Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства достижения интеграции



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Средства достижения интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие межпредметной интеграции

 

 

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Эмоциональное развитие тесно связано с процессом мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее становление ребёнка. Большую роль при этом играет целостность восприятия музыкального мира.

Формирование у учащихся единой картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако часто школьные знания у него так и остаются разрозненными сведениями, расчлененными по предметному признаку.  В результате ученик не воспринимает целостно учебный материал. Однако, традиционное музыкальное образование постепенно претерпевает всё большие изменения, которые обусловлены особенностями и проблемами современного общества.

При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, изучаемых в музыкальной школе.

Межпредметные связи делают знания глубже и прочнее, они направлены на более гармоничное и успешное развитие учащихся.

Генрих Густович Нейгауз всегда связывал успех ученика в овладении игрой на инструменте с тем, насколько успешно развивается его слух и осуществляется знакомство с музыкальной литературой.

В общем понимании, интеграция – это процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое. Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

 

Интеграция на уроках в ДМШ может быть 2-х видов:

Во-первых, это внутрипредметная интеграция, когда расширяется исходная проблема и углубляется круг связанных с ней знаний.

 

Во-вторых, это межпредметная интеграция – объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Это – взаимосвязь различных предметов музыкально-теоретического и практического характера – таких, как: сольфеджио,музыкальная литература, вокал, хоровой класс, основной инструмент, аккомпанемент.

 

Средства достижения интеграции

 

В музыкальной школе интеграция предметов осуществляется многопланово, хотя наиболее характерны связи при параллельном изучении предметов. Например, обучение игре на инструменте и уроки сольфеджио соприкасаются на всем протяжении обучения, их взаимовлияние особенно ощутимо.

Музыкальная литература с первых же уроков использует опыт и знания учащихся, приобретенные на предшествующих уроках, устанавливая связи с каждой параллельной дисциплиной. Это позволяет не только использовать на одних уроках знания и навыки, приобретенные на других, но и закреплять, совершенствовать их, применять в иных музыкально-дидактических ситуациях. Представления учащихся о музыке становятся разносторонними, а знания более глубокими. Ученики начинают понимать, что, например, без развития слуховых представлений на уроках сольфеджио снижаются успехи в игре на инструменте, а музыкальная литература помогает понять и почувствовать красоту музыки, которую они исполняют и слушают на других уроках. Интеграция знаний, получаемых и усваиваемых учащимися на всех уроках в музыкальной школе, является характерной особенностью учебного процесса.

Такая интеграция чрезвычайно важна, ведь только понимая историческую ценность, особенности создания музыкального произведения, его идеологическую, стилевую, жанровую направленность, многообразие выразительных средств, можно получить целостное представление о произведении.

Для выявления связи предметов теоретического цикла со специальностью используются уже ставшие традиционными формы работы.

 

 

Так, на уроке сольфеджио важнейшую форму работы – анализ музыкальных произведений - можно построить путём интеграции со специальным предметом. Репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучению и запоминанию текста.

Привлечение к образному исполнению.Для того чтобы ребѐнок наиболее точно и неравнодушно мог выразить исполняемое произведение, можно применить словесный и наглядный метод (объяснительно-иллюстративный - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных задач). Метод погружения в эпоху создания произведения. Разговор об историческом отрезке, в котором творил композитор, создание визуального ряда художественных иллюстраций, наиболее точно отражающего характер произведения, прослушивание ярких бразцов музыкального искусства, приближенных к образу изучаемого произведения и.т.д.

Учащиеся используют для анализа произведение из своего репертуара. Разбирают эпоху, в которой жил композитор, историю написания произведения, музыкальную форму, строение каждой фразы, мелодическую линию, встречающиеся интервалы, аккорды, тональный план. Находят кульминацию, средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор. Таким образом, чем больше узнает ученик о своем произведении, тем лучше может понять, полюбить, и, что самое главное, лучше исполнить данное произведение.

Такая работа помогает ученикам в самостоятельной работе над произведением. Ведь очень часто главная проблема в обучении - это домашняя подготовка к уроку по специальности.

Исполнительские навыки учеников помогают при таких формах работы, как подбор мелодий по слуху, аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, положительно отражается на навыках чтения с листа и подбора по слуху на уроках по специальности.

При использовании творческих заданий на уроке учащиеся должны, например, сочинить мелодию, записать её, а затем исполнить. При подборе аккомпанемента также мелодия или песня исполняются на уроке. Тем самым ученик использует на уроке сольфеджио свои исполнительские навыки.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы целесообразно развивать кругозор учащихся. В качестве домашнего задания используются формы доклада, сочинения, размышления о композиторе, изучаемом на уроках специальности. При этом можно ставить различные задачи: сбор сведений об эпохе в целом, о композиторе – авторе конкретного произведения, об особенностях его музыкального стиля, об истории написания произведения. Это значительно облегчит воссоздание образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора в работе над его сочинением.

 

При изучении средств музыкальной выразительности также очень полезно обращаться к музыкальным примерам учеников из специальности. Например, один ученик исполняет произведение, а остальные учащиеся должны найти знакомые средства музыкальной выразительности: жанр, лад, ритм, штрихи, регистр и др. Такая форма работы играет огромную роль в осознании развития образа музыкального произведения.

Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать как каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на уроке музыкальной литературы над видами музыкальных форм, опять-таки следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности.

Одной из интересных форм подачи материала может быть урок-концерт, представляющий собой слияние сведений по теоретическим предметам с практическими навыками игры на специальном инструменте, или урок-состязание.

Связь различных видов искусства – музыки, живописи и архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым востребованным видом интеграции. Ведь музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, а их сочетание создает целостную картину бытия.

Интеграция разных видов искусства на уроках позволяет наделить произведение одного вида искусства чертами другого, тем самым значительно обогатив внутренний мир учеников, их образное, эмоциональное мышление.

Интеграция в музыкальной школе предполагает не только межпредметные связи на уроках, но и использование её во внеклассной работе.

Традиционные праздники: «Посвящение в музыканты», «День матери», праздничные и тематические концерты объединяют литературно-музыкальные традиции, гармонично раскрывая потенциал наших детей в новой форме.

Участие юного музыканта в концертах, творческих конкурсах дает мощный толчок в его образовательном развитии и мотивирует его к успешной учёбе. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом порядке произведения, выученные учеником, могут составить сольный концерт.

 

 

Вывод

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов создают благоприятные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. Задача преподавателей состоит в том, чтобы знать эти условия и полнее использовать их для успешного приобщения учащихся к основам музыкальной культуры.

Интегрированный подход вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Он имеет определенные преимущества: формирует познавательный интерес, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию умений и навыков и мотивирует учащихся к успешной учёбе

Таким образом, межпредметные связи позволяют разнообразить обучение. Для педагога расширяют инструменты воздействия на ученика и позволяют сделать учебный процесс целостным, а ученику ощутить безграничное влияние музыки на нашу жизнь и развиваться, как интересная творческая личность.

 

Список литературы:

Федорец - Межпредметные связи в процессе обучения.

 Бабанский - Педагогика.

 Песталоцци -  Избр. пед. соч.



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Средства достижения интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства достижения интеграции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)