Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование имитационных моделей при исследовании социально-экономических процессов.



2019-07-04 331 Обсуждений (0)
Использование имитационных моделей при исследовании социально-экономических процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве одного из методов исследования социально-экономических процессов можно использовать метод имитационного моделирования, основанный на использовании динамических математических моделей экономических объектов в режиме имитации. В условиях современных информационных технологий под имитацией принято понимать изучение объектов путем проведения экспериментов с реализованными на ЭВМ математическими моделями. Главная особенность имитационного исследования заключается в том, что в этом исследовании проводятся эксперименты не с реальным объектом/процессом, а с его математической моделью. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в различных областях, в том числе и для анализа социально-экономических и производственных процессов.

В имитационных расчетах изучаемые социально-экономические и производственные процессы описываются в виде разностных соотношений экономико-математической модели, отражающей динамику развития этих процессов. Математическое описание модели разрабатывается на основе использования существующих экономико-математических методов в сочетании с интуитивным моделированием и реализуется в виде программы для ЭВМ, на которой и проводятся эксперименты путем подачи на вход внешних воздействий в форме зада-ния значений входных показателей модели, и расчета выходных показателей. Варианты сценариев расчетов формируются путем задания значений входных показателей. Дополнительной проблемой имитационных экспериментов является обеспечение необходимой адекватности разрабатываемых моделей реальным объектам.

 

Перечисленные методы относятся к изучению социально-экономических процессов в общем. По моему мнению, у региона часто возникает необходимость в изучении отдельного вида социально-

 

4

Социологические методы в изучении социально-экономических процессов

Выборочный метод в социологическом исследовании социально-экономических процессов

При проведении исследований такого социально-экономического процесса как реклама (например, в случае необходимости отслеживать динамику, в том числе сезонную, как рекламного рынка в целом, так и рекламных кампаний по отдельным рекламодателям или маркам, существующим в регионе) применяются следующие методы:

Аудиторные и dial-тесты

В отличие от телефонных и личных интервью, тесты служат для выполнения более узкого круга задач, как правило связанных с оценкой аудио- или видео- записей (песни, радио- или телепрограммы, элементы оформления эфира и т.п.)

Тесты проводятся в специально оборудованных помещениях, и одновременно в них участвует достаточно большое количество респондентов, как правило, от 50 до 200 человек. Ведет тесты квалифицированный специалист – модератор.

Информация от участников теста может быть получена двумя способами: путем заполнения анкет или с помощью специальных приборов (dial).

При электронном измерении каждому участнику dial-теста выдается индивидуальный прибор, с вращающейся ручкой и небольшим дисплеем. При вращении ручки на дисплее высвечиваются числа. Каждый респондент выбирает число, соответствующее его ответу. Информация с каждого прибора передается в центральный компьютер и предстает перед заказчиком в виде таблиц или графиков. Таким образом, результаты опроса становятся известны непосредственно в ходе опроса.

Главное преимущество dial-тестирования аудио- и видеоматериалов состоит в том, что оценки аудитории фиксируются в непрерывном режиме реального времени. Поэтому электронные тесты - единственная возможность увидеть, как меняется реакция зрителей или слушателей на протяжении всей программы.

Кроме того, если оценка происходит непосредственно в момент предъявления записи, на результаты не влияют способности памяти респондента. Это дает возможность тестировать большое количество материалов.

Личные интервью

Личные интервью используются в следующих случаях:

если исследование проводится в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией,

если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.)

если средняя продолжительность интервью превышает 25-30 минут.

Интервью проводится по формализованной анкете, то есть каждому респонденту предлагается ответить на одни и те же вопросы в строго определенной последовательности. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы.

Личные интервью проводятся по месту жительства респондента. Для этого используется случайная многоступенчатая выборка. Другими словами, случайным образом последовательно отбираются регионы или города, в которых проводятся интервью, затем улицы и дома, затем квартиры (домохозяйства), а затем респонденты в домохозяйствах.

Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.

Интервьюеры работают под контролем супервизоров. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения: как отбирать респондентов, как устанавливать контакт, как задавать вопросы и работать с анкетой.

 

Телефонные опросы

Основным преимуществом этого метода является высокий уровень достижения трудно доступных и занятых респондентов, что особенно актуально для Москвы.

Для этого используется случайная двухступенчатая выборка. Телефонные номера отбираются компьютером случайным образом из общей базы МГТС, а респондент в семье отбирается по случайному критерию. При необходимости, например, если номер не отвечает или респондент занят, по этому телефону проводится до 16 повторных звонков в разные дни недели и в разное время суток.

Опрос проводится из офиса с использованием компьютерной системы (CATI). Поэтому работа операторов-интервьюеров находится под строгим контролем супервизора. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения. Заказчик может присутствовать при проведении интервью, слушая беседу (подключение происходит незаметно для интервьюера и респондента).

Использование компьютерной системы позволяет оперативно получать данные в стандартизованном формате. В среднем для проведения опроса требуется 1-1.5 недели, а предварительные результаты предоставляются заказчику на следующий день после окончания интервью.

Что такое CATI

CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) - компьютерная система телефонного опроса. Анкета программируется и вводится в центральный компьютер, который вопрос за вопросом выдает ее на дисплеи нескольких терминалов, расположенных в одном зале. Оператор, сидящий у терминала, проводит интервью, последовательно читая вопросы с экрана и вводя ответы респондента в компьютер при помощи клавиатуры. Ежедневно в течение 5 часов работают 85 интервьюеров-операторов. В среднем в день проводится 300 завершенных интервью.

Фокус-группы

Фокус-группа – это коллективное интервью, сфокусированное на одной или нескольких близких темах. В групповой дискуссии участвуют 7-8 респондентов, обсуждением проблемы руководит профессиональный модератор.

Фокус-группа относится к так называемым качественным методам, которые, в отличие от количественных опросов, направлены на более глубокое понимание мотивов аудитории, изучение ее эмоциональной реакции. Если количественные опросы дают ответ на вопрос "сколько", то фокус-группы отвечают на вопрос "почему".

Групповые дискуссии проводятся в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом. Заказчик наблюдает за ходом дискуссии, в то время как респонденты его не видят. Если дискуссия открывает новые неожиданные стороны проблемы, вопросы немедленно корректируются и дополняются.

Возможность наблюдения и вмешательства делает фокус-группу очень гибким методом, предназначенным для разработки гипотез и уточнения диапазона мнений.

Этот метод дает возможность говорить с читателем, зрителем или слушателем на его языке и в его системе координат, увидеть продукт глазами аудитории.

Дискуссию дополняют проективные методики, направленные на получение неформализованной, эмоциональной, плохо структурированной информации. (Например, информации об имидже издания, радиостанции или телеканала.)

 

Перечисленные методы исследования процессов в регионе были получены по данным сайта международной компании TNS. TNS - исследовательская компания, имеющая офисы в более, чем 50 странах мира, является одним из лидеров в исследовательском бизнесе.

5

Социально-психологические методы в изучении социально-экономических процессов.

АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ — анализ процесса повышения цен, инфляционного характера. Различают: территориальный А.и.п., который обеспечивает сопоставление инфляционных процессов в регионах, в т.ч. в секторах экономики, определяющих их социально-экономическое развитие; А.и.п.с помощью изучения динамики отобранных экономических индикаторов, характеризующих влияние на динамику цен в секторах экономики различных факторов (динамика производства промышленной продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках, показатели развития денежного обращения и финансовых рынков, динамика денежных доходов населения, проблема занятости населения и ожидаемое ее изменение, состояние отечественной валюты по сравнению с валютами иностранных государств и т.д.); А.и.п. с помощью изучения, существующих уровней цен и системы индексов цен как в потребительском, так и в производственном секторах экономики. Анализируются, начиная с первого уровня, цены, их изменение на конкретные товары, динамика в ретроспективе и ожидаемая траектория изменения с переходом ко второму уровню, на котором исследуются региональная и отраслевая динамики цен, и к третьему уровню анализа ситуации в целом в исследуемом направлении (потребительский рынок, цены предприятий-производителей и потребителей промышленной продукции, соотношение внутренних и мировых цен и т.д.).

 



2019-07-04 331 Обсуждений (0)
Использование имитационных моделей при исследовании социально-экономических процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование имитационных моделей при исследовании социально-экономических процессов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)