Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические подходы к оценке ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в АПК России



2019-07-03 437 Обсуждений (0)
Методические подходы к оценке ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в АПК России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Последствия чрезвычайных ситуаций представляют собой прямые потери отрасли в результате воздействия опасных природных явлений на сельхозпроизводство. В отрасли растениеводства это будут площади гибели посевов сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, естественных кормовых угодий; в животноводстве - погибшее поголовье всех видов скота и птицы, рыбы; в инфраструктуре - объёмы частичного или полного разрушения производственных зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения.

Это подтверждает то, что чрезвычайные ситуации наносят сельскохозяйственному производству России огромный ущерб, разрушают и без того весьма сложные социально-экономические условия функционирования сельскохозяйственных предприятий.

В подобной ситуации переход к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства становится нереальным без повышения уровня и эффективности, предупредительных мер, уменьшающих опасность, масштабы и последствия ЧС.

Поскольку многие стихийные бедствия предотвратить нельзя, должен осуществляться переход на обеспечение безопасности, основанный на принципах прогнозирования и предупреждения природных опасностей. Центральное место в этом занимает анализ, оценка и управление природными рисками.

В соответствии с терминологией, получившей распространение среди специалистов многих стран, под термином «риск возникновения природных ЧС», или «природный риск» понимают ожидаемые потери, обусловленные проявлением конкретной природной опасности в данном районе за определённый период времени. Риск возникновения природных ЧС характеризуется рядом показателей, в том числе и величиной ущерба.

Безопасность сельскохозяйственного производства обеспечивается только при достижении определённого уровня риска от природных ЧС. При этом следует исходить из того, что нулевого риска не существует, т.е. в любом субъекте РФ имеются природные опасности, создающие определённых риск, приводящий к экономическому ущербу в сельскохозяйственном производстве.

Категорией ущерба принято характеризовать последствия стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве, которые включают в себя потери и убытки. Нарастание ущерба от природных явлений стало одной из важнейших тенденций в развитии сельскохозяйственного производства.

Различают две категории ущерба: прямой и косвенный. Под прямым ущербом понимаются потери сельскохозяйственной продукции и основных средств, в результате прямого воздействия стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также затрат на аварийно-спасательные работы.

Косвенный ущерб в основном обусловлен нарушениями экономической активности в результате воздействия опасного природного явления на сельскохозяйственное производство и системы, обеспечивающей его функционирование. Восстановление нарушенной инфраструктуры требует значительного времени. В этот период сельскохозяйственное производство находится в кризисном состоянии и предприятия несут огромные экономические потери.

Расчёт косвенного ущерба является сложной задачей. Методика такого расчёта не разработана. Однако ориентировочные данные показывают, что величина косвенного ущерба часто во много раз превосходит прямой ущерб.

Наиболее полно и достаточно точно можно оценить прямой ущерб.

Порядок определения прямого ущерба независимо от вида стихийных бедствий имеет единую методическую основу. Величина экономического ущерба зависит прежде всего от масштабов и степени разрушения сельскохозяйственных объектов (имущества), гибели продукции и животных.

Расчёт экономического ущерба, нанесённого сельскохозяйственном производству стихийными бедствиями (Усп) определяется по формуле:

Усп = Уп + Умн + Уж + Урб + Уинф + Zас

где: Уп - экономический ущерб от гибели посевов сельскохозяйственных культур, руб.;  

Умн - экономический ущерб от гибели многолетних насаждений, руб.;  

Уж - экономический ущерб в животноводстве, руб.;  

Урыб - экономический ущерб в рыбоводстве, руб.;  

Уинф - экономический ущерб, нанесённый инфраструктуре сельского хозяйства, руб.;  

Zас - затраты на проведение аварийно-спасательных работ, руб.

При оценке экономических ущербов следует отметить прежде всего ограниченность исходной информации, отсутствие зачастую системности и согласованности данных по прямым и тем более косвенным составляющим ущерба.

Ниже рассмотрены различные подходы к оценке экономического ущерба в отраслях сельского хозяйства от природных ЧС и СБ.

В отрасли растениеводства представлены:

Ø оценка экономического ущерба от природных ЧС при наличии информации о фактических площадях гибели посевов с.-х. культур

Ø оценка экономического ущерба в растениеводстве от природных ЧС на основе концепции уязвимости растениеводства

Ø оценка экономического ущерба в растениеводстве от природных ЧС, представленная динамическим временным рядом

Ø оценка экономического ущерба в растениеводстве от СБ природного характера по недобору урожая сельскохозяйственных культур.

Оценка экономического ущерба в растениеводстве от природных ЧС ( U ) при наличии информации о фактических площадях гибели посевов сельскохозяйственных культур проводится по формуле:

Где  - фактическая площадь гибели посевов J-ой сельскохозяйственной культуры или группы культур

- урожайность j-ой сельскохозяйственной культуры

 - цена реализации единицы продукции j-ой сельскохозяйственной культуры или группы культур

Урожайность сельскохозяйственных культуру или группы культур принимается на уровне средних. Расчёт средних проводится на базе информации за пять лет, при это исключаются резко выделяющиеся (очень низкие или очень высокие) показатели.

Цена реализации на продукцию сельскохозяйственной культуры или группы культур принимается на уровне фактически сложившейся на год расчёта в конкретном субъекте РФ.

Оценка экономического ущерба в растениеводстве от природных ЧС ( U ) на основе концепции уязвимости. Данный метод оценки экономического ущерба приемлем на более высоких уровнях управления (территориальном, региональном и федеральном). В этом случае экономический ущерб в растениеводстве от природных ЧС (U) рассчитывается по формуле:

где  - уязвимость j-ой сельскохозяйственной культуры или группы культур

 - стоимость урожая j-ой сельскохозяйственной культуры или группы культур

Под уязвимостью (Vj) понимают степень гибели посевов сельскохозяйственных культур от природных ЧС и определяют отношением площадей погибших посевов сельскохозяйственных культур к их посевной площади:

где  - площадь гибели посевов j-ой сельскохозяйственной культуры или группы культур

- посевная площадь j-ой сельскохозяйственной культуры или группы культур

Оценка экономического ущерба в растениеводстве от природных ЧС, представленная динамическим временным рядом, на любом уровне хозяйствония характеризуется следующими показателями:

- средней величиной экономического ущерба за годы ЧС

- экономическим ущербом в растениеводстве от природных ЧС на 100 га площади гибели посевов сельскохозяйственных культур

Средняя величина экономического ущерба в растениеводстве от природных ЧС за годы ЧС (U’) вычисляется по формуле:

где Ut - фактический экономический ущерб в растениеводстве от природных ЧС в t-ом году

k - число ЧС за наблюдаемый период

Экономический ущерб в растениеводстве от природных ЧС на 100 га гибели посевов сельскохозяйственных культур. При наличии временного динамического ряда значений экономического ущерба от гибели посевов сельскохозяйственных культур и соответствующих этим данным уровней фактических площадей гибели посевов сельскохозяйственных культур можно оценить величину экономического ущерба на 100 га погибших посевов сельскохозяйственных культур. Экономический ущерб от природных ЧС на 100 га площади гибели посевов сельскохозяйственных культур за наблюдаемый период рассчитывается как средняя арифметическая величина:

где  - экономический ущерб от природных ЧС на 100 га площади гибели посевов сельскохозяйственных культур в t-ом году

n - число лет в периоде

При этом экономический ущерб от природных ЧС на 100 га площади гибели посевов сельскохозяйственных культур в t-ом году определяется:

где  - фактический экономический ущерб от гибели посевов сельскохозяйственных культур в t-ом году

 - площадь гибели посевов сельскохозяйственных культур от природных ЧС в T-ом году (с учётом структуры гибели посевов).

Оценка ущерба от гибели многолетних насаждений

Особенностью оценки ущерба в отрасли растениеводства при возникновении природных ЧС является оценка ущерба от гибели или повреждения плодовых деревьев, плодово-ягодных и других многолетних насаждений. Ущерб в результате гибели многолетних насаждений как основных средств производственного назначения оценивается с учётом их первоначальной восстановительной стоимости и амортизации погибших насаждений согласно бухгалтерскому учёту. В связи с инфляцией балансовая стоимость многолетних насаждений периодически переоценивается, тем самым отражая их стоимость в реально действующих ценах.

Принцип расчёта величины ущерба по многолетним насаждениям основан на определении остаточной балансовой стоимости. Если многолетние насаждения полностью отслужили амортизационный срок - ущерб не рассчитывается.

Процент амортизации берётся из «Единых норма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства».

Оценка ущерба в отрасли животноводства

Потери в отрасли животноводства складываются в результате гибели или вынужденного убоя продуктивных сельскохозяйственных животных.

Оценка ущерба проводится по отдельным видам сельскохозяйственных животных с учётом их половозрастных групп. Расчёт ущерба от погибшего или вынужденно забитого поголовья основного стада животных основан на первоначальной восстановительной (балансовой) стоимости 1 головы основного стада.

Ущерб от гибели и вынужденно забитого поголовья молодняка и скота на откорме определяется массой этого поголовья и ценой реализации продукции. В случае реализации поголовья животных, подлежащих вынужденному забою, стоимость живой массы вычитается из общего ущерба.

Учитывая вышесказанное, ущерб в отрасли животноводства (Уж) можно представить формулой:

Уж = N0 * Бс + Nмо * ncp * Cp  N’ * M’ * Cp

где: N0 - численность погибших и вынужденно забитых животных основного стада, гол.

Бс - балансовая стоимость 1 головы погибших и вынужденно забитых животных, руб.

Nмо - численность погибшего и вынужденно забитого поголовья молодняка и скота на откорме, гол.

ncp - средняя за двухлетний период до ЧС продуктивность молодняка и скота на откорме, кг/год

Cp - цена реализации основной продукции животноводства, руб./ц

N’ - численность вынужденно забитых животных, гол.

M’ - средняя живая масса вынужденно забитого поголовья животных, ц/гол.

Оценка ущерба в рыбоводческих хозяйствах

Ущерб в рыбоводческих хозяйствах в случае гибели от природных ЧС (размыв плотин, сильная жара и др.) определяется исходя из объёмов потерь. Расчёт ущерба проводится по каждому виду и возрасту погибшей рыбы. Исходной информацией для расчёта экономического ущерба от гибели поголовья рыбы является площадь прудов (га) или садков (м2), количество рыбы на единицу площади (тыс. шт/га или тыс. шт/ м2) до и после возникновения СБ, масса штуки (г), себестоимость прироста 1 т продукции (тыс. руб./т), балансовая стоимость 1 производителя (руб.), цена реализации продукции (тыс. руб./т).

Ущерб от гибели самцов и самок оценивается количеством погибшей рыбы данного вида и их балансовой стоимостью на момент гибели. Ущерб от гибели товарной рыбы зависит от поголовья, погибшего в результате ЧС (разница поголовья до и после СБ), средней массы одной штуки и цены реализации продукции. Ущерб от молодняка рыбы оценивается с учётом себестоимости прироста 1 т продукции.

Оценка ущерба объектам инфраструктуры

Ущерб от воздействия на объекты инфраструктуры сельского хозяйства (производственные здания и сооружения сельскохозяйственного назначения) оценивается стоимостью аварийно-восстановительных работ по конкретному объекту. Стоимость работ определяется при составлении сметы расходов требуемых материалов для восстановления объекта с указанием их необходимых объёмов, цены реализации и стоимости.

Экономический ущерб, связанный с затратами на аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации включает в себя затраты, направленные на локализацию поражающих факторов ЧС, спасение людей и сельскохозяйственных животных, построек и сооружений, посевов сельскохозяйственных культур и продукции, других материальных ценностей, на оказание помощи и жизнеобеспечение пострадавшего сельского населения.

Более детально рассматривается оценка материальных затрат на проведение первоочередных восстановительных работ при гибели посевов сельскохозяйственных культур и при разрушении или повреждении объектов инфраструктуры.

При расчёте потребности материально-технических ресурсов под намеченные объёмы работ по пересеву погибших посевов сельскохозяйственных культур используется нормативно-технологический принцип расчёта затрат. При этом учитывается последовательность обоснованных упрощённых технологических операций по пересеву сельскохозяйственных культур в конкретных природно-климатических условиях региона.

С учётом нормативов затрат на проведение единицы работ по принятым технологиям определяют затраты материально-технических ресурсов (труд, семена, удобрения, пестициды, ГСМ, техника) на проведение всего объёма намеченных работ. В соответствии с определённой потребностью в ресурсах на базе реально действующих цен рассчитывается потребность в финансовых средствах.

Затраты на аварийно-восстановительные работы по объектам инфраструктуры определяются стоимостью работ, которую рассчитывают при составлении сметы расходов для восстановления объекта.

При возникновении стихийного бедствия пострадавшие организации в возможно короткий срок, но не позднее трёх суток предоставляют информацию в орган местного самоуправления и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При объявлении чрезвычайно ситуации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем в трёхдневный срок направляет в Минсельхоз России донесение по форме 1-СБ (приложение 1), объединяющей формы 2/ЧС, 3/ЧС и 4/ЧС (в части сельского хозяйства), введённые в действие Приказом МЧС России от 7 июля 1997 г. №382. Форма 1-СБ содержит характеристики и основные параметры стихийного бедствия, по причине которого объявлена чрезвычайная ситуация, а также состав сил и средств, привлечённых к участию в ликвидации ЧС, предварительную сумму ущерба и затрат на аварийно-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы.

При чрезвычайных ситуациях регионального и федерального уровней в соответствии с Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094, организуется выезд экспертов в зону бедствия с целью подтверждения факта чрезвычайной ситуации и заявленных объёмов ущерба.

В случае обращения администрации субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации о необходимости оказания помощи сельским товаропроизводителям, пострадавшим от чрезвычайно ситуации, за счёт средств федерального бюджета, комплект обосновывающих документов, оформляемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляется на экспертизу в Минсельхоз России не позднее 1 месяца после объявления чрезвычайной ситуации, как это предусмотрено Правилами выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. №810.

Перечень и содержание обосновывающих документов, предоставляемых при ЧС

Сельскохозяйственными предприятиями и учреждениями. Обоснование размера запрашиваемых средств на проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ производится пострадавшими от чрезвычайных ситуаций предприятиями и учреждениями посредством предоставления следующего комплекта документов:

– Акт обследования пострадавших от чрезвычайной ситуации объектов сельского хозяйства, находящихся на балансе предприятия (учреждения). Акт обследования готовится отдельно для каждой отрасли сельского хозяйства, формы актов по растениеводству, многолетним насаждениям, животноводству, рыбоводству, объектам инфраструктуры, техническим и материальным ценностям, объектам лесного хозяйства, аварийно-спасательным работам.

– Справку страховых организаций, содержащую полный перечень застрахованных посевов сельскохозяйственных культур, животных и других объектов с указанием страховых сумм, либо указывается, что страхование объектов не производилось и страховых выплат не предусмотрено;

– Диагностическое заключение областной (краевой, республиканской) ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного НИИ ветеринарии об установлении инфекционного заболевания (при гибели сельскохозяйственных животных и птицы в результате инфекционного заболевания);

– Локальную смету на неотложные аварийно-восстановительные работы (при повреждении или разрушении объектов инфраструктуры). Смета на объект, подлежащий восстановлению составляется в ценах 2001 года (ТЕР, ФЕР) либо в ценах 1984 года (ЕРЕР) до момента официальной отмены их действия, при этом указываются номера расценок и производится дальнейший перевод затрат (с накладными расходами) в стоимость аварийно-восстановительных работ на текущий год. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов», письма Минфина России от 19.09.94 № 126 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с применением механизма ускоренной амортизации и переоценкой основных средств по состоянию на 1 января 1995 года» начисление износа (амортизации) основных средств производится исходя из восстановленной их стоимости и норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072. Для объектов, поставленных на баланс после 2001 года начисление износа производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Сметы представляются на все пострадавшие объекты (здания и сооружения), поврежденные (разрушенные) в результате чрезвычайной ситуации, независимо от сроков возведения, по их балансовой стоимости на начало соответствующего года и указанных на эту дату амортизационных отчислений (износа), при этом сметная сумма не должна превышать остаточную стоимость объекта;

– Заключение районной Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (при повреждении сельскохозяйственной техники и оборудования);

– Копии договоров со сторонними организациями, платежные ведомости по ним и акты сдачи работ (при проведении аварийно-спасательных работ с привлечением организаций, имеющих специальную технику). В договоре должны быть указаны объемы работ, сроки их выполнения, применяемые расценки. К акту сдачи работ прилагается ведомость (реестр) выполненных работ, с указанием состава используемых агрегатов, перечень израсходованных материалов и общие израсходованные суммы затрат по объектам. Вместе с ведомостью представляются копии нарядов, учетных листов, актов приемки объектов, счетов и платежных ведомостей на приобретенные материалы.

– Фото- и (или) видеодокументы с четкими изображениями повреждений пострадавших объектов. На обороте каждой фотографии указывается дата и время съемки, источник чрезвычайной ситуации, наименование предприятия (учреждения) и точное название пострадавшего объекта, заверенное подписью и печатью руководителя. Фото и (или) видеодокументы должны сопровождаться краткими комментариями.

Комплект обосновывающих документов представляется в районную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Субъекы РФ. Обосновывающие документы направляются органом государственного управления АПК субъекта Российской Федерации в Минсельхоз России для проведения оценки ущерба и определения затрат на аварийно-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы. Комплект обосновывающих документов включает:

– Протокол заседания КЧС, об объявлении чрезвычайной ситуации в субъекте Российской Федерации. В преамбуле к постановляющей части протокола дается характеристика ЧС, масштаб распространения и возможные негативные последствия. В постановляющей части объявляется режим чрезвычайной ситуации на конкретный период и даются необходимые поручения главам администраций пострадавших районов и соответствующим службам по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. В случае необходимости излагается просьба к главе администрации субъекта Российской Федерации об обращении в Правительство Российской Федерации о выделении средств на финансирование аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

– Сводные таблицы в разрезе пострадавших объектов, предприятий и учреждений по формам актов обследования последствий чрезвычайной ситуации, утвержденные председателем КЧС субъекта Российской Федерации. Сводные таблицы представляются в бумажном и электронном виде на магнитных или оптических носителях;

– Справку региональной гидрометеослужбы с указанием зоны распространения, продолжительности и интенсивности стихийного бедствия, метеорологических и гидрологических показателей по дням (декадам) за период стихийного бедствия в сравнении со среднемноголетними их значениями;

– Справку региональных органов статистики, подтверждающую гибель сельскохозяйственных культур от стихийного бедствия;

– Комплект обосновывающих документов от всех пострадавших предприятий и учреждений (п. 2.2.);

– Справку регионального учреждения по ценообразованию в строительстве о размере рыночного коэффициента на момент чрезвычайной ситуации (при повреждении и разрушении объектов инфраструктуры);



2019-07-03 437 Обсуждений (0)
Методические подходы к оценке ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в АПК России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические подходы к оценке ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в АПК России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)