Подготовка исходных данных и составление математической модели задачи
2.1 Построение возможных вариантов схем движения судов На основе заданных участков работы флота (груженных и балластных) строим возможные варианты замкнутых схем движения судов. Под схемой движения j (j=1,n) понимается набор участков работы флота, последовательно проходимых судном.
Николаев 1 Мадрас 2 Николаев 1) (1;2)
Николаев 3 Басра 4 Николаев 2) (3;4)
Николаев 3 Басра 5 Мадрас 2 Николаев 3 ) (3;2)
Николаев 3 Басра 6 Николаев 4 ) (3)
2.2 Расчет нормативов работы судов на схемах движения Для полученных схем движения рассчитываем следующие нормативы: а) время рейса i-того судна на j-той схеме движения, в сутках: __ __ tij = Σ til (i=1,m; j=1,n), lεj где tij - время рейса i-того судна на j-той схеме движения, сут., til - норматив времени работы i-го типа на l-ом участке, сут., который включает валовое стояночное время в порту погрузки, валовое время перехода на участке и валовое стояночное время в порту выгрузки. t11 = tх11 + tст11 + tх12 + tст12 , где tх - ходовое время, сут.; tст – стояночное время, сут. t11 = 14 + 58 + 14+ 40 = 126 сут. Результаты расчета для остальных типов судов и схем движения занесены в табл.2.1.
Таблица 2.1. Время рейса судов
7
б) инвалютный доход судна i-того типа на j-той схеме движения за один рейс, долл.: __ __ Fij = Σ fl qil (i=1,m; j=1,n), lεj где fl – тарифная ставка на l-ом участке, долл./т; qil – загрузка судна i-го типа на l-ом участке, т. F11 = f1*q11 + f2*q12 ; F11 = 12*30 + 10*28 = 640 долл. Результаты расчета для остальных типов судов и схем движения занесены в табл.2.2.
Таблица 2.2. Время рейса судов
2.3 Составление математической модели задачи Параметром управления в данной задаче выступает число рейсов судов i-того типа на j-той схеме движения, так как критерий оптимизации – максимизация доходов. Математическая модель задачи в общем виде такова: m n Z = Σ Σ Fij xij – max, (1) i=1 j=1 m __ Σ Σ qil xij ≤ Ql (l = 1,S), (2) i=1 jεGl n ___ Σ tij xij = Ti (i = 1,m), (3) j=1 __ __ xij ≥ 0 (i=1,m; j=1,n), (4) где xij – число рейсов судов i-того типа на j-той схеме движения, судо-рейсы; Ti – бюджет времени в эксплуатации судов i-того типа, судо-сутки; ___ Ti = Ni Tпл (i = 1,m), где Ni - число судов i-того типа; Tпл – продолжительность планового периода; T1 = 395*8 = 2920 сут., T2= 395*6 = 2190 сут.; Ql - количество груза, предъявленное к перевозке на l-ом участке, тыс.т; Gl - множество схем движения, содержащих l-й участок; S – количество груженых участков. Экономический смысл целевой функции (1) – максимизировать доход в инвалюте; ограничения (3) отражают требование использования бюджета времени в эксплуатации судов всех типов на перевозках; ограничения (2) отражают требование: на каждом участке перевезти груз в количестве, не превышающем заявленного; (4) – условие неотрицательности переменных. 8 Математическая модель согласно исходным данным и построенным вариантам схем движения приобретает вид:
Z = F11x11 + F12 x12 + F13 x13 + F14 x14 + F21 x21 + F22x22 + F23 x23 + F24 x24 – max,
q11 x11 + q21 x21 ≤ Q1 q12 x11 + q12 x13 + q22 x21 + q22 x23 ≤ Q2 q13 x11 + q13 x13+ q13 x14 + q23 x22 + q23 x23 + q23 x24 ≤ Q3 q14 x12 + q24 x22 ≤ Q4
t11 x11 + t12 x12 + t13 x13 + t14 x14 = T1 t21 x21 +t22 x22 + t23 x23 + t24 x24 = T2 __ __ xij ≥ 0 (i=1,m; j=1,n). Для получения математической модели, используемой при составлении исходной симплексной таблицы, подставляем в приведенную выше математическую модель значения нормативов, полученные ранее: Z = 640x11 + 454x12 + 514x13 + 234x14 + 404x21 + 276x22 + 380x23 + 156x24 – max,
12x11 + 6x21 ≤ 240 10x11 + 10x13 + 8x21 + 8x23 ≤ 300 9x11 + 9x13+ 9x14 + 6x22 + 6x23 + 6x24 ≤ 160 11x12 + 6x22 ≤ 100
126x11 + 128x12 + 125x13 + 78x14 = 2920 94x21 +114x22 + 109x23 + 68x24 = 2190 __ __ xij ≥ 0 (i=1,2; j=1,4).
