Налоговое стимулирование инновационной деятельности
Главным приоритетным направлением государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности является налоговое стимулирование. Налоговое стимулирование инновационной активности в экономике используется относительно недавно. Впервые в 1966 году налоговые скидки были предоставлены японским компаниям. В США их ввели в 1981 году. В 80-е - начале 90-х годов XX века налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых стран. Особое место в экономическом регулировании инновационной деятельности занимают налоговые льготы, поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства. Сюда относятся льготы, стимулирующие научно-технический прогресс, экспорт и деловую активность инновационного бизнеса. К числу налоговых льгот относятся: скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство; скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР; включение в текущие затраты расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях; создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; обложение прибыли по пониженным ставкам (для малых предприятий). Налоговые льготы на капитальные вложения предоставляются в основном в виде «инвестиционного налогового кредита». В большинстве стран (США, Япония, странах ЕС) используются методы налогового стимулирования инновационной деятельности, основанные па так называемых «потоковых» типах налоговых систем. Эти системы базируются на налогообложении фактических объемов производства, реализации продукции, доходов и потребления. По справедливому замечанию ряда экономистов, такой тип налоговых систем имеет два существенных недостатка. Во-первых, он предусматривает высокую степень государственного контроля, особенно налогового администрирования над хозяйственной деятельностью. Во-вторых, он сформировался в эпоху расцвета индустриального общества, в котором доминировало национальное производство, а масштабы внешней торговли и международного движения капитала были относительно небольшими. Сегодня, в эпоху растущей глобализации, основной объем производства и международной торговли приходится на мощнейшие транснациональные корпорации, широко использующие филиалы в разных странах, оффшорные и свободные экономические зоны, трансфертные цены в рамках транснациональных компаний и другие способы вполне легального ухода от налогов, провоцируемые именно «потоковыми» типами налоговых систем. В силу указанных недостатков многие страны перешли к широкому использованию налогов с конечного потребителя, снижая нагрузку на предпринимательскую деятельность и доходы от капитала. Но необходимо, отметить, что и эта система имеет свои недостатки для инновационной деятельности. Так, в частности, практика взимания налога на добавленную стоимость в российских условиях не стимулирует инновационную активность, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. В процессе формирования экономики, ориентированной на государственную поддержку научно-технического прогресса, освоение передовых технологий, внедрение перспективных инноваций, проведение активной научно-технической политики, необходимо уделить внимание реформированию системы налогообложения. Эффективная налоговая система характеризуется рядом экономико-правовых принципов организации и функционирования системы налогообложения. Построение национальных систем налогообложения зависит от уровня экономико-социального развития того или иного государства. В соответствие с этим можно выделить две группы экономико-правовых принципов. I. «Золотые правила» налогообложения - идеальные, общенациональные типы, сформулированные классиком экономической мысли - А. Смитом и развитые Д. Риккардо, Н. Тургеневым и др.: принцип справедливости; принцип определенности; принцип удобства; принцип экономии. В дальнейшем немецким экономистом А. Вагнером эти принципы были дополнены новыми финансово-хозяйственными обоснованиями рациональности налоговой системы, включающими следующие: 1. Финансовые: достаточность; эластичность; 2. Народнохозяйственные: правильный выбор источника налогообложения; оптимальная комбинация налогов; 3. Этические: всеобщность; равномерность; 4. Административно-технические: определенность; удобство уплаты налога; снижение издержек взимания. П. Методико-организационные или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции на определенном историческом этапе развития конкретного государства в соответствии с политической ситуацией, политическим курсом и уровнем материального блага достояния граждан.[1.65]
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |