Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.



2019-07-04 220 Обсуждений (0)
СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐

│ -предупредительный    │ │ -предупредительный  │

│ -объяснительный       │ │ -объяснительный     │

│ - выборочный          │ │ -выборочный         │

│ -по памяти            │ │ -картинный          │

│ -по загадкам          │ │ -кратковременный    │

│ -по описательному обороту │ │ -по памяти          │

│ -с использованием сигналь- │ │ -по загадкам        │

│ ных карточек.         │ │ -по описательному обороту│

└─────────────┬──────────────┘ │ -по перфокартам     │

         │           │ -с использованием сиг- │

         │           │ нальных карточек   │

         │           │ -с пропущенными буквами │

         │                └───────────────┬──────────┘

         │                           │

         │                           │

  ┌──────┴────┐                 ┌────┴───────┐

  │ слуховые │                 │ зрительные │

  └──────┬────┘                 └────┬───────┘

         │                           │

  ┌──────┴────────────────────────────────┴──────────┐

  │                  простые               │

  └──────────────────────────┬───────────────────────┘

                             │

  ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐

  │             словарные диктанты         │

  └──────────────────────────┬───────────────────────┘

                             │

  ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐

  │                  творческие            │

  └──────┬────────────────────────────────────┬──────┘

         │                               │

  ┌──────┴───┐                     ┌─────┴──────┐

  │ слуховые │                     │ зрительные │

  └─────┬────┘                     └─────┬──────┘

        │                               │

┌────────────┴──────────────┐ ┌───────────────────┴───────┐

│-группировка по орфографи- │ │-группировка по орфографи- │

│ ческим признакам.    │ │ ческим признакам.    │

│-подбор родственных слов. │ │-подбор родственных слов. │

│-подбор слов с общим приз- │ │-подбор слов с общим при- │

│ наком.               │ │ знаком.              │

│-подбор синонимов,антонимов│ │-подбор синонимов, анто- │

│-запись цепочкой слов. │ │ нимов.               │

└───────────────────────────┘ │-запись цепочкой слов. │

                         │-запись по алфавиту.  │

                         │-запись с исправлением │

                         │ ошибок.              │

                         │-работа с деформированными │

                         │ словами.             │

                         │-запись слов с аналогичной │

                         │ орфограммой.         │

                         │-составление словосочета- │

                         │ ний.                 │

                         │-использование ребусов. │

                         │-использование школьного │

                         │ словаря              │

                         │-использование кроссвордов │

                         │-по пословицам.       │

                         │-по перфокартам.      │

                         │-составление рассказа │

                         │ по опорным словам.   │

                         │-работа с деформирован- │

                         │ ным текстом.         │

                         └───────────────────────────┘

 

Наиболее интересными для детей, а следовательно наиболее эффективными являются такие виды словарных диктантов: из простых зрительных – по загадкам, по перфокартам, картинный; из простых слуховых – по загадкам, по описательному обороту; из творческих зрительных – запись по алфавиту, работа над деформированными словами, использование ребусов, кроссоврдов, по пословицам и т.д.; из творческих слуховых – группировка по орфографическим признакам.


Выводы

1. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу формирования орфографических навыков в последнее время уделяется большое внимание.

2. Изучение статей многих ученых-методистов (Ераткиной В. В., Гордеева Э. В., Уткиной Т. И. и др.) позволяет утверждать, что успех обучения правописанию в значительной мере определяется способностью учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения разнообразить используемые методы и приемы.

3. Мало дается рекомендаций по работе над значением слов с непроверяемыми написаниями, по разработке упражнений, развивающих не только память, мышление, но и творческое воображение, фантазию детей.

 


II. Некоторые методические рекомендации по совершенствованию навыков написания слов с непроверяемыми гласными в корне в 4 классе

 

Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 4 классе средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.

В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В качестве экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.

Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие.

Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было – совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались обращать внимание и на развитие речи.


Вокзал

Урок 1

Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто сможет правильно написать это слово на доске?

Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ...

Урок 2

В схема слов записаны только гласные, которые являются орфограммами. Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы. Подчеркните все орфограммы.

. о . . . .

. а . . . . о

. а . . . . о . . . .

. а . . . .

