Классификация польского физиолога Ю. Конорского
Классификация российского физиолога А.Д. Слонима А. Рефлексы на сохранение: пищевые рефлексы внутренней среды организма; гомеостатическое обеспечение внутренней среды организма. Б. Рефлексы на изменение внешней среды организма: оборонительные; средовые (ситуационные). В. Рефлексы, связанные с сохранением вида: половые; родительские. Классификация английского этолога Дж. Темброка A. Поведение, определяемое обменом веществ и состоящее из пищедобывания, приема пищи, мочеотделения, покоя, сна и пр. Б. Комфортное поведение. B. Оборонительное поведение. Г. Поведение, связанное с размножением (охрана территории, спаривание, забота о потомстве). Д Социальное (групповое) поведение Е. Постройка гнезд, нор, убежищ. Классификация польского физиолога Ю. Конорского А. Сохранителъные рефлексы: рефлексы поступления веществ в организм (вдох, глотание и пр.); рефлексы выведения веществ из организма (выдох, мочеиспускание и пр.); восстановительные рефлексы (сон); рефлексы сохранения вида (копуляция, беременность, забота о потомстве). Б. Защитные рефлексы: рефлексы отдергивания или отступления; рефлексы устранения раздражителя с поверхности тела; рефлексы уничтожения или нейтрализации вредных агентов (наступательные рефлексы). Легко увидеть сходство этих классификаций. Вместе с тем они страдают определенными недостатками, например, каждая отдельно взятая классификация является неполной. Деление рефлексов на сохранителъные и защитные, по-видимому, не следует считать абсолютным. За свою жизнь животные попадают в самые разнообразные ситуации, из которых они выбираются в каждом случае своим оптимальным образом. Все рефлексы предназначены для создания оптимальных условий выживания индивида. Врожденная активность организма протекает в виде последовательности фаз. Например, анализируя различные сохранительные рефлексы, можно видеть, что безусловным рефлексам, ведущим к определенным полезным результатам, как правило, предшествует подготовительная активность, которая обеспечивает организм соответствующими раздражителями. Так, акту еды предшествует поиск пищи, сну - поиск безопасного места и т.д. Условные рефлексы. Условный рефлекс - это индивидуальная приспособительная деятельность высокоорганизованного организма, осуществляемая высшими отделами центральной нервной системы путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и соответствующей ответной реакцией. Условные раздражители. Так же, как безусловные, условные рефлексы классифицируются по афферентному (зрительные, слуховые, с интерорецепторов и т.п.) или эфферентному звену дуги. Возможна классификация по безусловному рефлексу, на базе которого вырабатывается условный рефлекс: пищевой, оборонительный, половой, ориентировочный и т.п. В качестве классификации можно использовать соотношение по времени действия условного и безусловного возбуждений: рефлексы наличные и следовые (подкрепление отставлено от условного сигнала на 10 - 20 с или больше). Особую группу следовых рефлексов составляют рефлексы на время. Такие рефлексы вырабатываются на изменения во внешней и внутренней среде организма. Считают, что условный рефлекс на время образуется по типу «укороченного рефлекса» - началом условного рефлекса служат не внешние сигналы или возбуждение интерорецепторов, а какое-то состояние (возбудительное или тормозное), развивающееся в самой нервной системе. Одним из частных случаев механизма условного рефлекса на время являются «биологические часы». В зависимости от близости сигнального раздражителя к биологии животного условные рефлексы делят на натуральные и искусственные. Натуральными называют условнее рефлексы, которые образуются на агенты, являющиеся естественными признаками сигнализируемого безусловного раздражения. Например, натуральный условный пищевой рефлекс - выделение слюны у собаки на запах мяса. В лаборатории И. П. Павлова было показано, что условным (сигнальным) может стать любой раздражитель, т.е. искусственные условные рефлексы могут быть чрезвычайно многообразными. В эксперименте в качестве условных могут быть использованы сигналы, находящиеся вне данного организма, - экстероцептивные, сигналы от рецепторов внутренних органов - интероцептивные, сигналы рецепторов двигательного аппарата - проприоцептивные. Соответственно условные рефлексы будут подразделяться на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Когда сигналом становится комбинация из нескольких одновременно применяемых, прежде индифферентных раздражителей, образуется условный рефлекс на одновременный комплекс. Условный рефлекс можно вырабатывать при различных подкреплениях (безусловных рефлексах). Основой для образования условного рефлекса может быть любая безусловно-рефлекторная деятельность организма. Условные рефлексы могут быть выработаны при разном соотношении во времени сигнала и подкрепления. Наличными называются условные рефлексы, при выработке которых подкрепление применяется во время действия сигнального раздражителя. В свою очередь, они различаются по срокам присоединения подкрепления. Совпадающий рефлекс вырабатывается, когда сразу после включения сигнала к нему присоединяют подкрепление: на пример, включают условный сигнал и примерно через секунду собаку начинают кормить. Отставленный рефлекс — подкрепляющая реакция присоединяется лишь по истечении некоторого времени (до 30 с). Отдельные условные рефлексы в определенной ситуации могут связываться между собой в комплексы. Если, например, воспроизводить ряд условных рефлексов в строго определенном порядке с четкими временными интервалами и весь комплекс сочетаний многократно повторять, то в мозге сформируется единая система, характерная своей специфической последовательностью рефлекторных реакций. Так, например, рассмотрим ряд рефлексов: 1. Свет + пища - слюноотделение. 2. Звук метронома + электрический ток - сгибание конечности. 3. Звук + пища - слюноотделение. При многократном повторении животное как бы связывает эти, ранее разрозненные рефлексы в единый комплекс. В дальнейшем, если применять только первый раздражитель, то в ответ будут развиваться последовательно все три реакции: на первое применение - слюноотделение, на второе -сгибание конечности, на третье - опять слюноотделение. Такое явление получило название динамического стереотипа. Динамический стереотип - характерная особенность психической деятельности человека. Все наши навыки (например, игра на музыкальном инструменте, гимнастические упражнения), автоматическая цепь поступков, сопровождающих поведение после просыпания или при отхождении ко сну, и т.д. представляют собой динамические стереотипы. Биологический смысл синтеза рядов реакций и их автоматизации сводится к тому, чтобы освободить корковые центры для решения сложных задач (догадываться, соображать). Было установлено, что различные функции в ЦНС имеют строгую локализацию. Место локализации функций было названо нервным центром. Реакция нервного центра в организме зависит от его функционального состояния. Господствующий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степени характер текущее реакции нервного центра в данный момент, А.А. Ухтомский обозначил термином «доминанта». Доминанта может сформироваться в любом отделе центральной нервной системы, т.е. отражает общее свойство нервных центров. Состояние доминанты в центральной нервной системе охватывает несколько нервных центров с повышенной возбудимостью в разных структурах головного и спинного мозга, это явление называют констелляцией нервных центров. Характерной чертой доминанты является ее инерция: однажды вызванная доминанта способна стойко удерживаться в центрах некоторое время и после удаления первоначального раздражителя. Более того, в ряде случаев можно наблюдать экзальтацию доминанты даже на следы действия раздражителя. А.А. Ухтомский (1926) сформулировал основные черты доминанты: повышенная возбудимость нервного центра; стойкость возбуждения - возбуждение носит застойный характер; способность к суммированию возбуждений - возбуждения, возникшие в отдаленных участках нервной системы, «притягиваются», «стекаются» в доминантный очаг, подкрепляя его; инерция - способность удерживать и продолжать в себе раз начавшееся возбуждение и тогда, когда первоначальный стимул к возбуждению миновал.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |