Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная сфера жизни общества



2019-07-03 142 Обсуждений (0)
Духовная сфера жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по Философии и методологии науки

1. Природа философских проблем и структура философии.

2. Специфика философского знания и его функции.

3. Основные исследовательские стратегии в постклассической философии.

4. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.

5. Философский смысл категории бытия, основные формы бытия и их взаимосвязь.

6. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

7. Движение как атрибут материи.

8. Пространственно-временная организация материального мира.

9. Взаимодействие природы и общества на различных этапах исторического развития.

10. Коэволюционый императив и экологические ценности современной цивилизации.

11. Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании.

12. Структура диалектики.

13. Понимание диалектики в истории философии.

14. Современные дискуссии о диалектике и её месте в структуре философских знаний.

15. Понятие философской антропологии и основные стратегии познания человека в философии и науке.

16. Многомерность феномена человека.

17. Основные концепции антропосоциогенеза.

18. Человек как единство природного, социального и духовного бытия.

19. Основные способы человеческого существования.

20. Ценности и их роль в жизни общества и человека.

21. Личность как социальная проекция человека.

22. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.

23. Человек в системе социальных коммуникаций.

24. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.

25. Сознание как предмет философского осмысления.

26. Многомерность и полифункциональность сознания.

27. Проблема структуры и функции сознания.

28. Общественное сознание, его уровни и формы.

29. Сознание, язык, коммуникация.

30. Генезис и развитие социально-философского знания.

31. Основные сферы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная.

32. Системные представления о социуме в истории философии.

33. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

34. Историческая необходимость и свобода личности.

35. Роль народа и личности в истории.

36. Социальные трансформации и модернизация, их роль в развитии современных обществ.

37. Основные понятия и этапы развития философии истории.

38. Альтернативность истории и выбор путей развития общества.

39. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

40. Понятие социального прогресса и основные критерии прогресса.

41. Цивилизация как социокультурное образование.

42. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы цивилизационного развития.

43. Техника как объект философской рефлексии.

44. Феномен информационного общества.

45. Специфические особенности западной и восточной стратегии цивилизационного прогресса.

46. Проблема исторического самоопределения Беларуси и цивилизационные приоритеты развития современного белорусского общества.

47. Основные парадигмы философского анализа культуры.

48. Структура культуры и её основные функции.

49. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

50. Понятие науки: наука как деятельность, социальный институт и система знания.

51. Научное и вненаучное познание.

52. Специфика научного познания.

53. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.

54. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.

55. Метатеоритические основания науки.

56. Природа и типы научных революций.

57. Формы научного знания (научный факт, проблема, гипотеза, закон, теория).

58. Понятие метода и методологии; специфика философско-методологического анализа науки.

59. Методы эмпирического и теоретического исследования.

60. Диалектическая логика как методология научного познания.

61. Междисциплинарный статус синергетики и её место в культурном пространстве постнеклассической науки.

62. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

63. Этика науки и её роль в становлении современного типа научной рациональности.

64. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания.

65. Социогуманитарное, техническое и естественно-научное познание: сравнительный анализ.

66. Специфика социогуманитарного познания.

67. Проблема истины в социогуманитарном познании.

68. Основные исследовательские парадигмы в обществознании.

69. Феномен глобализации, основные модели и сценарии глобализации.

70. Социальное прогнозирование и его особенности.

 

 

1. Природа философских проблем и структура философии.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Мы уже говорили о том, что наличие в структуре философского знания так называемых вечных вопросов, затрагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Какие же это основные философские проблемы, философские темы?

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь — что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Философия — дочь своего времени, как писал Фейербах, и в соответствии с этим формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.

Вторая философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире. Проблема человека — в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну «вечную» философскую тему. Человек — мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической проблематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание.

Третья важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм во все времена, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных материалистических философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное, сознание, дух, идею, мышление и т. п.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей». Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца Кампанеллы и кончая современными концепциями построения гармоничного общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, адресатом, который порою через века проникает в сокровенный смысл произведений и благодаря этому «творит» свои личностные смыслы и тайны восприятия. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и важно не забывать о времени, когда было написано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.

Обобщая различные подходы к определению философии ипроблемного поляее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос.Аристотельделит философию на теоретическую (умозрительную), цель которой — знание ради знания, практическую, цель которой — знания ради деятельности и творческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества. Византийский богослов и поэтИоанн Дамаскин(ок. 675 — ок. 753) в своем труде «Источник знания» дает шесть определений философии:

1. философия есть познание природы сущего;

2. философия есть познание вещей божественных и человеческих, т.е. невидимых и видимых;

3. философия есть помышления о смерти, как произвольной, так и естественной;

4. философия есть уподобление богу, ибо уподобляемся богу мы через мудрость, справедливость, праведность, доброту, когда мы благодетельствуем нашим обидчикам;

5. философия есть искусство искусств и наука наук, через нее изобретается всякое искусство и всякая наука;

6. и, наконец, философия есть любовь к мудрости.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру:Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без колебаний на первый план выносит практический разум — то, чему учит философия. Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями человеческого разума. А потому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к четвертому —что есть человек?Если существует наука, писал И. Кант, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком4. По мнению Канта,ориентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии достоинство и внутреннею ценность.

Отдавая дань рационалистически-аналитическому, «объективистскому» взгляду на мир, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс,акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир, в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» констатирует: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона — это вопрос о том, что является первичным — дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отношении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Вторая сторона основного вопроса философии — как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, отрицающие познаваемость мира, называются агностиками.

Датский философ и теолог С. Кьеркегор(1813—1855), чьи философские воззрения сложились под влиянием немецкого романтизма и переоценки рационалистического, “холодного” взгляда на мир, основное предназначение философии видел в осмыслении таких вопросов —Где я? Что значит сказать “мир”? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто Я?Осуществив пересмотр западной философии, как отвлеченной рассудочности и негативной философии русский религиозный философ, поэт и публицистВ. Соловьев(1853—1900) противополагает ей цельную философию всеединства и связывает философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса“быть или не быть правде на земле”, понимая правду как реализацию христианского идеала.

Для французского писателя и философа А. Камю(1913-1960)«есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно» 5.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Свои варианты по этому вопросу предлагали Зенон из Китиона, Ибн Сина (Авиценна), Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель и другие философы. Аристотель считал, что «частей философии столько, сколько есть видов сущностей»6. В современном представлении (за исключением постмодернизма с его расплывчатыми, неопределенными позициями) философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется       в: а) учение о бытии – онтологию; б) учение о деятельности – праксиологию; в) теорию познания – гносеологию; г) теорию ценностей – аксиологию; д) учение о че ловеке – философскую антропологию;  е) науку о развитии общества – социальную философию (социологию). Отдельные разделы философии существуют в системе целостной философии, а философия как целостное выражается через свои части. Поднимаемые в философии фундаментальные проблемы (бытия, материи, сознания, пространства, времени, истины, человека, общества и т. д.) требуют вечного обновления, новых интерпретаций в соответствии с новыми дан ными научного познания и усложняющимися общественными запросами. В качестве ядра философии           в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а еще стремится к возвышенному (чувству, искусству), к практике, к достижению добра. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии составляют единство. Философия, предметом которой является отношение «человек – мир», «человек – человек», доходит до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смысла жизни. Мир, в котором живет человек, многослоен и включает в себя «обычный жизненный мир», мир субъективных переживаний и мир, полагаемый специализированным размышлением: сначала самой философией, а затем наряду с ней научным знанием»7.

 

2. Специфика философского знания и его функции.

 

На определенном этапе развития культуры, мифологическое и религиозное мировоззрения перестают соответствовать потребностям человека в объяснении мира. Формируется философский подход, который ориентирован на постановку и формулировку проблем. Формирует установку на человеческий разум, как единственное средство познания.

Чем характеризовалось это мировоззрение, его основные черты: 1. Основано на знании, а не на вымысле. В отличие от мифологии и религии,которые характеризуются эмоционально-образным отношением к действительности, философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний. 2. Рефлексивно, то есть философское мировоззрение направлено не только наобъективный мир, но и на свое собственное содержание. 3. Логично, то есть имеет внутреннее единство и систему. 4. Опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологии и религии, которые в решении мировоззренческих задач опираются на веру, философия есть отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме.

Как мировоззрение философия представляет собой систему общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Будучи рационально-теоретической формой мировоззренияи отражая мир в понятийной и категориальной форме, философия предстает и как форма знания.

Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи действительности, которые касаются: основ бытия; назначения человека; возможностей человеческого познания и преобразования мира.

Философию интересуют всеобщие основы бытия, вопрос субстанции бытия. Субстанция – основа бытия, само себя обуславливающее. Вопросы философии – вопросы культуры (что я могу знать? что я должен знать? на что я могу надеяться? что такое человек?) – ввёл И. Кант Цель философии – выработка стратегий свободной человеческой жизнедеятельности.

Философии как особой форме познания присущи следующие особенности: Универсальность - философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания. Системность - философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире ичеловеке. Плюралистичность - многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем. Критичность - специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников. Рациональность: философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности. Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа. Рефлексивность - философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и напроцессы его изучения.

По своей цели философия есть знание свободное от утилитарных практических интересов. Полезность не есть цель философии. Аристотель отмечал, что к ней стремятся неради пользы «это наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя»

Функции философии: Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения. Гносеологическая (познавательная): философия - учение об общих законах, источниках и сущности познания, о его возможностях и границах. Методологическая – (философия помогает сформулировать наиболее общие методологические ориентации познавательной и продуктивной деятельности). Критическая – философия берёт роль критической селекции, отражает присущий здравому смыслу дух сомнения, критического мышления. Благодаря этой функции и способности обозревать объекты, выходя за границы как во времени, так и в пространстве – философия выполняет функцию исторического напоминания. Духовно-гуманистическая – защита от потери смысла существования. Эвристически-прогностическая – философия обладает творческим потенциалом для формирования новых идей, способна помочь выбрать наиболее универсальный вариант решения проблемы.

 

3. Основные исследовательские стратегии в постклассической философии.

 

В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: 1)классику (развитие философии с античных времен до середины XIXв; 2) постклассику (с сер XIX в. до наст. момента). Классическая - философская традиция от греков до Гегеля. Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом,признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка; стремилась к выработке знания,вскрывающего глубокие основания бытия; утверждалась идея гармонии м/у организацией бытия и субъективной организацией человека. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления. ПФ указывает на историческую изменчивость самого бытия. Главным инструментом познания в КФ выступает разум. Целью познания явл-ся воспроизведение фундаментальных оснований бытия в самоорганизованных системахнепротиворечивого знания. В ПФ мир не только познается, он переживается субъектом. Этапы развития постклассической философии: 1)связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии. 2) хар-ся интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования. 3) оформился к середине 20 в. постклассическая фил. достигла своеобразной фазы обоснования,представлены стратегии неклассического философствования.

1.Социально-критическая стратегия– исторически 1 вариант преодоления основных познавательных установок фил-кой классики (критика предшествующей философии, исследуются вопросы социальных противоречий и конфликтов).

2. Экзистенциально-феноменологическая стратегия. Основы феноменологической философии были заложены немецким философом Гуссерлем на рубеже 19–20 вв. (критика объективизма (нейтральная, объктивная оценка знаний) предшествующей, философии). Основным предметом стал человек-в-мире, а задачей философии — содействие человеку в обретении им аутентичного личностного бытия. Одним ярких проявлений в философии XX в. стал экзистенциализм. Если для Гуссерля основным предметом анализа было познавательное отношение человека к миру, то экзистенциальная философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования.Структура экзистенции(существование) описывается через ряд модусов чел-ого существования: свобода(возможность выбора); страх (чувство, обусловленное конечностью бытия человека); любовь (как забота, как отношение к Другому.Философия экзистенциализма оформилась в 1920е гг. и получила развитие в Германии (Хайдеггера, Ясперс), во Франции (Сартр, Камю).

