Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие международного сотрудничества



2019-07-04 205 Обсуждений (0)
Понятие международного сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. Понятие международного сотрудничества

2. Вызов лиц

3. Исполнение запросов

4. Рассмотрение жалоб

5. Порядок выдачи лиц и предметов


Введение

 

Выдача преступников, экстрадиция, в международном праве передача для привлечения к ответственности или для приведения в исполнение приговора лица, совершившего преступление, тем государством, на территории которого находится преступник, государству, на территории которого было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Требование о Выдаче преступников может последовать при наличии специальных соглашений, заключённых между заинтересованными государствами. Такие соглашения получили распространение в начале 19 в. В некоторых странах (Великобритания, Бельгия и др.) Выдача преступников регламентирована не только международными соглашениями, но и внутренним законодательством.

Борьба с уголовными преступлениями является внутренним делом каждого государства, однако это не исключает возможности международного сотрудничества. Практически интересы борьбы с преступностью, особенно с учетом современных средств сообщения, облегчающих бегство за границу, заставили большинство государств заключить целую сеть договоров о взаимной Выдача преступников Для борьбы с уголовными преступлениями в соответствии с соглашением 1923 создана международная организация уголовной полиции — «Интерпол». Международные договоры о Выдаче преступников или нормы внутреннего законодательства перечисляют обычно те составы преступлений, при наличии которых имеет место выдача.

Требование о выдаче подлежит удовлетворению только в том случае, если совершённое лицом преступление предусмотрено соглашением и наказуемо не только по законам страны, требующей выдачи, но и по законам государства, к которому обращено требование о выдаче. Выдаваемое лицо может быть судимо и наказано только за то преступление, обвинение в котором было предъявлено как основание для требования о выдаче. Лица, преследуемые за политические преступления, как правило, выдаче не подлежат. Однако капиталистические страны подвергают существенным ограничениям и нарушениям право убежища, сопротивляясь росту революционного движения рабочего класса и национально-освободительного движения, они становятся на путь выдачи политических эмигрантов. Соглашения о Выдаче преступников, заключаемые буржуазными государствами, часто предусматривают выдачу не только уголовных преступников, но и лиц, преследуемых за революционную деятельность и национально-освободительную борьбу.

Договоры о Выдаче преступников нередко включают и соглашения между государствами об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам (вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия), они предусматривают также вопросы пропуска выдаваемого лица через территорию третьего государства.

Как требование о Выдаче преступников, так и просьба об оказании правовой помощи по уголовным делам передаются по дипломатическим каналам, если иной порядок прямо не предусмотрен в международном договоре.

В отношениях между социалистическими странами Выдача преступников рассматривается как один из видов оказания взаимной правовой помощи; постановления о Выдаче преступников для привлечения к уголовной ответственности и для приведения в исполнение приговора содержатся в заключённых СССР и другими социалистическими странами двусторонних договорах об оказании правовой помощи.


Понятие международного сотрудничества

 

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействия российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.[1]

Международный договор Российской Федерации – международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством либо международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.[2]

В соответствии со ст. 453 УПК, при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Для подтверждения принципа взаимности выносится письменное обязательство Верховного суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Важнейшими многосторонними международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам являются: 1) Европейская конвенция о выдаче 1957г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г.г. (СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г. с дополнительным протоколом 1978г. (СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2349), Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977г. (СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3347); 2) принятые государствами – членами СНГ: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. с дополнительным протоколом к ней 1997г. (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472); Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998г.[3]

При необходимости производства каких-либо процессуальных действий составляется специальный запрос, который направляется через:

1. Верховный суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного суда РФ;

2. Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного суда РФ;

3. Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4. Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.

Вначале запрос составляется на национальном языке государства, направляющего запрос, после чего запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Указанный запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего учреждения и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и адрес органа, которому направляется запрос; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включая сведения об их дате и месте рождения, гражданстве, роде занятий, местожительстве или местопребывании, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного деяния и его квалификацию, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, а также, при необходимости, сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением (ст. 454 УПК).

Важным моментом такой взаимопомощи является то, что доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами или принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса (ст. 455 УПК).


Вызов лиц

 

Уголовно-процессуальным законом предусмотрено, что свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся вне пределов Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для проведения процессуальных действий на территории Российской Федерации. Вызов перечисленных лиц осуществляется повесткой либо судебным решением, которую им вручают компетентные органы РФ. Если эти лица не явились по вызову и никоим образом не ответили на повестку, они не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно (ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г.). Проведение процессуальных действий с участием явившихся по вызову лиц осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ. При этом необходимо помнить, что явившиеся по вызову лица не могут быть привлечены в качестве обвиняемых на территории Российской Федерации, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения государственной границы Российской Федерации. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию. В соответствии со ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г. вызов обвиняемого, находящегося на территории запрашиваемого государства осуществляется повесткой, которая вручается компетентным органам этого государства за пятьдесят дней до даты явки.

Вызов лица, находящегося под стражей в иностранном государстве, производится в том же порядке, предусмотренном ст. 456 УПК РФ, при условии, что это лицо временно передается на территорию Российской Федерации компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения указанных в запросе о вызове действий. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе взаимности.

 

Исполнение запросов

 

Уголовно-процессуальный закон возлагает на суд, прокурора, следователя обязанность исполнения переданных им в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать РФ правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным судом РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратурой РФ (ст. 457 УПК).

Вместе с тем, установлены ограничения обязательности исполнения подобных запросов, как в отношении Российской Федерации, так и в отношении государств, участников Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г.

В соответствии со ст. 2 указанной конвенции не подлежат исполнению запросы: касающиеся преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, либо финансовым преступлением; если запрашиваемая сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны.

По общему правилу, при исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.

Исполнение поручений о проведении обыска или наложении ареста на имущество Российской Федерации осуществляется только в следующих случаях: преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающего государства, так и по закону запрашиваемого государства; преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемого государства (ст. 5 Конвенции о правовой помощи 1959г., оговорка 3 ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 1999г. № 193-ФЗ).[1]

При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

 

 

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся вне ее пределов, и невозможности проведения процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении компетентному органу иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях проводится в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Если лицо, имеющее российское гражданство совершило преступление на территории иностранного государства, а затем возвратилось в Российскую Федерацию, до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, то в этом случае, уголовное дело, при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ (действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ), может быть возбуждено и расследовано следователем Российской Федерации по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ (ч. 2 ст. 459 УПК).

Российская Федерация имеет право направить иностранному государству запрос о выдаче[1] ей лица для уголовного преследования или для исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 460 УПК РФ).

Направление запроса о выдаче на основе взаимности осуществляется в случае, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание, если выдача запрашивается для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев, если выдача запрашивается для исполнения приговора.

Если возникла необходимость направления запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении соответствующему компетентному органу иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на его территории.

Запрос о выдаче должен обязательно содержать: наименование и адрес запрашивающего органа; полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче; дату его рождения, данные о гражданстве, местожительстве или местопребывании и другие сведения о его личности, а также, по возможности, описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного запрашиваемым к выдаче лицом, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

К указанному запросу должна быть приложена удостоверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены удостоверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено в качестве обвиняемого, подвергнуто наказанию без согласия государства, его выдавшего, а также не может быть передано третьему государству за иное преступление, с выдачей не связанное.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44-х суток со дня окончания уголовного производства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;

2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось на ее территорию (ст. 461 УПК).

Российская Федерация может на основании международного договора или принципа взаимности выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или для исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам запрашивающего государства. Уголовно-процессуальный закон разъясняет, что выдача на основании принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет также произведена выдача.

Выдача может быть произведена в случаях:

1) если законодательство Российской Федерации предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, если выдача производится для целей уголовного преследования;

2) если лицо, выдача которого запрашивается, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) запрашивающее государство может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть его территорию, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации и обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При наличии ходатайств нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель в срок не более 24-х часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято. Данное решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого принято решение о выдаче, или его защитником в течение десяти суток с момента получения уведомления в федеральный суд субъекта Российской Федерации. В случае, если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно отправляет ее в соответствующий суд с уведомлением об этом прокурора.

Если жалоба поступила прокурору, то он в течение десяти суток направляет в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность решения о выдаче. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче производится судом в срок не позднее одного месяца со дня получения жалобы, в составе коллегии из трех судей в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче и его защитника, если он участвует в деле.


Рассмотрение жалоб

 

В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права и обязанности. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывает жалобу, после чего слово предоставляется прокурору (ст. 463 УПК).

В ходе судебного рассмотрения не обсуждаются вопросы о виновности лица, принесшего жалобу. Проводится только проверка соответствия решения о выдаче законодательству и международным договорам Российской Федерации.

В результате проверки суд выносит одно из следующих определений: о признании решения о выдаче незаконным или необоснованным и его отмене; об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае отмены решения о выдаче суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.

В отличие от общего порядка кассационного обжалования, определение суда об удовлетворении жалобы или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Российской Федерации в течение семи суток со дня его вынесения.

Закон категорически запрещает производство выдачи в случаях, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о его выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, в выдаче может быть также отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием ходатайства о выдаче, не признается в Российской Федерации преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против ее интересов вне пределов Российской Федерации;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование в отношении запрашиваемого к выдаче лица;

4) уголовное преследование в отношении запрашиваемого к выдаче лица возбуждается в порядке частного обвинения.

Если выдача не производится, Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований для отказа.

 



2019-07-04 205 Обсуждений (0)
Понятие международного сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие международного сотрудничества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)