Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования общества



2019-07-04 179 Обсуждений (0)
Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исходным пунктом в понимании поведения является потребность. Потребность есть сила, которая заставляет человека предпринимать те или иные действия. Индивидуальная потребность есть специфическое состояние организма. Организм как целое состоит из органов между которыми существует определенное равновесие. Организм также находится в равновесии по отношению к внешней среде. И внешнее и внутренне равновесие для каждого организма специфично. Равновесие есть необходимое условие существования организма. Однако оно не есть нечто неизменное, но постоянно нарушается в силу тех или иных причин[8]. В процессе жизнедеятельности организм должен его постоянно восстанавливать, ради своего выживания. А восстановление предполагает нужду в тех или иных ресурсах. Иначе говоря, "состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей к восстановлению этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности"[9].

Состояние потребности присуще всем организмам, не исключая растительные. В широком смысле мы можем говорить о потребности во влаге, тепле, свете. С одной стороны у человека потребности могут не вызывать психическое состояние неудовлетворенности, т. е. включать работу сознания, например, потребность организма в витаминах. С другой человек как достигший наибольшего развития по сравнению с растениями и животными обладает нервно-психической системой, в которой отражается весь окружающий мир и также происходит постоянное нарушение равновесия между его функциями. "На какой бы почве ни возникали отдельные потребности, большинство из них, и, во всяком случае, все важнейшие из них в силу внутреннего единства организма, находя отражение в его психике, сопровождаются нарушением ее равновесия и являются поэтому осознанными потребностями."[10]

Если индивид предпримет какие-то шаги, то его осознанные потребности могут удовлетвориться непосредственно в данный момент. Но по большей части человек заботится об удовлетворении своих потребностей в ближайшем и отдаленном будущем. Во всяком случае удовлетворение потребностей предполагает со стороны организма деятельность, какие-то акты поведения, т. е. и служит как раз искомым источником активности человека.

Человеческое поведение как уже было сказано есть основа функционирования общества. Нас интересует такое поведение в той мере, в какой оно относится прежде всего к жизни общества, т. е. социальное поведение. Аналогично определению общественных явлений Кондратьев определяет, что акты поведения "...будут социальными каждый раз в той мере, в какой обязаны общественным условиям своим возникновением и своей формой или в какой (мере) оказывают воздействие на эти условия. Социальная или несоциальная природа актов поведения определяется тем, находятся ли эти акты поведения в связи и взаимодействии с потоками актов поведения других людей данного общества."[11]

Акты поведения по своей природе бывают различными. Как уже отмечалось потребности могут осознаваться или нет, в зависимости от этого акты поведения делятся на сознательные и бессознательные. К последним относятся простейшие, иногда рефлекторные акты, такие как ходьба, дыхание и т. д. Сознательные акты есть акты, осуществляемые с контролем сознания. Однако они при определенных условиях акты поведения могут превращаться из сознательных в бессознательные, например, в силу привычки, и наоборот. Сознательные акты по характеру контроля сознания также далеко не однородны. В основе различий лежит характер мотивации. Акты поведения могут совершаться вследствие ясно осознаваемой поставленной цели по схеме "для того, чтобы". Цели могут быть чисто утилитарного характера (получение наибольшей хозяйственной прибыли), гедонистического (получение удовольствия) или объективными (получение того или иного научного, художественного или технического эффекта). Удовлетворение потребности несет телеологический характер. Но потребность, как это и бывает чаще всего, может и не осознаваться со всей определенностью, чтобы перерасти в цель. Тогда акт поведения совершается по схеме "потому, что". Такую схему мотивации автор называет консекутивной. Она в свою очередь разбивается на подвиды: предметную мотивацию (действия в силу социального заражения или подражания), принципиальную мотивацию (в силу долга, чести, правосознания - тех или иных принципов) и основной вид мотивации ("по соображениям наличных повелительных и непреодолимых обстоятельств и побуждений"[12], из-за ревности лени, страха, т. е. наиболее мощных чувственных переживаниях).

Далее акты поведения могут удовлетворять материальные и духовные потребности. Они, как уже было отмечено, могут удовлетворять потребности непосредственно в данный момент, однако значительная часть человеческой деятельности состоит в создании условий их удовлетворения в будущем. Кроме этого акты могут быть актами действия (facere) и актами воздержания (non-facere). В последнем случае - актами простого воздержания (например, от купли, продажи чего-либо и т. д.) или терпения.

Наконец, акты поведения в зависимости от характера потребности могут быть направлены человеком на внешнюю природу, на других людей или на самого себя.

С одной стороны вся совокупность условий существования, в том числе и общественных, вырабатывает у человека определенные потребности, связанные с его физическим и духовным бытием: материальные и духовные потребности. С другой стороны, в силу постоянного изменения условий, нарушения внешнего и внутреннего, физического и нервно-психического равновесия, потребности возникают вновь и вновь, следовательно процесс поведения мы можем рассматривать во времени и говорить о массовом поведении, выявляя относительно него определенные законы.

Таким образом акты поведения чрезвычайно разнообразны и в процессе ежедневной жизнедеятельности они слагаются в, по выражению Кондратьева, в цепи и образуют в целом поведение. Эти цепи могут пересекаться с цепями других людей и соответственно влиять друг на друга. Иначе если дана совокупность людей то на основе поведения они вступают в различные связи. И именно в силу таких связей между людьми их совокупность выступает как общество. С другой стороны, как следует из предыдущего, характер этих связей находится в тесной связи со структурой потребностей общества как системы потребностей индивидов и тех актов поведения, которые они совершают на основе этих потребностей.

То есть под социальной связью в широком смысле понимается такая ситуация, когда индивиды на основе своих актов поведения включаются в новую обстановку, новую среду, новизна которой заключается в возможности непосредственного воздействия друг на друга В простейшем случае цепь актов поведения одного человека воздействует, изменяет цепь актов поведения другого. В более сложных случаях возникает многовариантное переплетение таких цепей, которое обозначается общим понятием взаимодействия.

Далее автор, придя к такому пониманию связи, расчленяет его на составные части: непосредственную и опосредованную. Непосредственная связь устанавливается между индивидами на основе прежде всего актов труда будь то сотрудничество, борьба или игра.

В данной рукописи отсутствует анализ понятия труда как такового, хотя автор неоднократно ссылается на него. По тексту он планирует рассмотреть его ниже, но нигде мы его не находим вероятно в силу именно незавершенности рукописи. Поэтому возьмем на себя смелость домыслить логические рассуждения и указать , что труд, вероятно, есть более узкое понятие деятельности, полностью входящее в категорию поведения. С этой точки зрения не только труд может быть основанием для установления непосредственной связи, но таким основанием может служить вообще всякая деятельность. Интуитивно понятно, что сотрудничество как непосредственная связь сюда уже не входит, поскольку понятие труда есть составная часть понятия сотрудничества "по определению". Другое дело - борьба, а тем более игра, которые могут не предполагать труд в качестве своей основы.

Непосредственная связь имеет свою материальную, психическую и идеальную компоненты. Рассмотрим для примера деятельность рабочих конвейерного производства в одном цехе. Материальный предмет от заготовки до конечной формы проходит ряд преобразований под воздействием каждого из них. От того как выполнит свою работу предыдущий работник зависит дальнейшая обработка предмета другими рабочими: каждый из них вынужден учитывать результаты труда предыдущего. Уже сам факт работы как материального взаимодействия определенным образом отражается в психике индивидов, вызывая у них определенный психологический настрой. Кроме этого на психику рабочего действуют факторы окружающей среды и, что наиболее важно, проявления психики других участников процесса. В силу взаимодействия проявления психики или настрой приобретает общую направленность, которое автор называет коллективно-психическим состоянием. Кроме этого существует и идеальный компонент, заключающийся в воздействии на сами понятия и представления об участниках через осознание индивидом самого факта связи, его протекания в конкретных условиях, другой понятийный аппарат, имеющийся у других участников.

Наряду с непосредственной существует и не менее распространенная опосредованная связь. Она обусловлена прежде всего географической удаленностью людей, невозможностью в данном месте в данное время непосредственно взаимодействовать друг с другом в указанном выше смысле. Здесь также присутствуют все три указанных компонента, хотя они имеют более сложную структуру.

Акты поведения, направленные на вещи, материально связывают людей через систему самих вещей (товары в процессе торговли, средства связи, производство и дальнейшая обработка полуфабрикатов и т. д.). Связь проявляется и через взаимоусваивание созданных научных, религиозных, художественных и других идей посредством материальных носителей, в которых они отражены (например, текст в книге, художественный образ на картине), трансформируя понятия и представления индивидов. Кроме идей люди могут донести друг до друга и различные переживания по тем или иным поводам, и таким образом воздействовать, образуя коллективно-психический ряд общества.

В целом непосредственная и опосредованная связи на основе материальных, коллективно-психических и идеальных "рядов" цементируют все общество и могут быть рассмотрены как элементы ее структуры, что автор и делает в дальнейшем. Именно они выступают связующим фактором, позволяющим обществу жить и функционировать, на основе чего можно говорить об обществе как едином целом. Методологически выделенные ряды имеют колоссальное значение. Рассматривая в дальнейшем хозяйство в разрезе экономической статики, Кондратьев по существу устанавливает законы между указанными рядами, в частности - законы экономического равновесия 1-го и 2-го порядка.

Итак, социальная связь есть социальное взаимодействие индивидов, заключающееся в их воздействии друг на друга. Образование таких связей представляет собой стихийный процесс. "Этот процесс с необходимостью имеет три коррелятивные друг другу стороны и потому как бы слагается из трех рядов явлений: идеологического, коллективно-психического и вещного".[13]

На основе вышеизложенных конструкций Кондратьев далее переходит к анализу понятия хозяйства и хозяйственных явлений. Он не ставит под сомнение социальную основу хозяйства как экономической организации общества. Прежде чем перейти к рассмотрению сути составляющей социального поведения - экономическому поведению как основы организации хозяйства Кондратьев рассматривает взгляды известных ему ученых на вопрос о природе хозяйства и хозяйственных явлений как объекте изучения экономических наук.

 



2019-07-04 179 Обсуждений (0)
Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)