Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников.



2019-07-04 226 Обсуждений (0)
Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

¾ научно-познавательного;

¾ ценностного;

¾ нормативного;

¾ практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ¾ природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ¾ не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.

Практически ¾ деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность ¾ конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах ¾ природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ¾ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ¾ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:

¾ человек ¾ природное существо и член общества;

¾ многообразие природного и социо-культурного окружения человека;

¾ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

¾ труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области во 2 классе, нами был проведен констатирующий эксперимент.

Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Что такое «фотоохота»?

7. Назовите лекарственные растения.

8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

9. Как человек разрушает природу?

10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и диаграммах.(Приложение № 4-10)

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из графика (приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы ¾ воздух и вода.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?». Приведенные данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов.

Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?». Как показывают результаты анкетирования (приложение № 5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое «фотоохота?».Приведенные данные (приложение № 6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты ¾ фотоохота.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение № 8), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?» Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу.

Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.



2019-07-04 226 Обсуждений (0)
Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)