Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.



2019-07-04 202 Обсуждений (0)
Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

4.1 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.

Переходу к интеграцион­ному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качест­венными показателями их развития. Это не только мас­штабы международной торговли — экономической дея­тельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчи­вость взаимодействия национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступе­ней или последовательных этапов развития интеграци­онных процессов:

q зона свободной торговли;

q таможенный союз;

q единый или общий рынок;

q экономический союз;

q экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна меж­дународная интеграционная группа стран прошла ре­ально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Дру­гие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционногоразвития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.

• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном  понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других 1| нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывал­ся при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической

деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области про­исходит без создания постоянно действующих надна­циональных систем управления или принятия специ­альных общих решений. Все решения, как правило,  принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителя­ми министерств и ведомств (внешнеторговых, финансо­вых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязатель­ность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отно­шению к внутренним законодательным актам положе­ние.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негатив­ных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воз­действует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация им­порта создает серьезную угрозу для национальных про­изводителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными им­портными товарами. Без поддержки их со стороны го­сударства велика опасность того, что иностранные про­изводители вытеснят отечественных со своего же внут­реннего рынка, несмотря на применяемые средства за­щиты. Следует, однако, отметить, что возникает опас­ность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономи­ческой интеграции является таможенный союз(ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении ипроизводстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанав­ливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказы­ваться от более дешевого внешнего источника снабже­ния в пользу внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых раз­личных соображений, например, из стратегических по­сылок: страны сообща решают приступить к интенсив­ной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Приня­тие таких мер заставляет разработчиков технологий ид­ти на проведение совместных исследований, переори­ентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать допол­нительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц ТС, то с уче­том результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкурен­ции внутренних и внешних производителей, если необ­ходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа опре­деленным образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает, что регулиро­вание внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Проис­ходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и постав­щиками импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ре­сурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать бо­лее приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Функционирова­ние ТС требует изменений в подходе к управлению ин­теграционными процессами. Как уже указывалось вы­ше, деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошли­нам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к раз­витию многих отраслей национальной экономики в ка­ждой стране. Во-вторых, необходима координация раз­вития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных про­блем в других сферах деятельности. В-третьих, возника­ет потребность в переговорах по согласованию не толь­ко таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникаю­щим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут раз­рабатывать, координировать, контролировать деятель­ность отдельных сфер внешней торговли и производст­ва. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также следующее. Функцио­нирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра про­изводимых и потребляемых товаров. В сферу интегра­ционной деятельности на этом этапе постепенно попа­дают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производ­ственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые фи­нансовые институты, банки, страховые компании игра­ют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интегра­ции является единый рынок (ЕР).К настоящему време­ни этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не ис­ключено, что в перспективе, по мере продвижения впе­ред других подобных интеграционных структур, воз­никнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практи­ки ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политиче­скими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Не­смотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: раз­личия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при созда­нии ТС, например в Европе, не предвиделось возник­новения подобных трудностей. В период особенно сла­бого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действи­тельно единого" внутреннего рынка требует гармониза­ции большого количества законодательств и норм, ка­сающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обяза­тельных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно. Тре­тья задача — разработка общей политики развития от­дельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, ка­ков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и по­требностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были оп­ределены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров. Не­обходимо обозначить и следующую пятую задачу, ре­шаемую при создании ЕР: формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удов­летворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных про­цессов. Эти экономические шаги обусловливают согла­сование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отво­дится введению системы мер, предотвращающих нару­шения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формиро­вания специальных, в том числе наднациональных, ор­ганов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европей­ский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, бу­дут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит ре­шать интеграционным группировкам, потребуют созда­ния и использования соответствующего инструмента­рия. Не исключено, что проведение политики в рамках ЕР, как это видится с позиций ЕС, будет осуществлять­ся с помощью уже "наработанного" инструментария, который заключается в следующем:

1. Регламенты, представляющие собой законы, яв­ляются обязательными к применению в государствах-членах.

2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов , для их выполнения.

3. Решения обязательного характера, предписываю­щие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно ис­ходному тезису, политика в области конкуренции — крайне существенное звено в интеграционной "сис­теме обеспечения", поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться.

4. Рекомендации и заключения, не имеющие обяза­тельной силы.

• Строительство ЕР должно завершиться создани­ем подлинно единого экономического, правового и ин­формационного пространства и дать импульс для пере­хода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС).Следует сразу же заметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как из­вестно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и Валютного Союза (ЭВС),причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схема­тичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза опреде­ляются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономи­ческого развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционирова­нию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом по­следнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение еди­ной валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

 

4.2  Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

2.2.1 Зона свободной торговли в Центральной Европе.