. а . . . . о

(расстояние, вагон, направо, вокзал, налево)

Урок 3

Закончите предложения:

Мы поехали ... Мы забрали бабушку ... ... стоит много такси. для вокзала на вокзал с возала у вокзала

 

 

Семена

Урок 1

Послушайте стихотворение-загадку. О каких водшебных зернышках в нем идет речь?

Зернышко в черную землю сажаешь,

Лейку берешь и его поливаешь.

Смотришь и вырастет скоро в саду

Клумба прекрасная в буйном цвету.

Урок 2

Отгадайте слова по значению. Запишите их и подчеркните орфограммы.

1. Машина для посева семян.

2. Зерна, предназначенные для посева.

3. Крестьянин, земледелец.

Урок 3

«Посадите» семечко и нарисуйте, как оно будет расти.

 

Двенадцать

Урок 1

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

К 8 прибавить 4 получится 12.

Разность 16 и 4 равна 12.

Урок 2

Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую вы любите больше всего, расскажите.

Урок 3

Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.

Вот опять

. . . . палочек

Разлетелись по двору –

Это палочки-считалочки

Начинаем мы игру.


И пока

. . . . палочек

Собирал в траве Сергей,

Мы с ребятами попрятались –

Кто-куда и кто-быстрей.

Ю. Синицын

 

В какую игру играли ребята? Поиграйте и вы в нее, но сначала расскажите о условиях игры.

 

Сверкать

Урок 1

Послушайте стихотворение. Объясните, что зачит «сверкать босыми пятками».

Кто чем сверкает?

Сверкает яркий луг росой

Карась – боками гладкими,

Мудрец – умом,

Лицо – красой,

А трус – босыми пятками.

О. Дриз

Урок 2

Вставьте пропущенный корень в однокоренные слова. Подчеркните непроверяемые написания.

Сверкать – за . . . ать, . . . ание, с . . . ающий.

 

Урок 3

Что может сверкать?

 

 

Прекрасный

Урок 1

Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные:

красивый, красный, краска, красота, прекрасный.

Произнося слово красивый, прекрасный вы всегда представляете что-то, отличающееся красотой. А почему мы можем поставить в этот ряд слово красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»: красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и слово красный в значении «красивый».

Урок 2

С какими словами из группы можно составить словосочетание прилагательное + существительное? Запишите 2-3 таких словосочетания.

 (прекрасный, здесь, здравствуйте)

Урок 3

Составте возможные пары:

прекрасный (-ое; -ая) день теперь богатство настроение погода желать автомобиль горизонт

 

Портрет

Урок 1

Доскажите словечко, потом впишите его и выразительно прочитайте стихотворение.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется . . . . . (портрет)

А. Керингер

Нарисуйте портрет своего лучшего друга (подруги).

Урок 2

Из данной группы слов составьте фразы, которые начинаются словами: «Во всех этих словах есть...» или «Ни в одном слове нет...», «Во всех словах нужно запомнить...».

Металл, железо, инженер, директор, портрет.

Например. Во всех словах есть буква Е. (Да)

Урок 3

Как вы понимаете данные словосочетания? Запишите с ними предложения. В однокоренных словах выделите корень.

Прекрасный портрет, художник-портретист, портретный набросок.

 

Телефон

Урок 1

Отгадайте загадку. Запишите отгадку.

Поверчу

волшебный круг –

и меня услышит друг. (Телефон)

Е. Авдиенко

Урок 2

Разгадайте ребус. Запишите ответ и подчеркните орфограммы.

 

Урок 3

Сравните слова по значению. Какое из них «лишнее»? С «лишним» словом запишите предложение.

Шестнадцать, телефон, двенадцать, восемь.

 

Адрес

Урок 1

Отгадайте загадку.

Белое поле

Черное семя

Кто его сеет

Тот разумеет.

(Письмо)

Как письмо находит своего хозяина?

Урок 2

Что нужно чтобы написать письмо?

 

 

Урок 3

Напишите письмо другу с пожеланиями на лето.

 

Путешествие

Урок 1

Прочитав текст, выберите из данной группы слов то, о котором идет речь.

(вокзал, аллея, путешествие, дорога)

Слово путешествие – это сложное слово. В нем 2 корня. 1-й корень связан по значению со словом путь. 2-й корень (шеств-) – от глагола шествовать, близкого по значению глаголу идти. Буква е соединяет 2 корня. Путешествие – это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

Урок 2

Листочки с заданиями:

1. Разобрать слово ПУТЕШЕСТВИЕ по составу.

