Энергосбережение на транспорте
Огромную часть энергетических ресурсов потребляет транспорт, который является и одним из главных источников загрязнения окружающей среды. Загрязнение окружающей среды в процессе эксплуатации транспорта тетраэтилсвинцом, цинком и продуктами неполного сгорания топлива связано с низким реальным КПД карбюраторных двигателей и дизелей, несовершенством их конструкции и рядом других факторов. В развитых странах многое сделано для повышения экономичности ДВС и улучшения их экологических характеристик. Резко сократилось потребляемое количество бензина на 100 км пути. Например, внедрение каталитических дожигателей позволили на 90 % снизить содержание продуктов неполного сгорания в выхлопах автомобиля. Компании «Volvo» и «Тойота» разработали автомобили с целым рядом технологических новинок (сверхлёгкие прочные кузова, износостойкие покрышки, высокоэкономичные двигатели и др.), что позволяет им расходовать на 38 км пробега один литр топлива и стать более экологически чистыми, чем машины США. Переход на водотопливные эмульсии (ВТЭ) или же добавка к бензину 20 % метанола с октановым числом 106 позволяет полностью исключить тетраэтилсвинец и сократить вредные выбросы в атмосферу СО, NO и активных радикалов. Сторонники такого подхода полагают, что при переводе всех карбюраторных ДВС на метанол резко улучшается экологическая ситуация и увеличивается экономичность ДВС за счёт повышения их КПД и низкой стоимости промышленного метанола. В качестве топлива или добавок к нему могут использоваться и применяются растительное масло, спирты (метанол, этанол), эфиры, сжиженный природный газ, смеси (газ или спирт - вода в отношении 55:45, бензин - вода в отношении 1: 9), водоугольное топливо, сжатый воздух и отходы нефтяного, лакокрасочного производств и другие вещества. Этанол - это биотопливо, получаемое ферментацией различных сельско-хозяйственных культур и их отходов (рапс, конопля, подсолнечник, тростник, орех, бананы и др.). Работы по использованию биотоплива ведутся в Литве, Латвии, Австрии, Германии, Франции и других странах. В Бразилии 95 % автопарка в годы нефтяного кризиса 90-х годов работало на тростниковом биотопливе. В Китае некоторое время назад государственные машины по распоряжению должны заправляться этанолом. Так же экономия топлива достигается применением специальных технических устройств. Например, существенный резерв увеличения КПД дизелей до 40…47 % при использовании ВТЭ связан с изменением системы наддува. Применение газо-топливных двигателей с использованием кислорода позволяет довести их КПД до 70 %. Фирма MDI разработала двигатель, работающий на сжатом воздухе, бензине, газе или дизельном топливе. Такой мотор может работать на предельно обеднённых, медленно горящих смесях, ему не нужен глушитель, а токсичность выхлопа сравнима с обычным городским воздухом. Большая надежда возлагается на транспорт с электрическим и гибридным двигателем. В качестве альтернативы массовому бензиновому транспорту предлагается расширение использования транспорта на электротяге (городские троллейбусы, трамваи). Ведущие автомобильные фирмы («Форд», «Пежо» и др.) занимаются разработками и внедрением электромобилей. Так автомобили с литиевоионной батареей при длительности подзарядки 6 час на 200 км пути развивают скорость до 80 км/ч . В последнее время наибольшую заинтересованность и развитие получила идея водородного двигателя. При сжигании водорода в выхлопе образуется чистая вода; на 1 кг атомарного водорода выделяется в 8 раз больше энергии, чем при сгорании 1 кг бензина. Возможность переоборудования традицион0ных автомобилей на такие энергоносители имеется. Такие крупные компании как «Форд», «Дженерал Моторс» и другие интенсивно ведут разработки в области водородных топливных ячеек и выпускают первые мелкосерийные партии автомашин на таких элементах. Но вопрос массового использования альтернативного топлива – водорода остается открытым. Водород составляет 75 % вещества во Вселенной, но его необходимо извлечь из содержащих его соединений. На данный момент этот процесс является дорогостоящим. Во-вторых, водород взрывоопасен, имеет низкую плотность и занимает большие объёмы. Для хранения водорода разработаны варианты: сжиженное состояние при плотности в 3…4 раза меньше, чем плотность нефти; твёрдое состояние, получаемое в баках с металлическим гидридом – «титано-железная губка». Последний вариант наиболее эффективен как по безопасности хранения и эксплуатации, так и по объёмам используемых резервуаров. Не менее широкую известность получили солнцемобили, снабжённые фотоэлектрическими преобразователями. В них энергия света преобразуется в электрический ток, питающий тяговый двигатель и заряжающий аккумулятор (рис. 5.6). Считается, что в России должен получить наибольшее развитие оснащённый совершенными ДВС железнодорожный транспорт, т. к. он имеет большую грузоподъёмность и малое сопротивление движению. Развивать же централизованную электрификацию железнодорожного транспорта по мнению экспертов нецелесообразно из-за низкого реального КПД ТЭС (12,5 %) и больших потерь при передаче энергии (до 15 %) от ТЭС или ГЭС.
Рис. 5. 6. Солнцемобиль
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |