Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества.



2019-07-03 790 Обсуждений (0)
Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «ценности» в философский лексикон введено во второй половине 19в. Лотцем, который охарактеризовал ценности как значимость чего-либо в отличии от существования объекта или его качественных характеристик. В это же время складывается особый, относительно самостоятельный раздел философии – учение о ценностях, или аксиология. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого существования. ценности – это значимые для человека объекты (материальные и идеальные). ценности есть важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Однозначного ответа на вопрос «что такое ценность?» не существует, поэтому выделяют несколько точек зрения по данному вопросу. В натуралистических теориях ценности представлены как отражение естественных потребностей человека или законов природы. Представители объективно-идеалистических философских школ рассматривали ценности как особый автономный мир духовных сущностей, находящихся вне пространства и времени, вне объекта и субъекта. Субъективно-идеалистическое направление в аксиологии рассматривает ценность как функцию психической деятельности человека. Если исходить из основных принципов диалектического материализма. то ценностями следует считать предметы, их свойства и отношения, обладающие положительной значимостью для человека, класса и общества в целом.

Классификация ценностей:

1) естественные – природа (земля, вода, полезные ископаемые) и созданные – ценности, полученные в результате обработки природы человеком.

2) материальные – произведенные человеком продукты труда, орудия и средства производства, материальные блага; и духовные – произведения искусства, исторические памятники, открытия науки, подвиги и т.д.

3) также ценности классифицируют по областям социальной жизни: производство, потребление, экономика, политика, право, мораль, искусство, религия.

4) предметные - ценностные характеристики (свойства) предметов и непредметные (ценности сознания) – идеи о должном, справедливом, прекрасном благе, счастье, свободе.

Личностные ценности как элементы структуры личности занимают в ней то же место, что и потребности – место устойчивых источников побуждений, в конкретной ситуации порождающих во взаимодействии и конкуренции с другими подобными источниками мотивы текущей деятельности. Личностные ценности и потребности функционально идентичны, выполняя в жизнедеятельности одну и ту же функцию, однако различаются по ряду признаков, связанных с тем, что человек как субъект потребностей взаимодействует с миром в одиночку, а как субъект ценностей – как часть целого. В ходе возрастного развития и социализации личности к потребностям как исходно единственным источникам побуждений прибавляются личностные ценности и между ними устанавливается баланс, хотя в индивидуальных случая он может заметно нарушаться. Соотношение потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности является существенной индивидуальной характеристикой личности (Леонтьев, 1996б).

Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп (Леонтьев, 1997).

 Ценностной основой социальных отношений и социального поведения людей служит трансляция в обществе ценностных содержаний через посредство, в частности, социальных символов и артефактов. Их ценностное содержание чаще всего не осознается людьми, однако подспудно улавливается ими и влияет на формирование отношения индивидов к тем или иным социальным объектам, символам и артефактам. Так, есть данные, говорящие о том, что степень сходства ценностей организации и работника позволяют предсказывать лояльность работника организации. Согласно другим данным, воспринимаемая степень сходства между ценностями, приписываемыми политическому лидеру, и собственными ценностными ориентациями значимо коррелирует с готовностью голосовать за этого лидера (Леонтьев, Дубровина, 2001). В ряде экспериментальных работ на материале музыки и живописи, а также печатной и телевизионной рекламы, политических образов, телевизионных каналов, пословиц и др. (Леонтьев и др., 1997-2008) подтвердились гипотезы о том, что реципиенты усматривают в них довольно конкретный набор ценностей.

Можно предположить, что социальные объекты и категории ассоциированы в сознании людей с определенным ценностным ореолом, образованным набором иерархически упорядоченных ценностей. Этот набор отличается индивидуальным своеобразием для каждого объекта и устойчиво воспроизводится разными респондентами или выборками респондентов. Субъективные отношения респондентов к указанным социальным объектам и категориям существенным образом определяются соотношением ценностей, атрибутируемых данному социальному объекту, с ценностными ориентациями самих респондентов.



2019-07-03 790 Обсуждений (0)
Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (790)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)