Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности .



2019-07-03 278 Обсуждений (0)
Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности . 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1.

Первая глава данной работы посвящена изучению особенностей формирования ценностной направленности и повестки дня в журнале «Работница» в разные периоды существования журнала. Речь идет о достаточном большом отрезке истории – 60 лет c 1920 по 1980е года. За это время произошла смена правителей (И.Сталин- Н.Хрущев- Л.Брежнев), менялись периоды истории от «репрессий», «оттепели» до времени «застоя». Мы изучаем журнал в ходе его исторического развития, так как рассматриваем его как часть истории страны. 

1) В первом параграфе мы изучаем традиции журнала «Работница» с начала его появления до середины пятидесятых годов. Мы объединяем  30 лет в один параграф, так как три десятилетия имеют общие черты: культ личности Сталина, тотальный контроль со стороны государства, идеалогизированность СМИ.

 2) Во втором параграфе мы подробно изучаем журнал «Работница» периода «оттепели»: ценностную палитру и повестку дня.

3) В третьем параграфе изучаем журнал «Работница» в период «застоя» 1970-1980е года

 

Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности .

В первом параграфе мы обращаемся к истории журнала с момента его появления и до 1955-х годов. Знание об историческом развитии «Работницы» необходимо нам для выявления  традиции журнала, которые формировались на протяжении этого периода, ведь на традиции влияли идеология СССР, партийные постановления, экономическая и политическая ситуация в стране, настроения в обществе.

Под традицией понимается анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется обширная и устойчивая группа людей. Традиция охватывает общество в определенный период времени, не имеет четкого начала и конца. Традиции накапливают предшествующий опыт и предопределяют будущее развитие журнала «Работница». Например, в традиции представлять женщину как передовую труженицу в 1920-е годы, наслаиваются реалии нового времени, и к 1950-м года, традиция расширяется до женщины-матери, труженицы, общественницы и т.д. То есть традиции не исчезают бесследно, устоявшиеся нормы и правила «обновляются» с учетом прошлых лет, то есть плавно и закономерно.  Когда мы говорим, что в 1930-е годы традицией в журнале было писать о семейной жизни во взаимосвязи с профессиональной деятельностью, мы имеем в виду, что до тридцатых годов, о личной жизни женщины практически не писали, так как основным занятием женщины был труд и работа, и появившаяся тема брака опираясь на прошлое, создает норму: хорошая жена- это общественница, на первом месте даже у домохозяйки должны быть страна, потом забота о муже.  Эта тема стала развиваться по своим правилам: что хорошо-плохо, как надо- не надо поступать, какой женщина быть должна. Явно прослеживается связь между традициями и ценностями: традиции совмещают в себе описание и оценку (норму) поведения и действий женщин[1]. За традицией каждого периода скрываются ценности, например,  традиций тесной связи с политикой государства, говорит нам о развитии таких ценностей в журнале, как патриотизм и преданность своей стране. Отсюда значимость изучения традиций журнала до «Оттепели»: надо понимать, как журнал формировал свою ценностную палитру, и как он будет развиваться в будущем, с учетом его исторического опыта.

 

Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина 8-ого марта 1914 года и изначально позиционировался как общественно-политический журнал для женщин. На рынке прессы в 1910-1920х годах было много изданий, посвященных «женщине и тому, что ее интересует» («Дамский мир», «Журнал для хозяек»)илишь три серьезных политических журнала: «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Для нас важно, что «Работница», в отличие от других, был первым массовым большевистским легальным журналом, целью которого была защита интересов женского рабочего движения. То есть, ежемесячный журнал создавался как проводник между большевиками и простыми женщинами-работницами, вовлекая их в политическую жизнь общества. Например, известные работы В.И.Ленина«Есть ли путь к справедливому миру?» и «Три кризиса» были опубликованы именно здесь. Это одна из ключевых традиций «Работницы»- тесная связь с политикой государства, отсюда выбор тем и новостей для освещения,- в последующем, в каждом номере печатались постановления ЦК КПСС и речи первых лиц СССР. И как основной ценностью для журнала всегда будет оставаться патриотизм, вера в коммунизм, труд на благо страны и построение светлого будущего для нового поколения. Вторая традиция, заложенная в самом начале существования журнала- это освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является сама женщина, общественно-полезный труд, ее личный вклад в развитие коммунизма, сила женских объединений.

После окончания гражданской войны, в 1920-е годы, начинается работа с женской частью Советского союза под лозунгом: «Если освобождение женщины невозможно без коммунизма, то и коммунизм невозможен без свободной женщины»[2]. На XII съезде принимается резолюция, согласно которой работа среди женщин превращается в одну из очередных задач партии. В женщине видели большую потенциальную силу: она могла работать наравне с мужчинами, укреплять и развивать советскую власть, родить здоровое поколение и воспитать его.«Вот почему дело политического просвещения работниц и крестьянок является теперь, когда рабочие и крестьяне взялись за строительство новой жизни, — первостепенным делом, важнейшим делом действительной победы над буржуазией» (Сталин И. К 5-й годовщине Первого Съезда работниц и крестьянок. Коммунистка. 1923. №5)[3].Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, с «феменизмом», как бы мы сказали сейчас. В журнале «Работница» нет сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Женщина, как ценность, - это  самостоятельная единица общества, независящая ни от кого, и гордящаяся этим.
В 1923 году журнал «Работница» возобновляется, и с первых страниц читательницу призывают задуматься и осознать свою важную роль в жизни партии. В первом номере 1923 года, редакция перечисляет цели и задачи журнала: освещение всех политических вопросов, указания по организации яслей, разъяснение причин, почему необходимо участвовать в кооперации, быть членов профсоюза и получать квалификацию. В «Работнице», начинает формироваться образ женщины-гражданки. Такая женщина активно проявляет себя в общественной жизни, борется с безграмотностью, организовывает женотделы, детдома, культмассовую работу.

Становится популярной должность делегатки (выборный или назначенный представитель, уполномоченный какой-нибудь организацией (Толковый словарь Ожегова)). В редакцию «Работницы» приходит множество писем о том, как трудно и грустно было женщине раньше (при Российской Империи) и как сейчас она рада, что получила равноправие и может работать на благо страны. «Сейчас я чувствую себя счастливой. Это счастье я получила только потому, что три года назад была избрана делегаткой, и мое делегатство вывело меня на дорогу самостоятельности, дорогу глубокой общественной работы» («Работница». 1924. №13-14).Это четвертая традиция журнала- заниматься агитационно-просветительской работой среди женщин, призывая к делу как подтверждению своей преданности большевикам. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Смеюха В.В., автор множества работ о массовой женской прессе, пишет: «Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей».

По сообщению в журнале «Работница» к 1930-ому году, в промышленном производстве было задействовано 29% женщин, 43,6% женщин до сих пор оставались безработными. В связи с тем, что уменьшение доли домохозяек шло медленными темпами, в стране организуется движение жен-общественниц (чаще всего, речь идет о женах руководящих работников). Женская пресса активно освещала развитие движения общественниц и давала вектор направления в выборе общественных работ. Хотя и был создан журнал «Общественница» (1936-1941), первым образ женщины-общественницы создавался на страницах «Работницы». Все начиналось с речей и материалов заведующей женсектором ЦК ВКП(б) М.А. Шабуровой«Широко привлечь домохозяек на отчетные собрания по предприятиям», «Советы и организация женских трудящихся масс», еще в 1934 году здесь публикуется отчет о «Совещании жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии», публиковались письма общественниц, например, «Дела уличных комитетов», «Жены рабочих в борьбе за культурную жизнь». Образ женщины-общественницы заключается в том, что она не работает на фабрике или заводе, однако отвечает за культуру на производстве и в быту, и помогает другим трудящимся женщинам. И вместе с темой работы жены-общественницы, в журнале появляется и тема семейной жизни, это пятая  традиция – писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах. Быть хорошей женой для мужа, занимающего важную должность, значит, помогать ему и его достижениям для страны. Тема женственности и личных отношений пока оставалась табуированной. Появляются материалы о материнстве, но женщина в первую очередь оставалась труженицей, а для детей должна была создать комфортные условия: ясли, детсады, школы. Сильный образ женщины-матери формируется в 40-50-е годы.

В годы Великой Отечественной войны, как подчеркивают исследователи, женщина имела три образа: матери сына-солдата, преданной и верной жены, дочери-защитницы Родины. С образом матери у людей ассоциировалась сама Родина, требующая заботы и защиты, и желающая защитить своих детей от фашистов[4]. Но материнство и труд не исключали друг друга, поэтому женщины продолжали не уступать мужчинам в работе, были способны заменить их в тылу и отправиться на фронт. Мы не будем глубоко изучать журнал в годы войны, так как для всей периодики были характерны черты: пафос патриотизма, тема фронта и военно-оперативных сводок, ненависть к фашистам, рассказы о героях войны, призывы воевать за «Родину-мать» и оставаться "На страже Родины".  Это тоже является своеобразной шестая  традицией журнала: включенность в общие журналистские процессы, следование одним, как мы говорим сегодня, трендам. 

В первое послевоенное десятилетие,  на  страницах журнала «Работница» появляется образ женщины-матери, при этом, материнство ставится на первое место при перечислении заслуг женщины. Например,  в первомайской передовице 1946 года речь сначала идет об «огромной заботе государства о женщине-матери и детях» и лишь потом – о том, как «значительна и ответственна роль советских женщин в осуществлении задач новой пятилетки»[5]. Это связано с госзаказом: демография страны после войны с фашистской Германией очень пострадала (по последней советской официальной оценке, приведенной М. Горбачевым в мае 1990 года, война унеслапочти 27 миллионов жизней советских людей (это 14% предвоенного населения))[6]. В стране нужно было повысить рождаемость, И.В.Сталин принимает меры для усиления охраны материнства: повышается статус зарегистрированного брака, усложняется его расторжение, повышается престиж материнства, вводятся правительственные награды многодетным мамам и мамам-одиночкам, предоставляются льготы, присваивается почетное звание «Мать-героини»[7]. В связи с этим в женской прессе воспевается образ женщины-матери. Становится неважно, в браке она родила или нет (а в 1930-е годы незаконнорожденный ребенок был позором для семьи и осуждался обществом), рады и готовы помочь любой матери и ее ребенку. Этой теме посвящается большое число статей и рассказов, иллюстраций, рубрик, притом материнство освещается чаще всего с положительной стороны (например, рассказывается о материальных вознаграждениях от государства для многодетных матерей, а не о трудностях, с которыми сталкивается женщина). В тоже время, советская мама это не только «проверять уроки детей и следить за их воспитанием», но и «беседовать о работе, приучать их к труду». В семье,  как ячейке обществе, у матери была центральная роль в идеологическом просвещении детей на личном примере. В женщине, как и прежде,  высоко ценились профессиональные качества, помогающее ей на работе.«Работница» сообщала о росте женских производственных кадров: в 1950 г. в стране насчитывалось 300 тыс. женщин — инженеров, техников и мастеров, свыше 100 тыс. трактористов, комбайнеров и механизаторов, более миллиона медицинских работников и 900 тыс. педагогов[8]. Поэтому авторитет матери, в первую очередь, строится на ее гражданственности, поведении на работе, в повседневной жизни, и ребенок никак не должен мешать профессиональной карьере мамы. В журнале можно встретить рассказы о труженицах с таким описанием: «научная деятельность не мешает ей воспитывать дочь», или «сложная работа бригадира не мешает Антонине Андреевне быть хорошей матерью»[9]. Несмотря на то, что появляется ценность материнства, воспитания детей, связи поколений, материнский образ выстраивается вокруг общественных ролей женщины, а не подается через сферу частной жизни; материнство как долг перед Отечеством, равнозначный остальным- это седьмая традиция журнала. Из этого можем  вывести восьмую традицию- стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране.

Жизнь послевоенного времени нуждалась в теплом доме, в заботе женских рук, мускульный образ женщины был не актуален и  в «Работнице» начинают публиковаться модные выкройки (иногда даже вечерние платья и шляпки), советы по ведению хозяйства.Например, на обложке 1946-ого года впервые появляется тема домохозяйства: фотография девочки с утюгом; это чуть ли не первый случай со времен лозунгов 30-х годов «Кастрюля – враг партийной ячейки» и «Долой горшки и сковородки». В журнале «Работница» наблюдается появление новых ценностей: семья, уют и быт, женственность. И к 1950-м годам, идеальная советская женщина- это женщина-трансформер[10], меняющая свои роли в зависимости от требований к ней, по словам исследователя Кирьяновой. Образ женщины на страницах журнала подавался так: «Елена Сергеевна надевает рабочий халат, косынку. Теперь уже не узнать в этой женщине ту, что вязала кружева на диване». То есть женщина одновременно и передовая работница, и общественница, многодетная мать, примерная жена и хозяйка.

В 1953 г. завершает период правления И.В. Сталин и начинается новая эпоха в развитии советского общества, а вместе с ним и советской прессы, под неофициальным названием «оттепель».Рассмотрением журнала периода «оттепели» мы займемся во втором параграфе.
 

Выводы по первому параграфу первой главы.

Журнал «Работница» был создан как печатный орган для привлечения женщин в партию и пропаганды советской идеологии. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Поэтому Ключевой традицией журнала является тесная связь с политикой государства, а ценностью- патриотизм.

Всего выделено восемь традиций:  

1) Связь с политикой и идеологией СССР. Ценность- патриотизм, строение коммунизма

2) Освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является общественно-полезный труд.

3) Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, отсутствуют сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Свободный труд женщины и равные возможности у всех как ценность.

4) Агитационно-просветительской работа журнала среди женщин, призыв к делу как подтверждению своей преданности большевикам.

5) Писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах.

6) Материнство и воспитание детей как долг перед Отечеством. Появляется ценность материнства, семьи, идеологического воспитания детей.

7) Стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы служением своей стране.

8) Как традицию мы выделяем и то, что журнал всегда был в созвучии с общими процессами в стране и советской прессой.

Основной целью журнала, заложенной в самом начале, было и остается освещение социалистического движения женщин и привлечение к нему внимания. Важно и то, что советские женщины получили равные права с мужчинами, и о женщине писали не с позиции ее гендерных характеристик, а писали о профессиональных качествах как личности. Стоит отметить, что в издании «Работница» изначально не было характерных признаков «женской прессы» (одежда, личные отношения и т.д.), такие рубрики появляются лишь к середине 50-х годов, но только потому, что это интересовало современную женщину и было частью ее индивидуальности, самовыражения.

Как отдельную традицию выделяем и, меняющееся под влиянием настроений в обществе, представление о женщине. От образа женщины-гражданки в 20-х годах, женщины- общественницы в тридцатых, женщины-защитницы родины в военное время, журнал приходит к образу женщины-матери в середине 1950-х годов. Особенность традиции заключается в том, что все образы накладываются друг на друга, то есть к началу оттепели, мы видим женщину -труженицу, общественницу и мать –воспитательницу будущего поколения. Третья, основная традиция в журнале, заключается в том, что стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране. Даже семейная жизнь рассматривается через призму профессиональной жизни, и не ставится на первое место среди приоритетов женщины. Эта традиция в журнале «Работница»  прослеживается на протяжении всего времени существования журнала в Советской России. 

Таким образом, к концу рассматриваемого периода, основными ценностями, заложенными в историческом развитии журнала, являются общественно-полезный труд, патриотизм, профессиональные качества личности, гражданственность, семья и идеологическое воспитание детей. Повестка дня в журнале «Работница» соответствовала требованиям партии, журнал был рупором пропаганды среди женского населения страны и распространял советскую идеологию. Основными событиями, освещаемыми в журнале, были достижения советского союза, новые постановления и назначения во власти, официальные мероприятия и съезды членов КПСС. Остальные материалы были посвящены женскому труду, присутствовал жанр «портрета» и «интервью» с гражданками и комсомолками.

Изучив историю журнала и рассмотрев процесс формирования в нем традиций, мы можем составить портрет журнала, который в 1960-х годах претерпит некоторые изменения. Журнал «Работница» перед периодом «Оттепели»- самый растиражированных и популярный женский журнал, рассказывающий женщинам о подвигах и достижениях своей страны, и в частности ее героев. Для журнала «Работница» героинями их материалов становились не просто женщины с узким кругом интересов, как например, в современной версии журнала «Работница», а гражданственные и трудящиеся личности. Все эти традиции, ценности и повестки сохраняются в двух последующих исторических периодах, но на них накладываются новые черты времени.

И на примере традиций можем проследить, как журнал «Работница» становился «человечнее», то есть ближе к своему читателю: появляются темы семьи, уюта, воспитания. Даже если они все равно тесно взаимосвязаны с политической линией партии, к началу 1960-х годов журнал был уже готов принять на себя основную характеристику «Оттепели»- гуманизм.

Мы считаем традиции журнала «Работница» достоинствами и отличительными особенности издания, которые необходимо было сохранить до нашего времени или они должны быть восстановлены в современной журналистике.

 

1.2 Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница» в период «Оттепели»

Во втором параграфе первом глава нашей ключевой целью является изучение ценностной палитры и повестки дня в журнале «Работница» периода «отпели» 1955-1960-е годов. Традиции остаются те же, но ценностная палитра и повестка дня обретают свои особенности в связи с политической и социокультурной обстановкой в стране.
Хрущевская «оттепель» - это неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет, характеризующееся смягчением политического режима[11]. Мы сразу оговариваем, что под «оттепелью» понимаем период с 1956-1968 года, хотя «признаки» оттепели появились еще в 1954 году. Проблема в том, что исследователями не признаны определенные рамки и чаще говорят «Оттепель с середины 50- по середину 60-х годов». Но так как мы работаем с выпусками конкретного издания, нам важно избирательно относится к тому, какие выпуски и каких годов мы будем изучать.

«Хрущевская «Оттепель»[12]характеризовалась разоблачением культа личности Сталина, либерализацией политического режима, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от применения насилия при решении внутренних споров, появлением некой свободы слова в прессе, относительной демократизацией общественной жизни, открытостью западному миру и большей свободой в творческой деятельности.
Основными ценностями в периодике того времени становятся: личность, мысли и чувства человека, обновления в стране, свобода творчества и свобода слова.

 Конечно, об «оттепели» можно многое рассказать, например, о деревенской теме, прорыве лагерной прозы, появление женской темы в центральных изданиях, о теме экономического реформаторства в прессе и т.д. Но важно сразу отметить, что «оттепель» в обществе и культуре не были всеобщими процессами, то есть продолжали печататься просоветские издания, не менявшие своего содержания, и были издания, которые переняли лишь некоторые черты «оттепели». Журнал «Работница»  относится к последним, то есть в нем сохранились его традиции идеологизированного журнала, но появились и новые темы, новые персонажи, новый способ подачи материала.

СЮДА
«Алмазная грань»[13]. В статье про работниц-стеклоделов «Красный май» в самом начале автор задается вопросом: «Кто же они, совершившие поступок , достойный коммунистического завтра?»; ответ: «Они, эти семеро (девушек), очень разные по внешности характеру и такие спаянные в учебе, в труде, в жизни»- явное проявление основной черты гуманизма

СЮДА
К началу 60-х гг. в СССР сложилась система женской периодической печати, которая представляла собой совокупность женских журналов, выходивших на центральном, республиканском уровнях и уровне автономий. Верхнее звено структурной иерархии составляли три центральных женских журнала: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Первые два, выражавшие единую идеологию и программу, адресовались аудитории советских читательниц.

Начиная изучение ценностной палитры, мы прежде должны познакомиться с портретом женщины и всего общества того времени. Ценности же проявляются в том, какие факторы жизни становятся главными, какое поведение или деятельность, какие качества и поступки восхваляются, а что, наоборот, становится осуждаемым. Для нас становится важным то, что ценностный облик журнал «Работница» меняется в сторону личности, индивидуальности.

Для ясности понимания, мы воспользуемся таблицей, куда занесем слова и выражения, транслируемые ценность, назовем ее, и укажем год выпуска номера. Выводы по работе с повесткой дня также будут даны в таблице по этому же принципу.

ПЕРЕПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ В ГЛАВУ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ ЕЕ

 

 

Обратимся к журналу «Работница» в период «Оттепели». Начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза под название «оттепель» началось практически сразу после смерти И.В.Сталина. Однако четких хронологических рамок начала и конца оттепели исследователями не принято. Мы в индивидуальном порядке ставим рамки с 1956 года, когда состоялся ХХ съезд КПСС, по 1968 год, когда были введены советские войска в Чехословакию. И даже эти даты не должны восприниматься железно, ведь , например, реабилитация заключенных началась еще в 1954 году, как и публикации ранее табуированных авторов, например дочери Корнея Чуковского, в том же году прекратились и массовые аресты. Мы ориентируемся на 1956 год, как год, когда в феврале Никита Хрущев произвел разоблачение культа личности Сталина. Доклад «О культе личности и его последствиях» стал важным общественным и политическим событием, имевшим множество позитивных моментов. Принимаются меры по преодолению культа Сталина, получают огласку факты нарушения прав человека, приводятся документы, доказывающие беззаконный репрессионный режим террора. В результате началось постепенное «оттаивание» от страха и несвободы, духовное пробуждение общества, особенно это проявилось в выборе новых тем и вопросов для открытого обсуждения.

Термин «оттепель» появился почти одновременно с началом изменений, широко использовался современниками как метафора наступления весны после долгой политической зимы, и обещание скорого прихода жаркого лета, то есть свободы. В обществе, имевшем большой запрос на смену режима, быстро произошли изменения в настроениях: появляется энтузиазм и вера, что можно переделать все ошибки прошлого и изменить страну в лучшую сторону.

Хрущевская оттепель характеризуется такими основными событиями как:
покорение космоса Ю.Гагариным; прорывы в науке; публикация ранее запрещенных писателей и поэтов (например, у журнале «Новый мир»);ликвидация ГУЛАГа и амнистия заключеныx;выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе; стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства; активное строительство городов. ; улучшение уровня жизни населения; курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром- сближение с Западом, в культуре -джазовая музыка и стиляги; проведение Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Все эти ключевые события были освещены журналистами и повлияли на политику изданий. Пресса, способная быстро реагировать на малейшие изменения в обществе, помогала людям мобилизоваться и ориентироваться в действительности, понимать весь масштаб совершающихся перемен.[14]

Изучением дискурса журналистики хрущевской «оттепели» занималось большое количество исследователей, например Перова Е.А[15], Даутова Р.В.,[16]Буряк Е.М.,[17]Марущак А.В,[18] и многие другие. Обобщая их исследования, можно выделить черты, характерные для оттепельной журналистики:

-энтузиазм и радость в настроении текстов (передовицы!))
-космизм в масштабе тематик СМИ
-ощущение миссии, участия в чем-то важном, глобальном
-обращение к личности героя и его истории, гуманность+
-деревенская тема,
- большая свобода слова, мнения у авторов+
--наличие дискуссии и полемики об общественно значимых проблемах+
- новые способы подачи материалов, например, проверка чего-либо на личном опыте
-тема космоса,
-тема прорыва в науке, способной горы свернуть,.

-тема целины и подъем сельского хозяйства
 -тема Кубы  и иностранных граждан, коллег

Как подмечают исследователи, «оттепель» была одним из трендов в журналистике, то есть не тотальным явлением для всех средств массовой информации. В каких-то изданиях наиболее ярко проявлялись одни черты, в каких-то – другие. Журнал «Работница» оставаясь под идеологическим и цензурным контролем в течение десятилетий, не мог измениться за короткий период и стать полностью «оттепельным». В нем продолжали публиковаться материалы об общественницах, труженицах, профсоюзах, печатались постановления и лозунги, но журнал перенял самую главную, и на наш взгляд, лучшую тенденцию «оттепели»- гуманизм.

Изучая журнал в сталинскую эпоху, легко можно было заметить, что простого человека с его житейскими проблемами на страницах не было. Были профессиональные группы («комбайнеры и комбайнерки»[19]), к которым обращались и которым давали слово, а теперь же личность выходит на передний план, и это проявляется во всесоюзном масштабе: новые принципы социализма( «Все для советского человека», «Быть ближе к человеку»[20] ) , в заголовках и материалах главных печатных органов СССР  («Время такое… Человек на первом плане» газета Правда 1964 год, автор Кузменко С., «Человек – в центре внимания» , Сельская жизнь 1964 год). В Журнале «Работница» этот тренд можно проследить, во-первых, на плакатах и фотографиях 50-60х годов, где фокус внимания именно на лице женщины или отдельной фигуры женщины[21]. Скажем, в 1930-е годы плакаты пестрили слиянием женщины и механизма (на фабрике например), или изображением большого коллектива, где невозможно вычленить одного человека. Теперь преобладают индивидуальные фотографии, портрет героини может занимать целую полосу. (ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛЫ)
Во-вторых, гуманизм «Оттепели» в журнале проявляется и в том, что внимание акцентируется на маленьком труде каждого человека. Подчеркивается  личных вклад человека (а не группы/коллектива), о чем можно судить как по подписям к изображениям о заслугах и достижениях определенной девушки (о клейщице цеха Антонине Алексеевне Терентьевой,  и подпись: «Тоня Тереньтева – одна из лучших работниц завода «Электрозолит»[22]), так  и по самим текстам в журнале. Наглядный пример- материал «Будни маленького завода» .[23] Рассказывается оработницах Харьковского завода, которые улучшили производство лекарств благодаря своей инициативе: «Аппаратчица того же галенового цеха Зинаида Чвертак механизировала вывозку из цеха отходов горицвета и белладонны. Печатница ампульного цеха Дора Чишко предложила по-новому переставить машины для печатания этикеток на ампулах и теперь она управляется с тремя машинами...Этот список можно продолжать и продолжать». В больших статьях все чаще помещаются маленькие сюжеты о личном простых, но трудолюбивых и инициативных, работницах как на заводе, так и в деле защиты прав или в работе профкома («Авторитет»[24]). Основной посыл у таких материалов в том, что «многое зависит от нас самих»[25], что девушки могут и должны отстаивать свои права, говорить в открытую о проблемах и требовать решения, а также стараться воплощать свои идеи для улучшения качества производства. Журнал «Работница» доказывал, что каждый человек значим, и каждого должны выслушивать и принимать в счет, а любой, даже маленький, труд важен для государства. Эту особенность- участие всякого человека в глобальной миссии, весомость личного вклада в масштабах страны- можно найти в материалах и про, и про (МАТЕРИАЛЫ)

Если стране важны заслуги людей, то теперь любая проблема или вопрос должны быть всеобще рассмотрены и решены. Это третья черта «Оттепели» в журнале «Работница» - открытая дискуссионность и проблематичность в текстах. Журналисты смело поднимают вопросы об условиях труда и жизни, о строительстве детских садов, о свободе слова на работе, о стиле руководства на заводе, об отношениях в трудовом коллективе и т.д. В том же материале «Будни маленького завода» автор дает работницам открыто заявить о том, что они бы могли делать гораздо больше полезного : «Если бы с нами считались,- говорят работницы- чаще советовались, прислушивались бы, по нашему мнению». Таких слов мы бы не увидели в журнале 30-х годов точно, в этом есть требовательность и некоторая дерзость, чувство собственной важности. Ответное слово дают завкому завода, он оправдывается и доказывает. Что проводятся ежемесячные совещания по подведению итогов. На что журналист А.Присс говорит: «А совещания пусть бы занимались тем, к чему они призваны: обсуждением и решением текущих производственных вопросов, по настоящему волнующих работниц, и притом не на скорую руку, а всерьез, основательно». Или пример из ЕЩЕ ДВА ПРИМЕРА НОВЫЕ

В-четвертых, публикуется все больше материалов об одной героине, и с каждой женщиной читателя знакомят очень близко: дается биография ее жизни, ее мотивы, личные беды и победы. Рассмотрим один мартовский выпуск 1957 года, здесь сразу три персонализированных материала «Спасибо Тоне», «Бригадир Антонина Бережная», «Надежда Константиновна Крупская»[26]. В статье о Антонине Бережной , уроженке маленького села Веденовка, рассказывается и о родителях, о ее детстве, о предательстве мужа, преодолении трудностей и ,конечно, счастливой жизни сейчас. Формально, мы знакомимся в первую очередь с бригадиром тракторной бригады, коммунисткой и депутатом Верховного Совета Казахской ССР, недавно получившей награду Герой Социалистического Труда, а неформально- с женщиной чуткой, доброй, трудолюбивой, некогда «проворной и крепкой девочкой, поющую песни с подружками о красоте казахстанских мест», а теперь бригадиром Веденовской МТС. Автор создает полноценный образ героини не только благодаря биографии и рассказам о ней третьих лиц («Ишь ведь. Какой у них бригадирl В работе любого мужика за пояс заткнет. а сейчас улыбается ласково, по-матерински, хлопочет возле стола»), но и включая ее прямую речь и случаи из жизни профессиональной и личной («Зато все, что в ее силах делает Бережная для своих трактористов. Недаром в ее бригаде самый уютный, чистый, с душем полевой стан. Если случится, что ко времени не поспевает обед, Антонина подвязывает фартук и сама становится к плите.). В тексте много «социалистических» реплик («Бережная мягко поправляет: - Не мой. Наш общий труд») и заканчивается он фразами типичными для советских изданий: «Трактористы знают своего бригадира. понимают и разделяют стремление Бережной ответить на высокую награду трудом, еще более высокой урожайностью.», но если вырезать из материала эти предложения, то получится замечательный рассказ о женщине сильной, доброй, строгой на работе и ласковой с людьми, и о жизни простых рабочих в Веденовке. То есть основной посыл материала в советской журнале «Работница»- показать женщинам пример в лице бригадира Антонины Антоновой, но достигается он по-новому: через описание ее личности, раскрытии ее не как просто работницы, а как человека, со своей историей, характером и привычками. Эта особенность журнала «Работница» времен «Оттепели»- наличие  гуманизма в текстах, но прикрытого характеристиками советской журналистики- присутствует на протяжении всего периода (МАТЕРИАЛЫ) . 

Важно отметить, что изменился в целом стиль написания статей, он стал более живым и «человечным»: даются отвлеченные повествования и рутинных и бытовых делах, действиях, много живой речи и шуток, а также наличие собственного мнения у автора.  А.Перово обозначила это как : «самостоятельность и инициатива, которые так приветствовались новым политическим курсом, нашли отражение и в замене живым и деятельным «я» в публицистических текстах бездушного, обезличенного «мы».[27] ПРИМЕРЫ и на стиль и на Я-автор

 

 

ИДЕМ ПО ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ОТТПЕЛИ В ЖУРНАЛЕ, ИЩЕМ ИХ, ДАЕМ ПРИМЕРЫ. Также работаем с 80мы.Во второй главе раскрываем все на ЦП И ПД, уже практическая работа.

Одна из самых ярких особенностей журналистики периода хрущевской «оттепели» – это смена парадигмы мышления, отмеченная движением от идеологической к гуманитарной. Наглядными и весомыми становятся принципы социализма:– такова преобладающая тональность публикуемых материалов. В отличие от сталинской эпохи, где для простого человека с его житейскими заботами не было места, в хрущевский период именно личность выходит на первый план: «Время такое… Человек на первом плане» [10, с. 2]; «Человек – в центре внимания» [13, c. 2]; «Но главное ведь – люди» [2, с. 2]; «Люди украшают землю» [20, с. 2] и пр. Как закономерное явление,



2019-07-03 278 Обсуждений (0)
Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)