Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА?



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА? 0.00 из 5.00 0 оценок




Сейчас изготовление удил не представляет никакой трудности: их из стали может отковать любой кузнец даже в маленькой деревенской кузнице. Но в глубокой древности, когда железо только начало входить в жизнь человека, удила делали литыми. Каким бы простым изделием ни казались на первый взгляд удила, для их литья требовалось незаурядное мастерство древних литейщиков. Сложность заключалась в том, что звенья удил должны быть влитыми друг в друга так, чтобы они могли свободно вращаться, изгибаться с помощью колец на конце звена. Литье подобных деталей, например цепей, и для современных литейщиков связано с определенными трудностями. У древних же литейщиков их было чрезвычайно много. Не будет преувеличением, если мы скажем, что в старину могли лить удила лишь там, где было хорошо развито ремесло литья, где литейщики проявляли истинное мастерство и выдумку.

В разных районах нашей страны уже в I тысячелетии до в. э. были известны совершенные способы литья удил. Интересно отметить, что почти в одно и то же время у разных племен существовали особые, самобытные приемы: на Енисее удила отливали иначе, чем на Северном Кавказе или в Средней Азии. Но какой бы способ литья мы ни изучали, все они свидетельствуют о том, что народы, населявшие нашу страну 2500—3000 лет тому назад, владели техникой литья, не уступавшей технике народов на Западе или Востоке, за пределами теперешних границ СССР.

Рис. 2. Литые удила: а — г — тагарской культу­ры; д, е — кобанской культуры; ж — Северного Кавказа (V—IV вв. до н. э.).
Высокого для того времени уровня организации племени и культуры достигли древние кыргызы на Енисее. Кыргызские литейщики владели мастерством изготовления сложных отливок, применяли в технике литья оригинальные приемы. К тому времени многие народы владели секретом литья по восковым моделям. Владели этим искусством и кыргызы.

Археологические находки на среднем течении Енисея и в других районах Сибири свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н. э. металлургия начала складываться в особую отрасль производства. Особенно высокого уровня развития достигли бронзолитейные ремесла тагарской культуры (название получено по острову Тагарскому). Их изделия были распространены по всей Сибири, а также встречались на Дальнем Востоке и в Европейской части СССР. Около V в. до н. э. здесь начала развиваться металлургия железа. Тагарские бронзовые отливки (кинжалы, ножи, украшения, бытовые предметы, детали конской сбруи) отличались большим разнообразием и художественным исполнением. Многие из них украшены литыми художественными изображениями звериного стиля.

Большого мастерства достигли тагарские литейщики в литье конских удил. Форме их придавалась пластичность, своеобразная тонкость и чистота исполнения (рис. 2, а—г). Подробное исследование тагарских удил, хранящихся в Государственном историческом музее (г. Москва), позволяет точно установить, что они отливались по восковым моделям. Одновременно лились оба звена. Современный литейщик отдает себе отчет в том, какое высокое мастерство для этого требовалось, так как даже сейчас литье по спаренным восковым моделям представляет большие трудности.

Раскопки у с. Кобан (отсюда название кобанская культура) свидетельствуют о том, что уже на грани II и I тысячелетий до н. э. жители Северного Кавказа умели отливать сложные отливки, часто прекрасно орнаментированные. Многие бронзовые отливки снабжены тонкой и художественно исполненной инкрустацией из железа. Племена этой культуры знали уже литье в металлические формы (или, как теперь принято называть, кокильное литье).

В период кобанской культуры впервые начинают использовать лошадь в домашнем хозяйстве для верховой езды и как тягловую силу. Удила кобанской культуры — своеобразные произведения искусства. Это — сложные отливки, изготовление которых требовало хорошей техники литья. Здесь уже встречаются четырехзвенные удила (рис. 2, ж) с особым видом псалий (вертикальные стержни на концах удил), а также удила, звенья которых отлиты заодно с псалиями. Причем, последние представляют собой красивые художественные отливки, например в виде двух лошадиных голов, с несколькими тонкими ушками-пронизями.

Удила отливались не по спаренным моделям, а методом налива одного звена на другое с использованием восковых моделей. Этот же метод применялся и для ремонта других удил: на рис. 2, д представлены удила, в которых левое звено налито на отломавшуюся псалию. Нет необходимости подчеркивать, что в творчестве мастеров кобанской культуры был особый «почерк». Для них характерно стремление делать отливки дерзкой сложности и почти всегда как самостоятельные художественные произведения.

Примерно в то же время своеобразная техника литья удил существовала у некоторых народов Средней Азии. Здесь, очевидно, в V—IV вв. до н. э. преобладали каменные формы. В них отливали даже удила. Но сама техника литья не становилась от этого примитивней. Напротив, древние мастера Средней Азии на примере техники литья удил демонстрируют перед нами большое искусство.

В Государственном историческом музее хранятся ничем не примечательные удила этого периода, найденные близ озера Иссык-Куль. Неизвестно, по какой причине удила не были использованы в работе и даже не были обработаны после литья: на них сохранились литники, заливы и т. п. (рис. 2, е). Именно это позволило с большой достоверностью восстановить очень сложную технологию литья, которая была применена почти 2500 лет тому назад. Отливались они в каменных формах последовательно, то есть сначала отливалось одно звено, а затем к нему во второй форме приливалось второе. На стыке звеньев применен сложный глиняный разъемный стержень; он не только служил для выполнения отверстия в кольце второго звена, но в нем располагалось и кольцо уже готового звена. Такой прием литья удил в те древние времена представляется весьма совершенным.

Итак, можно отметить, что древние предки наших народов, жившие 2500—3000 лет тому назад, располагали хорошо налаженными литейными ремеслами и выявили разностороннее мастерство в сложном деле литья удил.



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)