Вопрос 2 Принципы построения налоговой системы РФ и промышленно развитых и развивающихся государств
Лекция 2
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая система РФ Принципы построения налоговой системы РФ и промышленно развитых и развивающихся государств Новейшая история и современное состояние налоговой системы РФ Общая методика исчисления налогов в РФ
Вопрос 1 Налоговая система РФ Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее в себя отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями. Налоговая система РФ строится в соответствии с НК РФ. Налоговая системапредставляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Таким образом, налоговая система является совокупностью: • системы налогов и сборов; • системы налоговых отношений; • системы участников налоговых отношений; • нормативной правовой базы сферы налогообложения; • системы информационного обеспечения налогообложения (информационная система ФНС России). Система налогов и сборов — комплекс взаимосвязанных элементов, совокупность налогов и сборов федерального, регионального местного уровня, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Одновременно сама она является элементом системы более высокого порядка — элементом налоговой системы России. Перечень федеральных, региональных и местных налогов содержится в ст. 13 — 15 НК (вступили в силу с 1 января 2005 г.). Налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает средством финансового обеспечения его деятельности. Основой налогообложения выступают налоговые отношения— совокупность властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК). Под налогообложениемв совокупности следует понимать весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. Защита прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения — это обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лип (форма защиты прав и интересов налогоплательщиков налогоплательщиков и (или плательщиков сборов) и одновременно защита права и законны интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Вопрос 2 Принципы построения налоговой системы РФ и промышленно развитых и развивающихся государств Налоговая система государства формируется и развивается на основе определенных принципов: ■ принципа единства; ■ принципа стабильности; ■ принципа мобильности (эластичности); ■ принципа множественности налогов и сборов. Принцип единства налоговой системы. Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства формируются и развиваются в прямой зависимости от формы государственного устройства, под которой понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. По структуре различают простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства. Унитарное государство (от лат. unitas — единство) — это государство, в котором большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе такого государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования (например, Республика Крым в составе унитарной Украины), но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве существует единая система высших органов и единое законодательство. Налоговые системы этих государств состоят из государственных налогов, устанавливаемых верховной властью, которые взимаются на основании государственного законодательства и поступают в государственный бюджет, и местных налогов, взимаемых органами местного самоуправления на соответствующей территории и поступающих в местные бюджеты. Подобные налоговые системы сложились во Франции, Италии, Японии. Федеративное государство (от позднелат. foedus — союз, объединение) — сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство. Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения. В основе федеративного устройства государств лежит национально-территориальный или территориальный принцип. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которых обязательны для субъектов федерации только в пределах ее компетенции. Законодательный орган состоит из двух палат, в одной из которых представлены субъекты федерации. Соответственно формируются и бюджетная, и налоговая системы федеративных государств. Так, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система сложилась в Германии, где членами федерации являются земли, обладающие своими бюджетами. Налоги в федеративном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. Налоговые системы всех федеративных государств обладают следующими главными чертами: ■ правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровней; ■ все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы; ■ налоговые системы всех уровней построены по единым принципам; ■ единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях; ■ налоговые полномочия разделены по уровням власти; ■ налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе. Российская налоговая система строится на конституционных принципах федерализма. Конституцией гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Из всего этого логически вытекает основополагающее свойство налоговой системы Российской Федерации — ее единство. Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. России свойственна трехуровневая налоговая система федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством. Эффективность налоговой системы не может быть достигнута, если не учитываются научно обоснованные принципы ее построения: Принцип стабильности налоговой системы. Он означает, что налоговая система не может изменяться часто и произвольно. Недопустимо частое установление новых, равно как и отмена недавно введенных налогов и сборов. В противном случае возникает угроза нарушения устойчивости экономической системы, что препятствует нормальному экономическому развитию государства и хозяйствующих субъектов. Участники налоговых правоотношений должны иметь на этот счет определенные гарантии: необходимо успеть изучить изменения и подготовиться к новому порядку налогообложения. Плательщики вправе иметь время для того, чтобы существенно изменить свой бизнес. Поэтому в российском налоговом законодательстве предусмотрен порядок введения в действие новых налогов, а также законов, вносящих изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |