, восприятие, творчество, взросление, интеллект, сексуальность. Психология - это путешествие во внутренний мир. Вы можете пребывать в депрессивном состоянии или в крайне возбужденном, заниматься любым видом деятельности, наслаждаться чашкой ароматного кофе, мучиться от зубной боли и возмущаться дороговизной стоматологических услуг, прихорашиваться перед свиданием или дрожать на экзамене - и всегда окажитесь в поле внимания психологии. Вы интересуете психологию вне зависимости от вашей национальности, религиозной принадлежности, места проживания, образования, пола, возраста.

Еще наши давние предки увидели, что человек - не только тело, но еще нечто трудноуловимое, без чего тело не может ни двигаться, ни чувствовать, ни жить. Это нечто и получило название души. Долгие века человечество постепенно накапливало факты, касающиеся психической жизни, и пыталось их осмыслить.

Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю, сделано в знаменитом трактате “О душе”. Перу его ученика Феофрасита (Теофрасита) принадлежит психологический трактат “Характеры”.

В понятие души (психики) разные мыслители вкладывали каждый свое содержание. Некоторые (Платон и др.) полагали природу души идеальной, другие - материальной и даже указывали материал (так, по Демокриту душа состоит из атомов

огня). Вопрос о том кто обладает душой тоже решался по разному. Некоторые наделяли душой все объекты, в том числе и “неодушевленные” предметы. Фалес например говорил, что душа магнита проявляется в притягивании железа. Другие относили душу только к живому. Аристотель понимал душу как осуществление функций организма и подразделял ее на три части: растительную, животную и разумную. Человек имеет все три, животные - две первые, а растения - только одну. С декартовского “Мыслю, следовательно существую” начинается новая эпоха: душа начинает пониматься преимущественно как сознание и мышление. Но годом рождения психологии как науки принято считать 1879г. Именно тогда Вильгельм Вундт (1832-1920гг.), германский психолог, физиолог, логик и философ, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук(1902г.), организовал в Лейпциге первую психологическую лабораторию (вскоре преобразованную в институт, ставший “меккой” для всех психологов). В. Вундт удостоен неофициального, но почетного титула “организатор науки”.

После 1879г. Лаборатории растут со сказочной быстротой. Россия идет в числе лидеров: в 1886г. В.М. Бехтерев открывает лабораторию в Казани (первую в России вторую в Европе), а в 1887г. Лабораториями могли похвастаться Москва, Одесса, Петербург, Харьков, Юрьев (ныне Тарту). В 1912г. Открылся прекрасно оборудованный (даже здание было построено специально) московский психологический институт, средства для него предоставил купец Щукин.

В истории психологии периоды ее интенсивного развития сменялись кризисами, вызванными необходимостью переосмыслить материал, что приводило к появлению новых школ и направлений. Формирование представлений о психике и следовательно об изучающей ее науке продолжалось.

Американский психолог Эдвард Торндайк (1874-1949гг.) расширил предмет психологии за счет поведения. Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.) включил в понятие психологии бессознательные мотивы и влечения. Психологов можно разделить на “экспериментаторов-историков”, занятых поисками новых знаний, и “практиков”. Деление достаточно условно: оказывая помощь людям, испытывающим эмоциональные кризисы, трудности в общении, или желающим выбрать отвечающую склонностям и способностям профессию, консультируя конструкторов машин и механизмов, “практики” вносят существенный вклад в развитие истории, поскольку осуществляют обратную связь - проверяют, какие положения работают, а какие нет.

Современные психологи применяют широкий арсенал исследовательских методов - от наблюдения за детьми до вживления электродов в мозг, от регистрации движений глаз до анкетных опросов и тестов. Практические психологи к тому же выработали свои специфические психотерапевтические методы, позволяющие помочь человеку изменить свое поведение, осознать свои проблемы и изменить к ним отношение. Современная психология подразделяется на огромное число отраслей: общая психология, возрастная психология, сравнительная психология , зоопсихология, дифференциальная психология, инженерная психология труда, военная психология, авиационная психология, космическая психология, юридическая психология, экстремальная психология, медицинская психология, социальная, спортивная, этнопсихология, психология управления, религии, экологическая психология, парапсихология.

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Социология - наука об обществе, как ценностной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Основателями этой науки примерно одинаково указываются Огюст Конт (1798-1857гг.) и Шарль Монтескье (1689-1755гг.). Социология как самостоятельная теоретическая наука сложилась в 19 веке (термин введен Контом) в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии, специализации и конкретизации общественных наук и развития эмпирических социальных исследований.

В зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяют несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.). Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас. Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества - как аналогичное разделению функций между различными органами. Социальный дарвинизм видит источник общественного развития в “борьбе за существование”. В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии - инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционистские объяснения общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.

Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования. В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905). В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.

Огромное влияние на развитие социологии оказал германский философ и экономист К. Маркс (1818-1883). Искренним сочувствием к бедственному положению трудящихся этот философ - революционер снискал уважение не только сторонников своего учения, но и противников. Он прожил исключительно трудную жизнь, оказывался часто на грани нищеты, тяжело болел, терял детей, умиравших от недоедания, от плохих жизненных условий. У него было много искушений. Он не поддался ни на одно. Он презирал эгоистическое счастье трудился не для себя, а для человечества, жертвовал собой во имя счастья других. В выпускном гимназическом сочинении на свободную тему - “Размышление юноши при выборе профессии”. Маркс писал: “Если человек трудиться только для себя он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно великим и совершенным человеком”56. Повторяя сказанное в 17 лет, он уже стариком писал своему другу Вейдемейеру, что принес в жертву собственное здоровье, здоровье и счастье своей семьи, жизнь своих детей потому, что не мог “повернуться спиной к страданиям человечества”. Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), германского социолога и историка Макса Вебера (1884-1920). Выдающимся социологом 20 века был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании Сорокина, социология - наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах. Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к человеческим взаимодействиям (или социальным действиям отдельных людей, как выражался М.Вебер).

Современная социология разделилась на множество специальных дисциплин. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию. Более обширный список специальных социологий представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции, социальной деорганизации; социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

Это гуманитарная дисциплина, изучающая письменные тексты на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Как справедливо заметил Д. Лихачев, “каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом”57.

С.С. Аверинцев определяет филологию как “содружество гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии, и др. изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов”58.

Термин филология (буквально любовь к слову) ввел германский философ Фридрих Август Вольф (1759-1824) в конце 18 века. Основные задачи текстологии - “критика текстов” - сформулировал германский историк и филолог, некоторое время работавший в России и изучающий русские летописи, Август Людвик Шлейцер (1735-1809). Однако термин текстология впервые использует российский литературовед Борис Викторович Томошевский (1890-1957). Текстологию иногда называют прикладной филологией, ориентированной на подготовку памятников к изданию. Текстологи стремятся к тому, чтобы как можно точнее восстановить (отреставрировать) первоначальный текст, пострадавший от времени или искаженный рукописной традицией, а так же сделать его понятным современному читателю.

Классическая филология - одна из самых ранних разновидностей текстологии, ее основателями, как считает К.Ф. Лосев (1978), были итальянские гуманисты; это наука исследует литературные памятники греко-римской культуры с целью воссоздания достоверной картины античного мировоззрения. Современная филология разделяется так же по признаку языково-письменных регионов мира (например, германистика, славяноведение). Филология взаимодействует с эпиграфикой, нумизматикой, культурологией, классической археологией и др.

 

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

 

Слову фольклор в английском языке соответствует составное слово folk-lore, которое переводиться как “знание о народе, народознание”, либо как “народное знание, народная мудрость, народное творчество”. В русской литературе фольклором принято называть народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующие в широких народных массах. Различают фольклор словесный (народно-поэтическое творчество), музыкальный, танцевальный и др.

Тогда фольклористику можно определить как науку, изучающую произведения народного творчества, включающую собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.

В зарубежной литературе нет единства в по



2019-07-04 200 Обсуждений (0)
КРИМИНОЛОГИЯ И КРИМИНАЛИСТИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРИМИНОЛОГИЯ И КРИМИНАЛИСТИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)