3. Аналитической стратегии (центральная проблема- язык).Аналитическая философия представляет интеллектуальное движение, с опорой на аналитическую деятельность и язык, отличается строгостью, точностью используемой терминологии.Начало положено на рубеже 19–20 вв. немецким логиком, математиком и философом Фреге.

 

4. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.

 

1. Категория бытия всоотнесении с категориями а) материи, б) сущего, в) существования.
Бытие в системе марксистских категорий.

2. Введение бытия в круг философских категорий: а) Парменид: бытие есть б) Дао в
древнегреческой философии в) нирвана в древнеиндийской философской
традиции г) Гегель: бытие и ничто в системе объективного идеализма

3.Неклассическая философия а) Хайдеггер: трансцендирование за пределы
сущего, модусы бытия б) Сартр: бытие-в-себе и бытие-для-себя,
неантизация бытия. в) религиозный экхзистенциализм: Г. Марсель, К.
Ясперс.

4. Н. Гартман: уровни бытия и отношения между ними.

5. Пространственно-временная организация материального мира. а)
мифологические представления о пространстве и времени: гетерогенность
б) классическая наука: Ньютон об абсолютных пространстве и времени в)
неклассическая наука: Мах, Эйнштейн об едином пространстве-времени г)
философский подход к анализу пространства и времени: единство субъекта и
объекта, Хайдеггер.

Философия традиционно занимается проблемой бытия, как уже прошедшего (исторического), настоящего (актуального), так и будущего (потенциального). За всеми этими формами бытия философия видит сущее, которое имеет субстанциональную модификацию в виде материи и производного от нее свойства сознания. Научные позициии акцентированы на признании в качестве исходной субстанции-материи. Эти позиции обозначаются как материализм (линия Демокрита). Религиозно-духовные позиции акцентированы на признании в качестве исходной субстанции (первоосновы бытия) нематериальной сущности, обозначаемой как Бог, дух, душа, абсолютная идея, перводвигатель). Эти позиции обозначаются как идеализм (линия Платона). Соответственно материализм и идеализм имеют определенные исторические и концептуальные модификации.

В рамках материалистического направления выделяют диалектическую и механистическую модификации. Диалектическая (Гераклит, Маркс, Энгельс, Ленин) акцентирована на рассмотрении материального бытия в развитии. Механистическая (Симпоза, Ньютон) акцентирована на функционировании материальных структур законах, их механического движения.

В рамках идеалистического направления выделяют объективный и субъективный идеализм. Объективный (Пифагор, Платон, Аристотель, Гегель) выводит в качестве исходной субстанции бытия некую абсолютную идею, существующую вне сознания человека. Такой абсолютной идеей может быть Бог. Субъективный идеализм (Беркли, Кант, Фихте, Мах, Авенариус) акцентирован на сознании человека как исходной субстанции бытия.

Постмодернистская эпоха не придает принципиального значения противостоянию материализма и идеализма, поскольку они локализованы в разных сегментах деятельности общественного сознания (научной и религиозной). С точки зрения научно-технической деятельности наиболее важным является представление о матери и сознании, как определенных основаниях творчества, связанную с использованием природных материалов и их свойств, энергии, отдельных функций логического мышления в технических устройствах.

Материальное бытие предстает в инженерной и управленческо-экономической практике как онтическая первозданная реальность с биологическими свойствами на Земле (биосфера) и техносфера (техногенная реальность, создаваемая человечеством на основе первой биологической и геологической реальности). Мировоззренческий аспект бытия в данном случае заключен в том, что онтическая реальность существует как на Земле, так и вне её. Влияние человечества ограничено на эту реальность только пределами Земли и оно направлено не столько во вред онтическому бытию, сколько самому человечеству, поскольку оно не сможет существовать без биосферы и определенных климатического и геологического равновесия среды на Земле.

Таким образом, материальное бытие представлено:

1) онтической природной реальностью (Вселенной, включая планету Земля и человека);

2) человеческим сознанием и материально-практическим воплощением его в форме техногенной реальности.

Понятие бытия получало различную трактовку в истории философии. Уже в античной философии классическое понимание бытия сводилось к некоему основанию всех существующих вещей. В роли основы и первопричины всего сущего могли выступать как духовные, так и материальные сущности, такие как число у Пифагора, идея у Платона, форма у Аристотеля, "апейрон" у Анаксимандра, "гомеосмерии" (подобные частицы) у Анаксогора, огонь у Гераклита, вода у Фалеса, атомы у Левкиппа и Демокрита. В последствие эти гипотезы легли в основу более общих представлений о материи - субстанции, лежащей в основании мира. Данная традиция, получившая широкое распространение в европейской философии, сохранилась до наших дней. Наряду с ней в философии Нового времени была сформирована атрибутивная трактовка бытия. В работах Р.Декарта и И.Канта утверждалось, что реальность бытия может быть удостоверена только деятельностью человеческого сознания через полагание, устанавливание факта существования чего-либо. Классическая философия, тем самым, ориентирована на предзаданность мира человеку и встраивает его в эту систему как природный объект, подчиняющийся в своем бытии естественным законам.

В философии ХХ века значительно возрос интерес к онтологической проблематике. В постановке "вопроса о бытии" меняется подход к трактовке самого понятия, что наиболее полно отразилось в трудах М. Хайдеггера. Согласно М. Хайдеггеру бытие есть единственная тема философии. В работе «Бытие и время» он отмечает, что именно вопрос о бытии является основным философским вопросом. Введя основополагающий термин Dasein, М.Хайдеггер ставит задачу преодолеть сложившееся в классической философской традиции отношение к бытию как наиболее общему и пустому понятию. Бытие согласно Хайдеггеру не обладает никакой особой содержательной, субстанциональной определенностью, оно не замкнуто в самом себе, но выходит из себя, являя себя сущему. Бытие, которое есть мы сами, присутствие, буквально, "здесь-бытие" трактуется им как осознаваемое человеком временное и конечное через призму собственного существования. Тем самым, М.Хайдеггер нашел радикально новую точку отсчета для философии, пытаясь утвердить ее на реальном фундаменте самого человеческого существования, которому глубоко чужды абстрактные идеи и принципы. Фундаментальная онтология по выражению М. Хайдеггера должна, прежде всего, исследовать основания предметного мира человека и опираться на анализ смыслов языковых выражений. Не отожествляя Dasein с экзистенцией, как это делали С.Кьеркегор и К.Ясперс, Хайдеггер называет экзистенцией само бытие, к которому Dasein может, так или иначе, относиться. Хайдеггеровское Dasein осуществляется в "наброске", в ситуации "пред- и за-брошенности". Это позволяет производить отличное от картезианства различение бытия и сущего. Так, время для Хайдеггера не есть последовательность содержательных моментов, но - возможность пребывать в экзистенции и одновременно "вбрасываться" в мир. Например, такой модус экзистенции как страх есть, с одной стороны, пребывание (возможность) в страхе, а с другой - осуществление страха (проживание этой возможности). Сущим в данном случае является сам страх "как таковой" (а не предмет страха, как это было у Декарта), а бытием - различение возможности и осуществления, или - проживание. В картезианстве формой является cogito sum, т.е. форма, полученная в результате осуществления формы. У Хайдеггера "я есть" - уже форма. Для Хайдеггера смысл бытия сущего включен в структуру экзистенции, коренящейся в своих модусах-экзистенциалах. Для обозначения онтологической характеристики, которая раскрывает суть человека как особого сущего, Хайдеггер использует такие термины как Zu-sein (конкретное бытие каждого предмета в общей форме), So-sein (так-бытие), Sien-bei (бытие-при мире, обусловленное экзистенциалом озабоченности по отношению к миру), In-sein (бытие-в, способность человека опредмечиваться в мире, свойственном только ему), Mitsein (совместное бытие), Selbstsein (самобытие).

Областью нового онтологического анализа в постмодернистской философии становится терминология. Проблемы бытия по новому раскрываются в работах таких постмодернистов как Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Л. Нанси. Так Ж. Деррида предлагает проект деконструкции онтологии с целью переосмысления бытия как такового, а также к значению этого бытия и к условиям, определяющим саму возможность его понимания. Для Деррида вопрос состоит не в том, что бытие есть, но в том, что мы вынуждены это бытие постоянно означивать. Отсюда знаменитый онтологический тезис Деррида: "Il n'y a pas de horsetext" (нет ничего, что существовало бы вне текста). Вместо метафизического присутствия деконструкция обозначает организацию текстуальных смыслов. Множественность онтологий постмодернистской философии опирается на представления о наличии множества возможных смысловых миров. Поворот онтологии в сторону языкового пространства воображаемого мира объясняется повышением интереса к философии языка и культуры. Тем не менее, онтологическое осмысление в рамках современных философских систем опирается на углубленное изучение наследия философской классики.

 

5. Философский смысл категории бытия, основные формы бытия и их взаимосвязь.

 

Обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего (сущее – многообразие, в котором бытие является идентичным; любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; абсолютное первоначало), мы приходим к следующему пониманию смысла смыслу категории бытия.

1. Присутствие (существование, бытийствование) вещей (мира в целом) здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами. Так, М. Хайдеггер в бытии усматривает вечно проясняемое раскрытие присутствия, единства вещей и человека. «Быть», по Э. Фромму, обозначает реальность и истинность существования того, кто или что есть. Люди, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, раскрывают для себя объективные отношения единства в мно гообразии, связь естественного с созданными ими предметами, выявляют свое место в универсуме.

2. Смысл бытия выражается в его динамичности, противоречии конечного и бесконечного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д. Бытие пронизано противоположностями, делимо на количество и качество, характеризуется сменой (отрицанием) состояний. Фрагменты бытия всегда начинаются и постоянно заканчиваются, они постоянно возобновляются в вечной и бесконечной регенерации бытия. Всякое нечто или некто существует как одно и не существует как другое (иное). Происходит «наведение моста между бытием и становлением». Историзм (становление), считал И. Р. Пригожин, определяется тремя минимальными условиями: необратимостью, вероятностью, возможностью появления новых связей.

3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированности мира породили понятие пространства. Атрибуты пространства и времени, разъясняет А. М. Ани сов, позволяют отличать существующее от несуществующего. «Когда мы утверждаем, что единорогов не существует, это утверждение с иным смыслом, чем утверждение о том, что динозавров не существует.         В случае динозавров можно указать время и место их существования, а для единорогов этого сделать нельзя. Правда, единороги существуют в наших мыслях. Можно ли и здесь говорить о месте и времени?».

 

Метафизика человеческого бытия» отмечал, что внутренний мир человека, взятый в целом, есть не меньшая реальность, чем явления материального мира. Без глубоких убеждений, идей опустошится внутренний мир человека и потеряет красоту внешний мир. Субъективное есть элемент познавательного и ценностно-практического отношения человека к миру. Активность, сознательный выбор, воля, способность создавать социально значимые цели и идеалы и тому подобное – таковы некоторые характеристики субъективного. Субъект может быть: 1) конкретным индивидом; 2) групповым, или коллектив ным, субъектом; 3) человечеством в целом как субъектом исторического развития. Природный и социальный мир включает в себя и человека как их часть. Объект и субъект одновременно разведены и соединены.           В целом мир, в котором протекает наша жизнь, есть сплав объективного и субъективного. Конкретные процессы духовного мира человека возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей (бытие индивидуализированного духовного).

4. Бытие человека в мире («третья природа»). Бытие человека комплексно и представляет собой единство тела и души; природного, социального и духовного; индивидуального и родового; лич



2019-07-03 142 Обсуждений (0)
Духовная сфера жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная сфера жизни общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)