Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма организации лекции



2019-07-03 514 Обсуждений (0)
Форма организации лекции 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель лекции – Формирование совокупности теоретических знаний и практических навыков в области графического дизайна.

Задача лекции: получить знания о применения компьютерных технологиях в области графического дизайна в учебном процессе, необходимые для профессиональной работы студентов.

Организационная форма лекции

Монолог с элементами эвристической беседы с опорой на аудиовизуальные средства.

Содержание лекции

Шрифтовые композиции

Важнейшим элементом в шрифтовой композиции всегда является текст — его смысловое содержание и грамматический строй, причем особенно ярко это проявляется в заголовках. Композиция шрифтовой надписи, выбранная в соответствии с ее содержанием, выявляет смысловое значение фразы и облегчает ее понимание. Если же дизайнер старается втиснуть текст в заранее придуманную схему, это неизбежно приводит как к формальным ошибкам, так и к несоответствиям между формой и содержанием.

Общая форма надписи, как правило, определяется уже при ее разбивке на строки. Тексты из трех или более слов при членении на строки дают несколько вариантов, одинаково правильных грамматически, но различающихся смысловыми оттенками и акцентированием того или иного слова. Например, название «Новые цифровые технологии» можно скомпоновать четырьмя способами (рис. 1).


Рис. 1. Основные варианты разбивки заголовка

Можно заметить, что слова приобретают различную значимость в зависимости от их расположения в строке. Первый вариант довольно нейтрален, во втором варианте внимание привлекает слово «новые», в третьем — особняком стоит слово «технологии». Эти, казалось бы, малоразличимые нюансы могут быть усилены рисунком шрифта, его размерами или цветом (рис. 2).


Рис. 2. Акцентирование размером и насыщенностью

В некоторых случаях грамматическая правильность компоновки слов может вступать в противоречие с их содержанием. Показательный пример — название книги В. Катаева «Белеет парус одинокий» (рис. 3). Все четыре варианта грамматически имеют право на существование, но именно композиция из одной строки в смысловом отношении более правильна, так как в качестве названия повести взята первая строка известного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Это же обстоятельство заставляет использовать для всех слов шрифт одинакового размера, насыщенности и цвета.


Рис. 3. Варианты разбивки заголовка

Для больших заголовков, например полного названия «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче», возможно еще большее число вариантов группировки текста. Композиция надписи, представленной в верхней части рис. 4, явно несбалансирована, отсутствует акцент на главном в этом названии. После небольшой доработки композиция становится более приемлемой (рис. 4, внизу).


Рис. 4. Вариант разбивки большого заголовка

Переносы слов в титульных элементах разрушают цельность композиции, поэтому их стараются избегать. Но в принципе переносы могут употребляться в художественной литературе при многострочном заголовке, а также в научной и технической литературе в многозначных и составных словах. Использование переносов всегда должно быть мотивировано как в смысловом, так и в композиционном отношениях.

Пропуск знаков препинания (точки, запятой, скобок и пр.) давно уже стал традицией при оформлении титульных элементов. Обычно подобное нарушение правил синтаксиса всегда компенсируется какими-либо композиционными приемами: красной строкой, изменением рисунка шрифта, вторым цветом, разделительными украшениями и т.п.

Органичность букв в слове — не только эстетическое требование. Она закономерно проистекает из особенностей чтения текста, когда человек читает не по буквам, а охватывает взглядом целое слово или даже несколько слов.

В некоторых «самодеятельных» руководствах по созданию шрифта, коих сейчас великое множество в Интернете, организация ритма в словах рассматривается очень ограниченно и часто сводится всего лишь к выравниванию пробелов между знаками. Однако ритмичность зависит еще и от начертания самих букв, поэтому в процессе создания гармоничного заголовка часто приходится опробовать несколько гарнитур, прежде чем будет найдена оптимальная.

Оптическое равенство пробелов между буквами является важнейшим условием легкой читаемости шрифта любого рисунка и вида. Дело в том, что не все пространство между буквами составляет межбуквенный пробел — часть этого пространства принадлежит самому изображению буквы и входит в ее оптическое поле, размер которого можно установить только визуально. Указанное обстоятельство не позволяет свести процесс выравнивания пробелов к механическому выравниванию свободных площадей между буквами даже в простых шрифтах, не говоря уже о шрифтах сложного рисунка. По этой причине опытный дизайнер при выравнивании межбуквенных пробелов все делает на глаз.

На размер каждого пробела в слове влияют не только конфигурации букв, но и засечки, и размеры штрихов, и характер внутрибуквенного просвета. При определенном расположении букв их оптические поля не сливаются, разделяясь при этом минимальным по величине пробелом. Такая расстановка знаков характерна для наборных текстовых шрифтов и обеспечивает наилучшую удобочитаемость текста (рис. 5 а ) — эти пробелы между буквами в слове будем называть «нормальными». В результате правильной установки величины пробелов достигается такая слитность слова, при которой связь между всеми буквами будет равнозначна. Неточная расстановка букв приводит к нарушению этих связей.

Изменение нормальных пробелов в сторону их уменьшения или увеличения может привести к резкому снижению удобочитаемости. При небольшом сближении букв произойдет соединение засечек соседних букв и слияние оптических полей некоторых знаков (рис. 5 б ). При дальнейшем сближении букв слово будет все более походить на орнаментальный узор, степень декоративности которого определяется самим рисунком шрифта (рис. 5 в ). Одновременно с этим будет ухудшаться читаемость шрифта.

По мере удаления букв друг от друга и увеличения пробелов между ними будет происходить обратный процесс — связь между буквами будет слабеть. При небольшом увеличении нормальных пробелов связь между буквами останется тесной, но средняя цветовая насыщенность слова уменьшится, что скажется на общей композиции (рис. 5 г ). При значительном увеличении пробелов слово распадается на отдельные буквы, связь между которыми теряется.

Для поддержания линии строки при большой разрядке прибегают к дополнительным средствам: подчеркиванию слова линейкой, применению шрифта с длинными горизонтальными засечками, помещению разреженной строки рядом с плотной строкой, с орнаментом или рисунком (рис. 5 д ).

При применении декоративных гарнитур изменение величины пробелов не слишком заметно благодаря особому композиционному построению и иному ритму чтения таких шрифтов.


Рис. 5. Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов

Очень важную роль в ритмической организации шрифтов играют выносные элементы букв или штрихи, вводимые с декоративной целью. Буквы с такими элементами включают в свое оптическое поле соседние знаки, что придает шрифтовой надписи особую монолитность (рис. 6).


Рис. 6. Суперобложка. Художник С. Телингатер

Надо отметить, что буквы алфавита имеют различную динамику, то есть направленность по горизонтали. Каждое слово состоит из определенной комбинации знаков с разной направленностью, что оказывает влияние на его зрительное восприятие (рис. 7). Подбирая начертание шрифта, дизайнер может изменять и усиливать динамику букв в слове, создавая тот или иной ритмический эффект. Сочетая направленность каждой буквы с общей направленностью слова, а движение слова и строки — с общим направлением, можно получать самые разнообразные ритмические эффекты.


Рис. 7. Динамика букв в ритмическом строе слова

Большими возможностями в отношении динамики обладают курсивные шрифты с их композиционной подвижностью. В шрифтах с большим углом наклона направленность каждой отдельной буквы снимается единым движением слова по направлению строки (рис. 8).


Рис. 8. Общая динамика слова

В прямых шрифтах направленность каждого отдельного знака проявляется сильнее, но и в этом случае дизайнер всегда сможет найти объединяющее начало для разнонаправленных букв. Можно, например, придать всему слову вертикальное или горизонтальное движение, изменив пропорции букв. Объединение строк с различной направленностью — один из способов создания интересной и выразительной композиции.

Некоторые буквы шрифтов, которые можно отнести к гуманистической антикве, имеют интересную особенность — их вертикальные оси не совпадают с направлением основных штрихов в знаках с овалами и полуовалами («Р», «О», «З» и т.п.). Обычно такие наклоны вертикальных осей почти не влияют на ритм в слове, однако их увеличение может быть использовано как средство изменения ритма. Шрифты, в которых буквы резко отличаются по своей ширине, также образуют своеобразный ритм.

Овладение ритмом дает возможность влиять на процесс чтения, делать его медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Ритм не только организует процесс чтения, но и придает слову характерный облик, долго сохраняющийся в зрительной памяти.

На восприятие текста влияет и расположение строк в надписи. Некоторые надписи легко приобретают компактную и вполне завершенную форму, другие же выглядят как механическое соединение строк, не связанных между собой композиционным единством. Работа дизайнера как раз и заключается в том, чтобы преодолеть графическую разрозненность строк, подчеркнуть при необходимости смысловое значение некоторых важных слов, добиваясь ясного выражения мысли. При этом механически применять какие-либо правила нельзя, а следует исходить из конкретного смыслового содержания и состава слов в надписи. Схематическое представление строк в виде прямоугольников, о котором будет сказано ниже, создается на основе реальных, а не воображаемых строк.

Усиление смыслового значения слов путем изменения ритма букв и размера шрифта выполняется таким образом, чтобы важность слов в надписи была видна сразу и трактовалась однозначно (рис. 9).


Рис. 9. Смысловое акцентирование размером шрифта

Еще более резкое разделение слов по смысловой значимости получается при применении в одной надписи двух или трех шрифтов. Такой прием часто используется при оформлении обложек. Если чисто шрифтовые средства не позволяют сделать надпись на обложке выразительной, можно прибегнуть к другим средствам: рисунку, орнаменту, цвету, блинтовому тиснению и т.п.

Расстояния между словами в строке должны быть такими, чтобы каждое слово отчетливо отделялось от других и чтобы строка не распадалась на отдельные части, теряя при этом свою цельность. Абсолютная величина расстояния между строками может сильно колебаться от слитного начертания строк до расстояния, превышающего высоту строк в несколько раз. Ритмическое чередование строк и межстрочных интервалов должно всегда согласовываться с содержанием надписи.

Слитное или очень близкое расположение строк друг к другу часто превращает надпись в своего рода орнаментальный узор, составленный из букв. Удобочитаемость таких надписей обеспечивается контрастностью в длинах строк, при которой четко выделяется начало каждой строки (рис. 10), или сравнительно крупным размером шрифта (рис. 11).


Рис. 10. Контраст в длине строк при их слитном расположении

 


Рис. 11. Крупный размер шрифта при слитном расположении строк

Если разместить строки одной надписи на большом расстоянии друг от друга, то они будут читаться в замедленном ритме. Такие композиции характерны для титульного набора XVIII — начала XIX века и соответствуют самим текстам старинных заглавий.

Нормальными расстояниями между строками можно считать такие, когда при четком отделении одной строки от другой сохраняется единство надписи в целом. В этом случае зрительная тяжесть строки полностью уравновешивается окружающими ее полями. Оптимальные соотношения между величиной интервала и высотой строки лежат в интервале от 3:5 до 1:1, а их точные размеры зависят от рисунка шрифта и длины строк. Большое влияние на величину межстрочных расстояний в надписи оказывают надстрочные и подстрочные элементы букв. При сильной разрядке слов в двух соседних строках расстояние между ними тоже должно увеличиваться — иначе произойдет объединение отдельных букв в вертикальные ряды, при которых горизонтальная линия строки разрушится.

Объединение в одной надписи разнородных по рисунку и резко контрастных по размеру шрифтов требует особо точного ритмического построения надписи, при котором расстояния между строками могут немного отличаться. Интервалы в таких надписях определяются, как правило, на глаз.

Иногда в шрифтовых композициях союзы, предлоги и короткие слова выносятся в отдельную строку, вследствие чего можно достигнуть значительного усиления смыслового значения заголовка, например при противопоставлении слов-антонимов. К этому приему прибегают в поисках ясной и красивой формы надписи, для сокращения размеров слишком длинной строки, в случае усиления вертикальной направленности всей композиции и т.д. Однако выделение союзов и предлогов в отдельную строку приводит к тому, что они начинают мешать смысловому выделению главных слов. Поэтому рекомендуется делать их по высоте несколько меньшими, чем соседние с ними строки. Уменьшение высоты коротких строк и интервалов вокруг них необходимо и для того, чтобы сблизить основные строки во избежание оптического разрыва надписи на несколько частей (рис. 12).


Рис. 12. Уменьшение строки с предлогом и межстрочных интервалов снизу и сверху

Выбор способа группировки строк в надпись выполняется исходя из общего композиционного замысла. Из двух принципиально различных систем компоновки надписей — симметричной и асимметричной — первая имеет наибольшее распространение, поскольку придает надписи спокойную, уравновешенную форму.

Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга или других геометрических фигур. В таких надписях мы видим прежде всего их внешний контур и только потом осмысливаем содержание. Геометрические построения строк могут оказаться полезными при перегруженности композиции текстовым и изобразительным материалом, когда несколько элементов объединяются в один сложный рисунок.

Симметричный баланс надписи может нарушаться большими просветами между словами, а также элементами букв, выходящими за линии шрифта. Во избежание этого расстояния между словами сокращаются до минимума, а начертания строчных и курсивных букв выбираются такие, чтобы выносные элементы распределились по всей надписи равномерно.

Инициал, начинающий текст, также нарушает симметрию надписи. И если небольшой инициал частично уравновешивается той смысловой нагрузкой, которую он несет (акцентировка начала текста), то крупная буквица настолько сильно смещает центр тяжести строк, что вся надпись может быть отнесена к разряду асимметричных.

Асимметричные надписи сами по себе не имеют той завершенности формы, коей обладают симметричные тексты, а свою композиционную завершенность получают благодаря связи с другими изобразительными элементами. Наиболее четким принципом построения обладают асимметричные надписи с флаговой и ступенчатой композициями строк. Подобной компоновке особенно хорошо поддаются строки, мало отличающиеся по количеству знаков и по ритму.

Шрифтовые композиции нередко используются вместе с графическими элементами, например, с орнаментами. Для того чтобы все эти элементы объединить в одно целое, необходимо разбираться в общих закономерностях построения изобразительно-шрифтовых композиций. Об этом мы и поговорим в следующих статьях.

О типографике

Пример1. Шрифтовой плакат

 

Говоря о типографике, многие новички, да и опытные дизайнеры, имеют в виду прежде всего различные шрифтовые плакаты и обложки. Например, такие как на этом и следующем примере.

 

Пример 2. Фрагмент шрифтового плаката

 

Главная особенность такого дизайна в том, что здесь нет никаких картинок. Их роль выполняют буквы, текст. Весь макет строится только из букв различных размеров и начертаний.

Причем, буквы могут составлять конкретное изображение (велосипедиста в первом примере). Но могут и быть самостоятельными. В этом случае буквы становятся единственным элементом дизайна. Помимо названия, буквы приобретают второй, чисто графический смысл. Они становятся частью абстрактного изображения (второй пример).

Не спорю, это конечно эффектный прием дизайна. Он позволяет увидеть в букве не только ее смысл, но и эстетику, неповторимость начертания. Гармоничные композиции различных шрифтов и размеров букв говорят о хорошем вкусе дизайнера, о его умении «играть» текстом.

 

Пример 3. Шрифтовой фон

 

Таким образом, например, можно сделать орнаментальный фон (Пример 3). Здесь текст является повторяющимся декоративным элементом, из которого строится конструкция фона. Обратите внимание, как аккуратно здесь используются градации цвета и размера слов. Вот уж действительно, малыми средствами достигается гармония!

Тем не менее, хочу сказать, что типографика – это нечто большее. На самом деле она есть абсолютно в любом дизайнерском макете, где есть текст. Будь то листовка, открытка, конверт, визитка, и конечно веб-дизайн.

Типографика – это умелое использование дизайнером всех атрибутов шрифта, включая выбор шрифтовой гарнитуры, ее начертания, размера, межбуквенных расстояний, пробелов между словами и строчками текста, и т.д.

Качественная типографика всегда удобочитаема. То есть все ее элементы легко воспринимаются зрителем. Ведь функциональную задачу шрифта, передачу информации, никто не отменял!

 

Пример 4. Английская газета The Guardian

 

Вот почему я хочу показать здесь всемирно известную английскую газету The Guardian. Как пример очень тонкой профессиональной типографики (эта картинка кликабельна). Обратите внимание, что здесь используется всего два шрифта. Для заголовков – с засечками, для основного текста – брусковый (без засечек). Но как элегантно они смотрятся! Кликните на скриншот этой газеты, чтобы посмотреть внимательно ее целиком.

