Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемные ситуации при уплате транспортного налога



2019-07-04 225 Обсуждений (0)
Проблемные ситуации при уплате транспортного налога 0.00 из 5.00 0 оценок




Транспортный налог

 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с российским налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов.

Налоговый кодекс РФ (ст.357) определил, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии.

Налоговая база транспортного налога рассчитывается исходя из критериев, позволяющих, в частности, оценить уровень воздействия ТС на состояние дорог общего пользования (и другие объекты общего пользования) на основании физических свойств ТС, обусловливающих соответствующий уровень воздействия[1].

Главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации установлен различный порядок налогообложения двух категорий плательщиков - организаций и физических лиц. И если налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать сумму налога, представлять налоговые декларации по итогам года, то для налогоплательщиков - физических лиц установлен иной порядок. Налог физическим лицам исчисляется налоговыми органами и уплачивается плательщиками на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами по месту жительства плательщика.

Физическими лицами в целях налогообложения, в соответствии со ст.11 части первой Налогового кодекса РФ признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Индивидуальные предприниматели при уплате транспортного налога (в том числе в части применения льгот) должны руководствоваться порядком, установленным для налогоплательщиков - физических лиц, а не для налогоплательщиков-организаций[2].

До вступления в силу главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ порядок уплаты налога с владельцев транспортных средств регламентировался Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации"[3], запрещающим проводить регистрацию, перерегистрацию или техосмотр без предъявления документов об уплате налога. Собираемость транспортного налога при этом вплотную приближалась к 100-процентной. Действующая же редакция НК РФ такую норму не содержит, и сегодня собираемость транспортного налога резко упала.

Итак, налогоплательщиками транспортного налога, который является региональным налогом и устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, согласно ст.357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, если на физическое лицо зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, это лицо будет являться налогоплательщиком транспортного налога. Перечень объектов налогообложения приведен в п.1 ст.358 НК РФ.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения, содержит п.2 этой же статьи. Не являются объектами налогообложения автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения.

Транспортный налог является региональным налогом, формирующим доходную часть региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Таким образом, вопросы, связанные с предоставлением иных льгот по уплате транспортного налога, помимо льгот для инвалидов, предусмотренных п.2 ст.358 НК РФ, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Из пп.4 п.2 ст.358 НК РФ следует, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Отметим, что до 1 января 2010 г. возникало немало споров в отношении применения этой льготы индивидуальными предпринимателями, поскольку прежняя редакция рассматриваемого подпункта касалась только организаций и аналогичной нормы в отношении индивидуальных предпринимателей не содержала.

Не являются объектами налогообложения на основании пп.5 п.2 ст.358 НК РФ тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Поскольку частью первой и гл.28 НК РФ термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" не определен, в целях применения пп.5 п.2 ст.358 НК РФ следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, содержащееся в Федеральном законе N 264-ФЗ.

В соответствии со ст.362 НК РФ, п.1 определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктами 4 и 5 ст.362 НК РФ установлена обязанность для органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения следующие сведения:

о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, - в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;

о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, - по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации, что следует из п.1 ст.363 НК РФ.

Налогоплательщики - физические лица, в соответствии с п.3 ст.363 НК РФ, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Как установлено п.4 ст.57 части первой НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В письме Минфина России от 1 июня 2009 г. N 03-05-06-04/84 отмечено, что, поскольку сумма транспортного налога в отношении налогоплательщиков - физических лиц должна исчисляться налоговыми органами по итогам налогового периода, налоговое уведомление на уплату налога составляется и направляется налоговым органом по окончании налогового периода.

Отметим, что в соответствии со ст.52 НК РФ если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. В нем должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом.

При этом, руководствуясь п.6 ст.58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Возможность установления отчетных периодов и авансовых платежей предусмотрена только в отношении налогоплательщиков-организаций. Такая же возможность для налогоплательщиков транспортного налога, являющихся физическими лицами, НК РФ не предусмотрена, и не предоставлено субъектам Российской Федерации право определять для физических лиц отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей.

Федеральным законом N 283-ФЗ " п.3 ст.363 НК РФ дополнен новыми положениями, которые начали действовать с 1 января 2010 г[4]. Согласно внесенным изменениям направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст.78 и 79 НК РФ.

Налогоплательщик, являющийся физическим лицом, обязан уплатить транспортный налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговиками физическому лицу требования об уплате налога, под которым понимается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Налоговым законодательством установлена ответственность за несвоевременную уплату сумм налога. В случае несвоевременной уплаты суммы налога налогоплательщику помимо суммы транспортного налога следует уплатить и пеню. Напомним, что пеней в соответствии со ст.75 НК РФ признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах. Принудительное взыскание пеней с физических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном ст. ст.46-48 НК РФ.

В соответствии со ст.361 НК РФ ставки транспортного налога утверждаются законами субъектов РФ в предусмотренных НК РФ размерах. В целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов принят Федеральный закон N 282-ФЗ[5], расширяющий с 1 января 2010 г. диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Начиная с 2010 года средние ставки транспортного налога, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Теперь региональные власти могут увеличивать или снижать ставки транспортного налога не в пять (как было принято до этого закона), а в десять раз (п.2 ст.361 НК РФ).

Поправки, внесенные в ст.361 НК РФ Федеральным законом N 282-ФЗ, не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению ставок транспортного налога. Действительно, внесенные поправки не изменили размеры ставок, указанные в п.1 ст.361 НК РФ. Но, несомненно, многие регионы воспользуются новым правом и увеличат ставки более чем в пять раз. Законы субъектов РФ, изменяющие ставки транспортного налога более чем в пять раз, могут вступать в силу с 1 января 2011 г., если такие законы будут приняты и опубликованы в период с 1 января по 30 ноября 2010 г.

Кроме того, согласно ранее действовавшей редакции НК РФ допускалось установление дифференциации ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства (п.3 ст.361 НК РФ). С 1 января 2010 г. такое основание для разграничения ставок, как срок полезного использования автомобиля, исключено. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.

Проблемные ситуации при уплате транспортного налога

 

Применение главы 28 НК РФ, регулирующей уплату транспортного налога, не обходится без характерного многообразия точек зрения на вопросы: платить - не платить, кто должен платить и при наступлении каких условий должен платить. При этом приходится говорить даже не об оправданной разнице во взглядах налогового органа и налогоплательщика (что понятно), а о том, насколько по-разному разрешают налоговые споры судебные инстанции.

Владельцы автотранспортных средств нередко сталкиваются с проблемными ситуациями, возникающими при уплате транспортного налога, способ разрешения которых рассмотрим ниже.

Первый принципиальный момент - необходимость и достаточность факта регистрации транспортного средства за субъектом как условия уплаты транспортного налога. Императивная норма ст.357 НК РФ закрепляет, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых на основании законодательства РФ зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения в силу ст.358 НК РФ. В свою очередь, ст.358 НК РФ признает объектом налогообложения ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством. Итак, главный критерий объекта налогообложения транспортным налогом - регистрация ТС. Значит ли это, что отсутствие регистрации влечет отсутствие объекта транспортного налога?

Отсутствие регистрации ТС на практике означает, что незарегистрированный транспорт, как правило, невозможно эксплуатировать: незарегистрированный в органах ГИБДД автомобиль не является легитимным участником дорожного движения, самолет, не зарегистрированный в Государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними, не допускается к полетам.

Между тем необходимо сказать об одном из исключений, указанное правило подтверждающих. Например, многие региональные бюджеты недобирают средства, поскольку на предприятиях промышленности, на их производственных территориях, эксплуатируется транспорт без надлежащей государственной регистрации. В связи с этим предлагается, чтобы транспортный налог взимался как с зарегистрированных, так и с подлежащих регистрации ТС. Однако, в Заключении на проект Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам пояснил, что если не связывать уплату транспортного налога с фактом регистрации, то и налоговый контроль проводить мы не сможем, поскольку он построен исключительно на сообщении соответствующими органами сведений о ТС.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах налогоплательщик может попытаться доказать суду, что отсутствие регистрации (и, как следствие, невозможность эксплуатации) влечет отсутствие объекта налогообложения по транспортному налогу[6]

Автомобиль передан по доверенности, срок доверенности истек. В этом случае, налоговики рекомендуют продолжать платить транспортный налог и решить вопрос с лицом, фактически владеющим транспортом, о перерегистрации транспортного средства (снять с учета бывшему владельцу и зарегистрировать на лицо, которое фактически владеет транспортом).

В налоговом уведомлении исчислен налог исходя из показателей мощности двигателя, не соответствующих действительности. При данной ситуации необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии технической документации по данному транспортному средству. При отсутствии в техническом паспорте документации данных мощности двигателя обратиться в ГИБДД с заявлением об определении мощности двигателя. При отсутствии данных у регистрирующего органа (отказ в подтверждении мощности) налогоплательщику необходимо провести экспертизу у независимого эксперта, представить заключение в налоговый орган для перерасчета налога.

Автомобиль не эксплуатируется по причине полного износа. Необходимо снять с учета в ГИБДД в связи с утилизацией, документы, подтверждающие этот факт, с письменным заявлением представить в налоговый орган.

Автомобиль в розыске в связи с угоном. Законодательно определен перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения. К ним, в частности, относятся транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако обязательным условием для исключения того или иного транспортного средства из числа объектов налогообложения является подтверждение факта угона (кражи). Этот документ выдается в милиции. Необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии документа, подтверждающего факт угона (кражи).

Физическое лицо имеет льготу по уплате налога. В этом случае необходимо представить заявление в налоговый орган с указанием, в отношении какого транспортного средства гражданин будет пользоваться льготой, и представить копии документов, подтверждающих право на льготу.

Вопрос об уплате транспортного налога в отношении транспортного средства, перешедшего по наследству. Обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика - физического лица со дня получения налогового уведомления, а прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика, что следует из п.3 ст.44 НК РФ. Задолженность по имущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. При этом следует учитывать, что в случае, если физическим лицом - налогоплательщиком до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату транспортного налога, то при отсутствии его обязанности по уплате этого налога не возникает и соответствующая задолженность у наследника умершего физического лица.



2019-07-04 225 Обсуждений (0)
Проблемные ситуации при уплате транспортного налога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемные ситуации при уплате транспортного налога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)