2. Вставить пропущенные слова.

Путешествие – это . . . или . . . с какой-либо целью.

(Танец, игра, поездка, пение, передвижение пешком, прогулка, встреча)

Урок 3

«Соберите» текст, вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите однокоренные слова.

 

 

Билет

Урок 1

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

- Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Что вы ответите зайке?

Урок 2

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

2. Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо.

3. Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.

4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-нибудь.

Урок 3

Приготовьте красочные пригласительные билеты для ваших мам, пап, бабушек и одноклассников.

 

 

Автомобиль

Урок 1

Послушайте историю слова «автомобиль». Запишите это слово и подчеркните орфограмму.

Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено оно из двух слов: греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского мобилис, означающего «движущийся, подвижный». Вот и получается: автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке уже много слов, в которых есть часть авто-, напимер: автокран, автобензовоз. А знаете ли вы такие слова?

Урок 2

Соберите картинку. Что на ней изображено? Запишите.

 

Урок 3

Решите кроссворд. Подчеркните в словах буквы, написание которых следует запомнить.

 

1 А          
1. Древняя профессия. Люди этой профессии выращивают растения для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания. 2. Это слово пришло из немецкого языка, в котором оно означало повозку, тележку. 3. Слово образованно из двух частей. Значит «дальноговорите», «говорящий на дальнее расстояние». 4. Время года, когда природа сменяет зеленые краски на желтые , красные. 5. Друг Карлсона.

 2 В            
3 Т            
4 О            
5 М            
6 О            
7 Б            
8 И            
9 Л            
  Ь            

 

6. Предлог, употребляемый в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».

7. Слово из французского языка, где оно означает «дорожные вещи», и образовалось от слова БАГ («пакет»).

8. Название месяца, который заканчивает учебный год.

9. Время самых лучших каникул.

 

Космонавт

Урок 1

О ком эта загадка?

Ракету в звездную высь направляет,

Землю сверху он изучает.

(Космонавт)

Урок 2

Составьте словосочетания.

о с для космонавт

Запишите слова, которые связаны с темой «космос».

Урок 3

Сочините небольшой рассказ на тему: «Я хочу быть космонавтом». Проиллюстрируйте его. Запишите советы тем, кто готовится стать космонавтом. (см. приложение №2).

 

Экскурсия

Урок 1

Наборщик перепутал предложения. Помогите ему собрать текст. Прочитайте и озаглавьте его. Подчеркните орфограмму в выделенном слове, запомните его написание.

 

 

Урок 2

Составьте и запишите словосочетания со словом «экскурсия». Расскажите, на какой экскурсии вы побывали.

Урок 3

Напишите небольшой рассказ на тему: «Экскурсия, которая запомнилась мне больше всего» или «Экскурсия, на которой мне хотелось бы побывать».

 

Электричество

Урок 1

Отгадайте загадку. Отгадку запишите , подчеркните орфограмму.

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам темно,

Освещает дом оно.

                     (Электричество)

Урок 2

Запишите все слова с корнем ЭЛЕКТР - из текста об истории слова элетростанция.

Электростанция - это сложное слово, которое образовалось путем соединения слова станция и части электро-, что значит «электрический». Электростанция – знчит электрическая станция. В русском языке есть много слов, первой частью которых является часть электро-: электродвигатель, электродойка, электросварка. Знаете ли вы такие слова?

Урок 3

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните в каждый ряд по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Машина для передвижения железнодорожных поездов, работающая от электросети.

2. Предприятие по выработке электрической энергии.

3. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком- или о чем-нибудь.

4. Сохранившийся в памяти, незабываемый.

Лото

В его комплект входят несколько больших листов, разделенных на 4 квадрата, , в каждом из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено).

На маленьких карточках, совпадающих по размерам с квадратом большого листа, записываются загадки, вопросы и другие задания, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в квадраты. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству квадратов на больших листах.

Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Лото можно использовать на разных этапах изучения слов с непроверяемыми написаниями. Мы применили его на этапе закрепления, с целью более прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми гласными в корне. (см. приложение №3).

 

 



2019-07-04 220 Обсуждений (0)
СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)