Стратегия ограничения выбросов
Огромный ущерб, наносимый здоровью населения и окружающей среде вследствие загрязнения атмосферы и выпадения кислотных осадков, не остался не замеченным общественностью и политиками. В промышленно развитых странах Запада последние 20 лет были периодом активных политических и научных поисков решения проблемы очистки воздуха. Однако использовавшиеся до сих пор подходы не позволили устранить причины данного явления, которые коренятся в энергетике, транспортной системе и промышленном производстве. И хотя некоторые успехи все же были достигнуты, в 90-е годы потребуется всеобъемлющая стратегия борьбы с загрязнением воздушного бассейна. Для снижения выбросов с ТЭС двуокиси серы обычно служат устройства, осуществляющие десульфацию вытяжного газа дымовых труб, широко известные как скрубберы (газоочистители). Они могут удалять до 95% двуокиси серы, содержащейся в выбросах ТЭС. В странах-членах ОЭСР в начале 1988 г. скрубберы были установлены или находились в процессе установки на электростанциях суммарной мощностью 140 тыс. МВт. В 1987 г. подобными устройствами были оборудованы в ФРГ – приблизительно 40%, в Швеции – 50, в Австрии – 60 и в Японии – 85%. К концу 80-х годов относительные показатели будут таковы: 70% в Италии, 85 – в ФРГ, 100 – в Нидерландах. Разные страны используют различные пути борьбы с выбросами окиси азота на ТЭС, достигая неравноценных результатов. Наиболее простым способом является внедрение модификаций самого процесса сгорания, что позволяет снизить выделение окиси азота на 30-50%. К настоящему времени Великобритания и Португалия сделали некоторые вложения в этот метод. Более дорогим, но и более эффективным является метод, известный как избирательная каталитическая очистка. Использование его снижает выделение окиси азота на 80-90%. Интенсивные исследования проводятся сейчас в области технологий так называемого чистого угля. Благодаря им при сжигании угля сокращаются выбросы и двуокиси серы, и окислов азота, а также обеспечивается более эффективное сгорание топлива. Некоторые разработки по технологиям «чистого угля» начинают поступать на рынок, но основная их часть еще находится в стадии демонстрации. Хотя технологии, о которых говорилось выше, обеспечивают немедленное снижение загрязненности воздуха, так необходимые сегодня, они не дают окончательного решения проблемы. Во-первых, эти технологии сами загрязняют окружающую среду пеплом, образующимся при работе. Во-вторых, эти технологии не снижают выбросы двуокиси углерода. По этим причинам указанные технологии рассматриваются, как паллиатив, используемый до того времени, когда во всех странах нормой станет эффективное использование энергии и когда возобновляемые ее источники, такие как солнце, ветер и вода, будут составлять преобладающую долю в мировом энергетическом балансе.
Борьба за атмосферу Несмотря на то, что пересмотр современных подходов к контролю за загрязнением воздушной среды, казалось бы, уже назрел, лишь немногие политики понимают необходимость принятия всеобъемлющих стратегий, дающих кардинальное решение данной проблемы. Последние национальные и международные разработки, хотя и являются шагом вперед, неадекватны стоящей задаче. Для загрязнения воздушного бассейна не существует государственных границ (табл. 3). В связи с этим встает вопрос о международном сотрудничестве в борьбе за атмосферу. Таблица 3. Загрязнение серой европейских стран (1988 г.)
Прошедшие несколько лет показали значительный рост международного сотрудничества, но в этой сфере ещё остается много нереализованных возможностей. Под эгидой Экономической комиссии ООН для стран Европы были достигнуты соглашения о сокращении выбросов серы и окислов азота. Протокол по SO2 предусматривает сокращение к 1993 г. объема выбросов этого вещества или объема его поступления через границы на 30% по сравнению с уровнем 1980 г. протокол по окиси азота предусматривает замораживание объема ее выбросов к 1994 г. на уровне 1987 г., а начиная с 1996 г. – дальнейшие переговоры о реальном его сокращении. Большинство участников подписали эти протоколы, а некоторые дали обязательства перекрыть намеченные рубежи. Сейчас девять стран связаны обещанием снизить к 1995 г. уровень содержания в атмосфере двуокиси серы примерно наполовину по сравнению с уровнем 1980 г. Австрия, Лихтенштейн, Швеция и Западная Германия обязались сократить его на 2/3. Двенадцать западноевропейских стран решили пойти дальше замораживания и сократить выбросы окислов азота к 1998 г. на 30%. Директива ноябрьской 1988 г. сессии ЕЭС представляет собой обязательство членов сообщества существенно снизить выбросы, вызывающие кислотные осадки. Согласно этому документу, к 2003 г. в странах сообщества выбросы SO2 от существующих электростанций должны снизиться на 57% по сравнению с уровнем 1980 г., а выбросы окислов азота должны сократиться к 1998 г. на 30%. Величина, на которую каждая страна должна будет сократить свои выбросы, зависит от ее вклада в общее трансграничное загрязнение, уровня ее промышленного развития, содержания серы в местном энергосырье и усилий по контролю за загрязнением, предпринимавшихся до 1980 г. Бельгия и Западная Германия, например, должны будут снизить объем выбросов SO2 на 70% к 2003 г., в то время как Ирландия и Португалия могут осуществить гораздо меньшее по масштабам сокращение выбросов. Промышленно развитые государства вовлечены в разнообразные программы помощи развивающимся странам в очистке воздуха. Международное бюро по окружающей среде (International Environment Bureau) в Швейцарии и Мировой экологический центр (World Environment Center) в Нью-Йорке способствуют передаче информации и технологий в области контроля за загрязнением среды в странах третьего мира. МБРР активно изучает возможности борьбы этих стран с воздушным загрязнением. Один проект, предложенный МБРР совместно с Программой развития ООН (ЮНДП), поможет властям азиатских городов противостоять загрязнению окружающей среды, в том числе воздуха. Хотя опыт последних десятилетий не слишком оптимистичен, тем не менее, появились доказательства того, что проблема воздушного загрязнения поддается решению. Но она должна решаться не кое-как, а адекватными средствами. Необходим комплексный подход, направленный в первую очередь на предотвращение загрязнения. Хотя такая стратегия потребует дополнительных капиталовложений, отдача будет огромна. Сталкиваясь с постоянно растущими расходами на охрану здоровья людей и окружающей среды, мы должны ставить вопрос не о методах контроля загрязнения воздушного бассейна, а о том, можем ли мы не допускать этого загрязнения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |