Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Плата за предоставление информации



2019-07-04 167 Обсуждений (0)
Плата за предоставление информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще один возможный ответ на запрос о предоставлении информации — указание на то, что интересующая информация может быть предоставлена за плату. Вопрос взимания платы за предоставление информации также является сложным и неоднозначным. С одной стороны, конституционное право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, так же как и право требовать от соответствующих органов предоставления этой информации, предполагают полную доступность экологической информации. Реализация конституционного права не должна зависеть от возможности или невозможности граждан оплачивать услуги по предоставлению информации. То соображение, что государственные информационные источники формируются за счет бюджетных средств, то есть на деньги налогоплательщиков, также является важным доводом в пользу бесплатного доступа населения к этим ресурсам.

Тем не менее, закон не запрещает взимать плату за предоставление информации, в том числе — экологической. Это косвенно следует из Закона “Об информации…”, согласно которому бесплатно доступны лишь “перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам” [4, ст.12 ч.3]. Практика платного предоставления информации государственными органами закреплена рядом нормативных актов, например Постановлением Правительства “Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды” № 1425 от 15 ноября 1997 г. [29]. Согласно этому документу, соответствующая информация, в пределах специального перечня, должна предоставляться пользователям “за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи” (за исключением ряда государственных органов, которым эта информация предоставляется бесплатно).

Такой подход, в частности, является отражением того реального факта, что на многие вопросы, которые могут быть поставлены общественностью, в рамках существующих государственных информационных ресурсов вообще нет готового и полного ответа; чтобы получить его, требуется выполнить какие-либо дополнительные действия. Примером может служить подготовка обобщающей справки на основании данных, имеющихся в распоряжении государственной организации. К сожалению, при установлении расценок понятие “расходы на подготовку информации” может подвергаться расширительной трактовке.

Если предложенная цена представляется несоразмерно большой по сравнению с дополнительной работой, которую предстояло бы проделать для ответа на запрос, могут быть предприняты различные действия. Можно продолжить диалог с держателем информации, как обсудив возможности сотрудничества с ним, так и апеллируя к конституционным правам, социальной значимости и некоммерческому характеру своей деятельности, этическим нормам. В любом случае можно утверждать, что цены не должны быть “запретительно” высокими, то есть не должны препятствовать реализации прав граждан. Можно обратиться с жалобой в вышестоящие органы, обсудить проблему в средствах массовой информации или использовать другие меры воздействия, не запрещенные законом. Однако обращение в судебные органы в такой ситуации вряд ли будет эффективным.

Рассматривая проблему шире, стоит отметить, что “коммерческие цены” на экологическую информацию возможны только в условиях монополии на информацию. Появление альтернативного канала доступа к информации всегда приводит к существенному оздоровлению ситуации. В числе способов, которыми может быть создан такой канал, можно назвать, например, осуществление общественного экологического мониторинга или организацию информационного центра, которая рассматривается в главе 7.

Заканчивая обсуждение возможных мотивировок отказа в предоставлении информации, напомним, что право на доступ к экологической информации закреплено Конституцией РФ, нормы которой являются нормами прямого действия. Поэтому не является законным отказ в предоставлении экологической информации на том основании, что доступность данного документа или сведений не установлена специально каким-либо законом, подзаконным актом, должностной инструкцией и т.п.

Защита права на доступ к экологической информации

Разумеется, возможны ситуации, когда обращение к держателю информации не приводит к позитивным результатам. В этой ситуации общественности остается обратиться в правоохранительные органы за защитой своих прав.

Обращение в суд

Процитируем основные положения, дающие гражданам возможность судебной защиты права на доступ к информации. Закон “Об информации…” в явном виде устанавливает возможность обжаловать в суде отказ в доступе к открытой информации, предоставление заведомо недостоверной информации, а также “отнесение информации к категории информации с ограниченным доступом”. Закон также предусматривает право на возмещение ущерба, нанесенного этими действиями [4, ст.24].

Еще одним важным актом является Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. Согласно этому закону [32, ст.2] действия или решения “государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих”, нарушающие права и свободы гражданина, могут быть обжалованы как в вышестоящей инстанции, так и в суде. Важно заметить, что положения Закона относятся только к государственным учреждениям и их сотрудникам, но и, например, к предприятиям и общественным объединениям. Безусловно, отказ в предоставлении информации может рассматриваться как решение соответствующего органа или учреждения. Может быть обжаловано также и бездействие, в результате которого были нарушены права и свободы гражданина (в данном случае — отсутствие ответа на запрос).

Конкретные рекомендации по судебной защите экологических прав и образцы документов приведены, например, в уже упоминавшемся пособии “Как защитить ваши экологические права” [15].

Однако вступая на судебный путь защиты своих прав, следует реалистично оценить свои ресурсы, а также временные рамки. Ведение дела в суде требует, как правило, значительных ресурсов, поддержки со стороны квалифицированных юристов. Основываясь на опыте дел о возмещении ущерба, выигранных общественностью, можно заключить, что судебный процесс нередко занимает много месяцев или даже несколько лет. В то же время, в отличие от компенсации ущерба, информация часто бывает актуальной в течение ограниченного периода времени, например до принятия определенных решений1. Поэтому важно полностью использовать другие способы получения информации.



2019-07-04 167 Обсуждений (0)
Плата за предоставление информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Плата за предоставление информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)