Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каким должен быть философ?



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
Каким должен быть философ? 0.00 из 5.00 0 оценок




Так кто же он – философ: избранный или профессионал, получивший философское образование и натренировавший в себе способность философствовать?

Если попытаться теперь дать окончательный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок данной работы, то я отвечу следующим образом. Среди нас находится значительное число людей, испытывающих самое настоящее призвание к философии и обнаруживающих в философствовании несомненный талант. Они не заканчивали философский факультет, они могли не прочитать ни одной сугубо философской книги, и уж тем более они никогда не писали и не напишут ни одной книги сами. Им это просто не нужно. Но наличие в них собственной самобытной философии отрицать невозможно. Это становится ясным, когда мы беседуем с такими людьми. В таких философах, разумеется, нет ни капли философского профессионализма. Есть ли какие-нибудь критерии, чтобы отличить их от каких-нибудь болтунов и словоблудов? Один такой критерий приходит на ум.

Осмелюсь утверждать, что настоящий философ никогда не обратится к психотерапевту (если, конечно, он изначально не имел проблем с психикой). Ю. Хабермас написал однажды (как говорится, "между строк"), что психотерапия сейчас отнимает у этики исконную функцию последней – функцию жизненных ориентиров. Так вот я думаю, что у каждого философа – своя этика. Он всегда найдёт объяснение любым радостям и несчастьям, выпавшим на его долю, даст им интерпретацию в духе своей философии, и тогда никакой психотерапевт ему будет не нужен.

Ну а как же среди профессиональных философов: есть среди них бриллианты философской мысли, философы по призванию? Скорее всего. Но мы их пока не знаем, ибо большое видится на расстоянии. Причём чем дальше – тем отчётливее вырисовываются среди них неповторимые вершины.

Как ни странно, получается, что мы не знаем, что есть философия на самом деле: призвание или профессия, точнее, насколько она суть призвание. Об этом нам никто из профессиональных философов не скажет, а наших современников оценим уже не мы, а следующие поколения. Зато мы знаем, какой должна быть философия.

Она должна быть призванием в профессионализме. В чём конкретно это выражалось бы, можно перечислить (разумеется, список будет неполным, но минимально необходимым).

А.Л. Доброхотов считает, что философские идеи "требуют искренней приверженности, выражающейся в изменении жизни. Не случайно книги по истории философии не обходятся без подробного жизнеописания мыслителей, тогда как книги по истории науки больше говорят об истории самих открытий и изобретений" [xxviii]. Действительно, философ в своей деятельности должен ставить на кон самого себя, ибо слово – это поступок. Иными словами, то, что проповедует философ, должно быть рождено в его душе, принято ей. Он должен верить сам в то, что говорит, и поступать в соответствии со словами.

А.М. Пятигорский заметил, что Ницше, которого он не любит как философа, тем не менее, нравится ему как человек, потому что "он говорил, что хотел, не оборачивался. Это признак философа" [xxix]. Для философа не должно существовать никаких авторитетов. Он не должен бояться ни власти, ни конкурентов. Он должен смело говорить то, что думает.

Философ должен чётко формулировать свои мысли, не только потому, что этого требуют законы логики и риторики, но и потому, что он работает не на одного себя, но и для людей, и они имеют право знать то сокровенное знание, которое доступно ему как философу.

Разумеется, общество может "производить" профессионалов, а не мудрецов-самоучек, а потому надо стремиться к тому, чтобы "...сформировать профессионала, который будет уметь то же, что и любой мастер, но одновременно (зачем нужны два одинаковых мыслителя?) он должен делать что-то иное, причем на достойном уровне или с превышением" [xxx].

Всё это, разумеется, – идеал. Но на практике к нему можно приблизиться, если всегда избегать того, как не надо поступать. А.А. Гусейнов считает: "...Самыми неинтересными работами по этике (я бы сказал: и философии в целом. – Е.Н.) являются те, в которых нет ясной нравственной (философской. – Е.Н.) позиции, социальной заострённости, полемики с реальной действительностью, которые написаны без страсти, по обязанности, для диссертации. Работы вымученные, а не рождённые в любви и муках" [xxxi].

Известный философ академик И.Т. Фролов (1929-1999) писал: "Мы все учились и учимся трудному искусству истинного философствования – всегда критическому и самокритичному, одухотворённому высокими образцами, целями и идеалами, но вместе с тем тесно связанному с реалиями сегодняшнего дня, жизнью и заботами миллионов простых людей, с интеллектуальными движениями во всех областях науки и искусства, культуры человечества как целого. Это предполагает интенсивную работу мысли, предельную интеллектуальную активность философии как "духовной квинтэссенции эпохи" (Маркс). И, конечно, честность мысли – самую полную. Каждый может заблуждаться, и философ тоже. Но в отличие от других покаяние не снимает с него моральную вину. Общественные условия – какими бы неблагоприятными они ни были – не являются для философа абсолютными. Они не могут снять с него груза личной ответственности. Объяснить – да, могут, а оправдать – нет. Поэтому-то так высоко ставилось во все времена в нравственном отношении служение философии!" [xxxii] В этих словах – ключ к объединению призвания и профессии. Ключ к одухотворению профессии призванием.

Сноски.

[i] Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: "Норинт", 2002. С. 977.

[ii] Там же. С. 1035.

[iii] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 226.

[iv] Цит. по: Кочеткова Наталья. Александр Пятигорский: "Философия – это род склонности, переходящий в болезнь". Антишколист в философии // www.inauka.ru/philosophy/article40833.html.

[v] Доброхотов А.Л. Введение в философию // http://www.philosophy.ru/edu/ref/dobr/1.html.

[vi] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. С. 4.

[vii] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. С. 9.

[viii] Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // http://www.philosophy.ru/library/mmk/consc.html.

[ix] Платонов А.П. Повести и рассказы. – М.: Правда, 1983. С. 106.

[x] Мамардашвили М.К. Указ. соч.

[xi] Цит. по: Кочеткова Наталья. Указ. соч.

[xii] Доброхотов А.Л. Указ. соч.

[xiii] Цит. по: Кочеткова Наталья. Указ. соч.

[xiv] Гусейнов А.А. О философах и профессорах философии // Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. [Текст]: сборник статей. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2002. С. 28.

[xv] Эпштейн Михаил. Размышления после Всемирного философского конгресса. Отзывы // http://www.russ.ru/journal/ist_sovr/98-12-09/epstin0.htm

[xvi] Гусейнов А.А. Указ. соч. С. 35.

[xvii] Эпштейн Михаил. Указ. соч.

[xviii] Гусейнов А.А. Указ. соч. С. 32.

[xix] Кузнецов В.Ю. Философия преподавания философии // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. – 2003. - № 5. С. 80.

[xx] Эпштейн Михаил. Указ. соч.

[xxi] Косилова Елена. Философия: призвание или профессия? // http://www.elenakosilova.narod.ru/ph.html.

[xxii] Косилова Елена. Указ. соч.

[xxiii] Кузнецов В.Ю. Указ. соч. С. 80.

[xxiv] Цит. по: Лесков Сергей. Возвращение философского парохода // http://www.inauka.ru/philosophy/article33767.

[xxv] Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. – М., 2001. С. 75.

[xxvi] Мамардашвили М.К. Указ. соч.

[xxvii] Цит. по: Кочеткова Наталья. Указ. соч.

[xxviii] Доброхотов А.Л. Указ. соч.

[xxix] Цит. по: Кочеткова Наталья. Указ. соч.

[xxx] Кузнецов В.Ю. Указ. соч. С. 82.

[xxxi] Гусейнов А.А. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. – М., 1996. С. 36.

[xxxii] Фролов И.Т. К читателю – двадцать лет спустя // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. – М.: Наука, 2001. С. 12.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М., 2001.

2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб.: "Норинт", 2002.

3. Гусейнов А.А., О философах и профессорах философии // Гусейнов А.А., Философия, мораль, политика. [Текст]: сборник статей. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2002.

4. Гусейнов А.А., Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. – М., 1996.

5. Доброхотов А.Л., Введение в философию // http://www.philosophy.ru/edu/ref/dobr/1.html.

6. Косилова Елена. Философия: призвание или профессия? // http://www.elenakosilova.narod.ru/ph.html.

7. Кочеткова Наталья. Александр Пятигорский: "Философия – это род склонности, переходящий в болезнь". Антишколист в философии // www.inauka.ru/philosophy/article40833.html.

8. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Кузнецов В.Ю., Философия преподавания философии // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. – 2003. - № 5.

10. Лесков Сергей. Возвращение философского парохода // http://www.inauka.ru/philosophy/article33767.

11. Мамардашвили М.К., Проблема сознания и философское призвание // http://www.philosophy.ru/library/mmk/consc.html.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

13. Платонов А.П., Повести и рассказы. – М.: Правда, 1983.

14. Тищенко П.Д., Био-власть в эпоху биотехнологий. – М., 2001.

15. Фролов И.Т., К читателю – двадцать лет спустя // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. – М.: Наука, 2001.

16. Эпштейн Михаил. Размышления после Всемирного философского конгресса. Отзывы // http://www.russ.ru/journal/ist_sovr/98-12-09/epstin0.htm.

 



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
Каким должен быть философ? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каким должен быть философ?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)