Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей



2019-07-04 276 Обсуждений (0)
Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной образовательной системе складывается примечательная ситуация: в силу различных причин множество взрослых сегодня получают второе, высшее психолого-педагогическое образование. Как правило, у этих людей уже есть собственные дети, иногда даже внуки, поэтому они с осознанным интересом относятся к новым знаниям. И очень часто после занятий по педагогике или психологии они с обидой восклицают: «Это же так нужно для семейной жизни, для воспита­ния! Но почему раньше нам об этом никто не сказал? Так много времени упущено...».

Упущенное все же можно наверстать благодаря большому числу зарубежных и отечественных книг, посвященных самым разнообразным проблемам воспи­тания и обучения наших детей. Нам в чем-то повезло: конец 1980-х — 1990-е годы можно назвать периодом открытий. Причем это касается не только истории на­шей страны, но и узнавания новых взглядов на лич­ность, на процесс ее становления, на отношения взрослых и детей.

С открытием «железного занавеса» на нас обрушил­ся поток самой разнообразной литературы по психоло­гии, психиатрии, образованию. Этот поток привлекает не только новыми подходами, но и самой формой из­ложения материала: свободной, доверительной, иногда ироничной, лишенной наукознания. Непростая задача — подготовить читательскую аудиторию к иному вос­приятию психолого-педагогической литературы — вы­пала первым изданиям на русском языке книг Э. Бер­на «Игры, в которые играют люди...», Дж. Добсона «Непослушный ребенок», А. Фромма «Азбука для ро­дителей» и др.

Книга одного из ведущих специалистов в области педиатрии, детской психологии и психиатрии А. Фромма во многом необычна. Прежде всего своим названи­ем — «азбука», то есть руководство начинающим, де­лающим первые шаги, «азбука для родителей», то есть для тех, кому приходится учиться всю жизнь. Ориги­нальность этой книги и в изложении материала. Обыч­но издания подобного рода опираются или на возраст­ной подход (последовательное описание развития, взросления ребенка), или на ситуативный подход (опи­сание конкретного случая из жизни, подробный ана­лиз, психолого-педагогические рекомендации).

«Азбука» А. Фромма, используя оба подхода, по­строена в виде словаря-справочника, в котором, наря­ду с сугубо научными понятиями «адаптация», «психо­терапия», «тест интеллекта», читатель узнает, «когда ребенок говорит неправду», в чем разница между «не­послушанием» и «пассивным сопротивлением», как вли­яет на ребенка «распад семьи или развод», кем явля­ются для ребенка «мать» и «отец». Такое построение книги облегчает поиск той или иной ситуации. Одно­временно он формирует у родителя ассоциативный ряд, связанный с интересующей темой: автор не толь­ко описывает конкретный случай, но и связывает его со сходными ситуациями и понятиями. Так, типичный случай в воспитании «Когда дети дерутся» Аллан Фромм предлагает рассмотреть и с точки зрения аг­рессивности, дисциплины, соперничества братьев, стремления сломать игрушку. В таком контексте у ро­дителей формируется целостный и, возможно, более объективный взгляд на события, происходящие в жиз­ни ребенка.

Правда, тональность отечественных и зарубежных книг, как правило, различалась и различается. В 1950-1970-е годы советская педагогика анализировала и убеждала нас в решающей роли коллектива на про­цесс формирования личности, а западные исследовате­ли тех лет подчеркивали необходимость сохранять уникальность и укреплять самодостаточность в лично­сти.

Позже, в 1980-е годы, исследования западной пси­хологии понемногу начали осваиваться отечественной наукой. У психологов конца 1980-х—начала 1990-х го­дов актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности. Такое положение явилось объек­тивной и достаточно закономерной реакцией на психо­логию «усреднения», на политику нивелирования инди­видуальности.

Однако к этому времени основная тональность пере­водных зарубежных изданий также претерпела измене­ния. Там чуть раньше (или, наоборот, чуть позже ?) пришли к заключению, что все развитие человеческой культуры убеждает в опасности возвеличивания «Я» одного человека. Любой личности приходится строить свою жизнь с учетом действий других людей. Эта мысль четко прослеживается в материалах «Азбуки для родителей». Автор вместе со своими читателями размышляет над проблемами «близнецов», «бранных слов», «воровства», «дружбы», «половой уравновешенно­сти», «эгоизма» и пр.

Иногда бывает трудно безоговорочно принять опыт, предлагаемый психотерапевтами из США: сказывается разница в понимании методов воспитания и самих ме­тодов, в особенностях национального сознания. Одна­ко любая крайность в воспитании не приводит к ожидаемому результату. Именно эта мысль заключена в книге Аллана Фромма.

Практика убеждает нас в том, что нет единого универсального средства в воспитании. Родители и пе­дагоги должны быть готовы к самым неожиданным поворотам жизненных ситуаций. Поэтому чем больше будут они знать о причинах и последствиях тех или иных поступков детей, тем легче будет им определить тактику своих действий, выбрать, может быть, не луч­ший, но хотя бы оптимальный путь в сложившейся ситуации. И «Азбука» А. Фромма может оказать су­щественную помощь в воспитании не только детей, но и их родителей.

Пожалуй, сегодня книга А. Фромма воспринимается чуть ли не более своевременно, чем ее первое русское издание в 1991 году. Тогда родители могли только грустно усмехнуться, читая рекомендации американ­ского специалиста: «Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах или красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. При дите в детский сад и понаблюдайте за детьми: доволь­ны ли они, нравится ли им там. Может, за ними слишком строго надзирают, и они вынуждены без кон­ца подчиняться суровым приказам и требованиям? Хо­роший детский сад — место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для свое­го ребенка». Могла ли в то время идти речь о выборе лучшего детского сада для ребенка? Можно ли было расценивать шум в детской группе как показатель комфорта, благополучия детей?

Но за последние годы ситуация во многом измени­лась. Дело не только в том, что появились родители, которые могут себе позволить искать лучший садик, лучшую школу для своего ребенка. Постепенно меня­ется само отношение к Детству. Работы и российских, и зарубежных психологов и педагогов убеждают нас в том, что нужно сначала полюбить ребенка таким, ка­ков он есть, а уж потом стараться сделать лучше сначала себя, а потом его.

Это значит, что «Азбука» А. Фромма написана для всех нас: педагогов, родителей, детей. Каждый, кто действительно заинтересован в гуманном отношении к своему (и не только к своему) ребенку, кто живет или собирается жить по принципу «от культуры по­лезности — к культуре достоинства», найдет для себя в «азбучных истинах» Аллана Фромма совет на каж­дый день.

 

§5. Работа с родителями ребёнка-инвалида. Лечебная педагогика А.А. Дубровского

Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа­цию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабаты­ваются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком рабо­тают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится в личности ребенка, его личному поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магази­не» и т.д.).

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при­обрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет программу, по которой ребе нок подготавливается к такому общению. Это может быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и фильмов.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) — также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не только под­готовить и заключить договора, по и научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах эко­номии, планирования труда, умели содержать инструменты в над­лежащем состоянии и т.д.

Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить, познакомить его с народным творчеством, рассказать о националь­ной росписи тканей, деревянных и глиняных игрушек, привлечь к росписи ребят.

Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого из них как личности.

Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, расширяет его кругозор.

Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают ка­кими-либо заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к фор­мированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родите­лей или окружающих раздражает болезнь ребенка, что также усу­губляет его состояние.

Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережи­вания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог.

Говоря о детях-инвалидах, следует обратиться к лечебной педагогике А.А.Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря.

Покажется незначительным его посадка деревьев так, что, по его мнению, они оказывают и лечебное, и эмоциональное воздей­ствие на ребенка. Он пишет, как ребята тянутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому, что на детей с нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупны­ми кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке были посажены щадяще-успокаивающие деревья, с раскидистыми, повислыми, зонтикооб­разными, шарикообразными, плакучими кронами, с бледной окрас­кой листвы.

Дубровский пишет, что дети любили собираться под платана­ми, так как он притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длин­ной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, оваль­ная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения доб­рых дел садятся за круглый стол».

Успех лечения, пишет он, зависит от того, как оно, будет орга­низовано. Важно построить работу так, чтобы преодолеть одино­чество и подавленность ребенка.

На первом этапе — это доверительная беседа с ним, из кото­рой воспитатель выясняет «главные желания ребенка». Первосте­пенной является задача педагога отвлечь ребенка от «ухода в бо­лезнь» и поверить в свое выздоровление.

«Нередко причиной болезни, — пишет Дубровский, — и бо­лезненного состояния являются неразвитость души, безделье, ску­ка, праздность, черствость и бездушие, грубость и взаимонепони­мание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уваже­нием и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей.

Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот наши главные лекарства. И еще — полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о дру­гих, жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» — внушаем мы постоянно детям»

Придавая особенное значение в лечебной педагогике труду, он пишет о «труде-заботе», которым увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях, рожденных совместным трудом, которые вы­ливались в желание всем поговорить, попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», мероприятиях, которые вносят в жизнь больных детей романтику. Встречи с легендарными людьми, игры и обще­ственно-полезная работа, комната размышлений, где сформулирова­ны заповеди этического поведения детей. Цель комнаты размышле­ний — побудить ребенка к осмыслению себя, своего отношения к людям, проверке своего поведения моральными заповедями.

Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, что­бы помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачи — увлечь больных детей возможностью самосовершенствования и «творения добра», привить любовь к природе, развивать творчество и самовоспитание.

Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и общение.

Дубровский формулирует основные направления работы со­циального педагога с больными детьми. Это:

— проведение этических бесед;

— организация детского самоуправления;

— обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;

— сотрудничество детей и воспитателей.

Кроме того, социальному педагогу надлежит:

— организовать для всего коллектива содержательные игры;

— помочь ребенку заняться творчеством;

— организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, картинной галерее, парке, библиотеке и др.;

— создать «Комнату размышлений»;

— проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.

 

 

Литература, рекомендуемая родителям для самообразования

 

1. А. Фромм. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации

2. Т. Гордон Повышение родительской эффективности

3. Популярная педагогика. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 608 с. (Серия «Учимся играя»)

4. Дубровский А.А. Жемчужина России. / Педагогический поиск. – М., 1987.

5. Гиннот Хаим Г. Между родителем и ребёнком 

6. Гиннот Хаим Г. Между родителем и подростком

 

 



2019-07-04 276 Обсуждений (0)
Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)