Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985-1994 гг.



2019-07-04 315 Обсуждений (0)
Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985-1994 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Год 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994
Млн.т 237,4 179,2 189,1 158,2 186,8 192,2 172,6 191,7 210,1 211,3

 

Изображение динамики валового сбора зерновых культур на координатной сетке с неразрывной шкалой значений, начинающих­ся от нуля, вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля диаграммы остаются неиспользованными и ничего не дают для выразитель­ности изображения. Поэтому в данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального нуля, т. е. шкала значений раз­рывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть всего возможного поля графика. Это не приводит к искажениям в изображении динамики явления, и процесс его из­менения рисуется диаграммой более четко (рис. 5.18).

Рис. 5.18. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985-1994 гг.

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кри­вых, которые дают сравнительную характеристику динамики раз­личных показателей или одного и того же показателя.

Примером графического изображения сразу нескольких показа­телей является рис. 5.19.

141

Рис. 5.19. Динамика производства чугуна и готового проката в регионе за 1985-1994 гг.

Однако на одном графике не следует помещать более трех-че­тырех кривых, так как большое их количество неизбежно ослож­няет чертеж и линейная диаграмма теряет наглядность.

В некоторых случаях нанесения на один график двух кривых дает возможность одновременно изобразить динамику третьего по­казателя, если он является разностью первых двух. Например, при изображении динамики рождаемости и смертности площадь меж­ду двумя кривыми показывает величину естественного прироста или естественной убыли населения.

Иногда необходимо сравнить на графике динамику двух пока­зателей, имеющих различные единицы измерения. В таких случа­ях понадобится не одна, а две масштабные шкалы. Одну из них размещают справа, другую - слева.

Однако такое сравнение кривых не дает достаточно полной кар­тины динамики этих показателей, так как масштабы произвольны. Поэтому сравнение динамики уровня двух разнородных показате­лей следует осуществлять на основе использования одного мас­штаба после преобразования абсолютных величин в относитель­ные. Примером такой линейной диаграммы является рис. 5.20.

Линейные диаграммы с равномерной шкалой имеют один не­достаток, снижающий их познавательную ценность: равномерная шкала позволяет измерять и сравнивать только отраженные на диаграмме абсолютные приросты или уменьшения показателей на протяжении исследуемого периода. Однако при изучении динами­ки важно знать относительные изменения исследуемых показате­лей по сравнению с достигнутым уровнем или темпы их измене-

 

Рис. 5.20. Доли вкладов граждан в Сбербанк и коммерческие банки в одном из городов в 1995 г. (%)

ния. Именно относительные изменения экономических показате­лей в динамике искажаются при их изображении на координатной диаграмме с равномерной вертикальной шкалой. Кроме того, в обычных координатах теряет всякую наглядность и даже становит­ся невозможным изображение для рядов динамики с резко изме­няющимися уровнями, которые обычно имеют место в динамичес­ких рядах за длительный период времени.

В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и по­ложить в основу графика полулогарифмическую систему. Основ­ная идея полулогарифмической системы состоит в том, что в ней равным линейным отрезкам соответствуют равные значения ло­гарифмов чисел. Такой подход имеет преимущество: возможность уменьшения размеров больших чисел через их логарифмические эквиваленты. Однако с масштабной шкалой в виде логарифмов график малодоступен для понимания. Необходимо рядом с лога­рифмами, обозначенными на масштабной шкале, проставить сами числа, характеризующие уровни изображаемого ряда динамики, которые соответствуют указанным числам логарифмов. Такого рода графики носят название графиков на полулогарифмической сетке.

Полулогарифмической сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой - логарифми­ческий. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и пр.).

Техника построения логарифмической шкалы следующая (рис. 5.21).

Рис. 5.21. Схема логарифмического масштаба

Необходимо найти логарифмы исходных чисел, начертить ор­динату и разделить ее на несколько равных частей. Затем нанес­ти на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, про­порциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогариф­мы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; ...; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4, ..., 10). Полученные антилогарифмы окончательно дают вид искомой шкалы на ординате.

Приведем пример логарифмического масштаба. : Допустим, что надо изобразить на графике динамику производ­ства электроэнергии в регионе за 1965-1994 гг., за эти годы оно выросло в 9,1 раза. С этой целью находим логарифмы для каж­дого уровня ряда (табл. 5.8).

' Определив минимальное и максимальное значение логарифмов производства электроэнергии, построим масштаб с таким расче­том, чтобы все данные разместились на графике.

Учитывая масштаб, находим соответствующие точки, которые соединим прямыми линиями, в результате получим график (рис. 5.22) с использованием логарифмического масштаба на оси орди­нат. Он называется диаграммой на полулогарифмической сетке. Полной логарифмической диаграммой он станет в том случае, если по оси абсцисс будет построен логарифмический масштаб. В ря

Таблица 5.8



2019-07-04 315 Обсуждений (0)
Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985-1994 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985-1994 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)