 

Пример 5. Фрагмент полосы газеты The Guardian

 

Как аккуратно здесь используются цвета. Их много в верхнем меню. Но в основном работают черный (серый), красный и синий. Какие здесь применяются линейки и отступы к ним. Насколько легко воспринимаются все тексты. Их много, но никакой каши и неразберихи здесь нет. Верно?

Вот это и есть профессиональная типографика. Без яркого выпячивания и ненужных эффектов. На первый взгляд, все очень просто. Но в этой простоте – тщательность доводки всех элементов и хороший вкус.

Наверное, у Вас созрел вопрос: «Но как научиться делать качественную типографику? Какие тут секреты?» Особых секретов нет. Но есть опыт, который очень полезно перенять. Все, что для этого нужно – это копировать профессиональные работы. Да-да, ничего нового. Я уже не раз говорил о пользе копирования качественных работ в дизайне. Здесь то же самое.

Если не верите, проверьте. Сделайте копию страницы The Guardian. Наберите произвольные тексты, используйте свои картинки. Но поставьте это так, как в макете газеты The Guardian. А потом наложите Ваш дизайн на скриншот газеты.

И Вы увидите, как сильно у Вас будут отличаться «мелочи»: межбуквенные и межстрочные расстояния, отступы, пробелы, толщины линеек и т.д. Ведь именно эти «мелочи» и создают настоящую типографику. Это очень полезное упражнение. Проверено на себе!

 

3. Креативная типографика. Шрифтовая композиция

Предлагаю вам посмотреть несколько выполненных работ к одному из уроков тренинга. Задание состояло в том, чтобы придумать и выполнить композицию на произвольную тему, используя только текстовые и шрифтовые элементы.

Андрей Филимонов

 

 

 

 

Екатерина Соседова

Темой первой из двух работ является динамика.

В этой работе использованы две гарнитуры: PT Serif Italic (гротеск ParaType) и Arial Italic. В данном случае наклон символов призван подчеркивать содержание работы, добавлять ей динамики. Этой же цели служит и асимметрия — смещение центра тяжести вправо вниз, что вызывает ассоциацию с падением текстового блока и символов заголовка.

Дополнительно этот эффект подчернут нарочитой деформацией символов и постепенным измененнием цвета от темно-серого к ярко-белому. Единственный нешрифтовой элемент композиции (прошу прощения за небольшое нарушение условий задания) — горизонтальная разделительная линия, которая расположена на трети высоты листа снизу и визуально как бы создает опору нескольким буквам заголовка, расположенного на горизонтальной поверхности.

Вторая композиция составлена из слов песни Every Road, и, как видно из названия, призвана ассоциироваться с дорогой. Она в целом более статична и уравновешена, чем предыдущая, не только за счет центральной осевой симметрии, но и за счет белого фона. Движение здесь направлено визуально к центру листа, а затем — по фронтальной плоскости вверх. Этот эффект достигается не только с помощью уменьшения кегля и интерлиньяжа (имитация перспективы), но и за счет постепенного «выцветания» букв. Дорога как бы «заканчивается» словами «leads me» также примерно на трети высоты листа, но уже сверху. Такая пропорция (2/3) — одна из наиболее гармонично воспринимаемых человеком.

Что касается гарнитуры — то здесь она использована всего одна — KabelC Book Regular, правда здесь в некоторых парах пришлось заняться кернингом.

 

 

Ирина Тиаги

Пояснения автора

В современном мире мы часто используем сокращения для быстроты передачи мысли или сообщения. Порой одна буква или символ заменяют нам слово или целую фразу. В моем случае англ. буква Y означает вопрос WHY, а вопросительный знак довершает мысль/вопрос, который мы часто задаем себе в жизни.

 

 

Артемий Санин

 

 

Людмила Булатова

 

 

 

Яна Майорова

В данной работе я использовала только черный и белый для того, чтобы она звучала лаконично. Шрифт Pragmatica – эта композиция выглядит четче и лучше именно в гротеске. Еще выбрала Прагматику, потому что увидела в этом шрифте необходимое мне строение буквы U и a, точнее ее негативное пространство.

Идея композиции заключается в том, что наша жизнь – песочные часы, В ней происходят различные события – буквы а, которые кажутся нам значимыми. Но проходит какое-то время и мы видим и оцениваем эти события совершенно по-другому – я использую негативное пространство буквы а, потом значимость событий вообще превращается в пыль – поэтому мы видим при переходе в нижнюю букву U сначала большие негативные пространства, а при достижении дна песочных часов они совсем маленькие.

Большая часть композиции расположена справа. Уравновешивается она фразой time makes things clear.

 

 

Эдуард Зарипов

 

Татьяна Жукова

 

 

Слава Попеску

 

 

 

 

Светлана Баландина

 

 

Назарчук Екатерина

 

 

 

Надежда Горячева

 

 

Марат Аранбаев

 

 

Кирилл Зыков

Шрифт использовал в макете один, но начертания два: жирное и обычное. Композиционный центр сместил от геометрического центра макета и задал всему изображению наклон для придания настроения и динамики. В левой части горизонтального варианта белое пространство «разрезал» на осколки увеличенной буквой М, используя ее штрихи.

По теме макета. Это может быть листовка, рекламирующая предстоящее мероприятие (например, театральная постановка). Присутствует название «Broken mirror», небольшое описание и информация о дате, времени и месте проведения. Просыпавшиеся буквы иллюстрируют осколки от «Разбитого стекла», о чем нам и говорит название-заголовок.

 

Войтов Степан

 

 

Роман Голубев

 

В первой композиции «Часы» я хотел показать то, как ценно время (каждый день, час, минута, секунда). Почему поставил стрелки на семь — спросите Вы? Здесь всё просто: чем раньше встаешь, тем продуктивнее работа (и не только).

Во второй композиции я, надеюсь, всё понятно. Это призыв к безответственным людям, которые не ценят и не берегут Природу, в данном случае — Лес. На мой взгляд, слово «ОГНЯ» я не совсем правильно обыграл (подобрал), но ничего другого в голову не пришло. В третьей работе «ЖИЗНЬ» я хотел отразить нашу жизнь. Как она начинается с младенчества (Ж), потом перетекает в юношество (И), далее следует зрелая жизнь (З), когда ты полон сил, энергии, многого уже достиг (пик нашей жизни), потом старение (Н) и глубокая старость (Ь), когда ты никому, практически, не нужен.Я не хочу сказать тем самым, что так происходит с каждым, но это происходит, наверное, с 95% от населения планеты. Остальные 5% живут очень долго и чувствуют при этом себя молодыми и энергичными.

 

Marija Gailite

 

 

 

 

Наталья Логинова

 

 

Цыбранкова Александра

 

 

Татьяна Сергеева

 

 

Татьяна Петренко

 

 

 

Мельчаков Юрий

 

Гуляева Ирина

Моя композиция KEEP THE DISTANCE — это вариация на тему «белая ворона».В центре — буква «а», которая совсем не похожа на те, что окружают ее. Они больше по размеру, символизируют агрессию, напор. Строчки KEEP THE DISTANCE расположены так, чтобы указывать на центр композиции. Это своего рода стрелы или ружья, направленные в сторону чужака.

Для своей второй композиции я взяла строчку и худ. литературы. Общее настроение — лирическое. Для того чтобы это подчеркнуть я выбрала рукописный шрифт. Он, в отличие от антикв и гротесков менее официальный. Более того, он привносит ощущение личностного отношения, душевности. Вообще, фраза начинается со слов ЛИВЕНЬ КОНЧИЛСЯ. Не знаю, удобно ли воспринимать ее в таком изложении. Я рассуждала так: ливень — это мощь, стихия, то, что олицетворяет смятение, отчасти страх и чьи-то слезы. Поэтому надо было придать этим словам соответствующий вид. Но! С другой стороны, он кончился, и это главное! В воздухе осталась только водяная пыль — это символ возрождения, воскрешения для начала лучшего! Эти слова должны быть оформлены легко, проникновенно,» воздушно» и «светло». Буковки О — похожи на капельки дождя или водяной пыли. Я не знаю, удалось ли мне сделать так, чтобы негативное пространство работало на создание динамики или нет.

 

Сутуга Ольга

 

 



2019-07-03 514 Обсуждений (0)
Форма организации лекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма организации лекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)