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) активно включи­лись в широко идущие на Европейском континенте процессы либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности, создание зоны свободной тор­говли. В основе проявленной инициативы странами Центральной Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская инициатива, в дипломатической практике распростра­нена и данная аббревиатура) по созданию зоны свобод­ной торговли лежит стремление к включению в экономическую и политическую систему Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.

В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены тамо­женных пошлин и других нетарифных ограничений.

В отношении сельскохозяйственных товаров либера­лизация носит ограниченный характер (охватывает не­которые продукты и касается частичного сокращения таможенных пошлин и других барьеров). Такое положе­ние обусловлено большими различиями в уровне и объ­емах сельскохозяйственного производства в странах ЦЕИ.

Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не могут в одностороннем по­рядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев, при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или приме­нить специальные защитные меры. Условия, срок дей­ствия, сфера распространения защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и темп их либерали­зации четко регулируются соглашением.

Центральноевропейское соглашение предусматрива­ет создание зоны свободной торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами примерно равного качества и техни­ческого уровня.

Либерализация торговли сельскохозяйственными то­варами в рамках CEFTA в результате существенных из­менений первоначального соглашения, вступивших в силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.

Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации договоренностей в 1996 г.

Положительным итогом выполнения соглашения ом свободной торговле является стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения таможенных пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным производителям и иностранным инвесторам, использую­щим импортное сырье, материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на нацио­нальных рынках централ внеевропейских стран.

В результате поэтапного снижения импортных по­шлин на основе реализации соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда" можно ожидать в последующем ускоренного роста им­порта этих стран по сравнению с экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее. Это в свою очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной Европы с развитыми европейскими стра­нами.

За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика либерализации.

Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением к решениям "Уругвайского  раунда" поставило со всей остротой проблему повышения конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период (до полного создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут расширить произ­водство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в  мировой экономике они сохранят свое положение как поставщиков главным образом энерго- и металлоемких  изделий с невысоким уровнем обработки и экологически вредных продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран Центральной Европы сдерживается не столько внешними барьерами, сколько внутренними трудностями, которые являются результатом перестрой­ки их экономики.

проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных товаров, изме­нения структуры экономики. Полное использование возможностей, предоставленных соглашением, тормо­зится Соглашение создало лишь благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта стран Центральной Европы, однако только либерализация внешнеэкономической сферы оказалась недостаточной для решения внутренними трудностями, значение которых в последнее время возросло.

 

2.2.2 Североамериканская ассоциация свободной торговли

Другим практическим примером международной ин­теграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть ос­новных положений Соглашения и сравнить с основопо­лагающими посылками документов Евросоюза, то оче­видно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет про­диктовано необходимостью.

Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. В начале 90-х годов с окончанием "холодной вой­ны" радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире: исчез­ли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляют­ся попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и научно-техни­ческих потенциалов стран ряда регионов с аналогичны­ми показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятель­ность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономиче­ского сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не насторожить  США, не заставить его предпринять действенные меры  с тем, чтобы предупредить возможные негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,

Помимо аргументов политического характера, каж­дая страна—участница Соглашения имеет свои эконо­мически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнитель­но короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексикан­скую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Амери­канские политологи-экономисты считают НАФТА свое­образным трамплином для более глубокого проникно­вения в экономику латиноамериканских стран на каче­ственно новых условиях, например, партнера, а не "эксплуататора".

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметрич­ный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности 1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к разви­вающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США (см. таблицу № 1 приложения).

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм ста­ла приближаться к аналогичному показателю для аме­риканских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предваритель­но, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабаты­вающей и добывающей промышленности. Правительст­во Канады считает, что участие в НАФТА позволит бо­лее тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продук­ции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как аме­риканские фирмы в Канаде слишком агрессивны, и су­ществуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего разви­тия, провести реформы и уже через 10—15 лет прибли­зиться по уровню своего развития к промышленно раз­витым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его при­ток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор се­верных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.

 

2.2.3 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Вос­точной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех ази­атских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Ма­лайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В пла­нах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участ­ниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к 2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океа­на. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Ка­нада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рам­ках его рабочих органов определяются региональные правила ве­дения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, про­водятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в ре­гионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных до­ходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на осо­бые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особен­ностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следую­щие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опе­редило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС ос­новывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с сущест­венно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникаль­ная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной между­народной структурой интеграционного типа, куда входит эта дер­жава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благопри­ятных внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегио­нальные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоо­кеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интегра­ции, например по степени либерализации внешней торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс посте­пенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекциониз­ма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограниче­ний. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне сво­бодной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рам­ках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, при­нятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация ин­вестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет проис­ходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вари­ант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем тор­говли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и груп­пах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процес­сов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономичес­кая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономи­ческая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либе­рализации мировой торговли и может ограничить рамки интегра­ционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР спо­собствовал формированию общего мнения о том, что центр миро­вого экономичес



2019-07-04 202 Обсуждений (0)
Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)