9
3. Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных схем движения судов с помощью симплекс метода.
Данная задача решается с помощью симплекс-метода, однако структурные ограничения не содержат нужного для построения базиса количества единичных векторов. Поэтому введем в математическую модель искусственные переменные, чтобы перейти от исходной задачи к расширенной. Таким образом, математическая модель примет вид: Z = 640x11 + 454x12 + 514x13 + 234x14 + 404x21 + 276x22 + 380x23 + 156x24 + 0S1 +0S2 + 0S3 + 0S4 – MA5 – MA6 - max,
12x11 + 6x21 + S1 = 240 10x11 + 10x13 + 8x21 + 8x23 +S2 = 300 9x11 + 9x13+ 9x14 + 6x22 + 6x23 + 6x24 + S3 +160 11x12 + 6x22 + S4 = 100
126x11 + 128x12 + 125x13 + 78x14 +A5 = 2920 94x21 +114x22 + 109x23 + 68x24 +A6 = 2190 __ __ xij ≥ 0 (i=1,m; j=1,n). где S1,S2 ,S3 ,S4 – дополнительные переменные; A5 ,A6 - искусственные переменные. На основе полученной математической модели задачи составляем исходную симплексную таблицу. Результаты занесены в табл.3.1.
11
Оптимальный план задачи найден с помощью ППП «ПЭР». Результаты решения занесены в табл.3.2.
Таблица 3.2 Оптимальный план
Экономический смысл полученных данных таков: x11 – количество рейсов, которое сделало судно первого типа на первой схеме движения; x12 – количество рейсов, которое сделало судно первого типа на второй схеме движения; x14 – количество рейсов, которое сделало судно первого типа на четвертой схеме движения; x21 – количество рейсов, которое сделало судно второго типа на первой схеме движения; x23 – количество рейсов, которое сделало судно второго типа на третьей схеме движения; S3 – количество груза, которое не было перевезено судами обоих типов на третьем участке работы флота (Николаев – Басра), тыс.т. В результате решения задачи мы получили оптимальные схемы движения:
Николаев 1 Мадрас 2 Николаев 1. «Герои панфиловцы» 1) 2. «Ленинская Гвардия»
Николаев 3 Басра 4 Николаев 2) «Герои панфиловцы»
Николаев 3 Басра 5 Мадрас 2 Николаев 3 ) «Ленинская гвардия» Николаев 3 Басра 6 Николаев 4 ) «Герои панфиловцы»
12
4. Расчет основных плановых показателей работы флота
Для полученного оптимального плана рассчитываем следующие показатели работы флота. Время работы судов i-того типа на j-той схеме движения, в сутках. __ __ tij = Σ til (i=1,m; j=1,n), lεj
t11 = 14 + 58 + 14+ 40 = 126 сут. Результаты расчета для остальных типов судов и схем движения занесены в табл.4.1.
Таблица 4.1 Время работы судов
|
2019-07-04 | 172 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Подготовка исходных данных и составление математической модели задачи |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы