Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности .
Глава 1. Первая глава данной работы посвящена изучению особенностей формирования ценностной направленности и повестки дня в журнале «Работница» в разные периоды существования журнала. Речь идет о достаточном большом отрезке истории – 60 лет c 1920 по 1980е года. За это время произошла смена правителей (И.Сталин- Н.Хрущев- Л.Брежнев), менялись периоды истории от «репрессий», «оттепели» до времени «застоя». Мы изучаем журнал в ходе его исторического развития, так как рассматриваем его как часть истории страны. 1) В первом параграфе мы изучаем традиции журнала «Работница» с начала его появления до середины пятидесятых годов. Мы объединяем 30 лет в один параграф, так как три десятилетия имеют общие черты: культ личности Сталина, тотальный контроль со стороны государства, идеалогизированность СМИ. 2) Во втором параграфе мы подробно изучаем журнал «Работница» периода «оттепели»: ценностную палитру и повестку дня. 3) В третьем параграфе изучаем журнал «Работница» в период «застоя» 1970-1980е года
Традиции журнала «Работница» в период тотальной идеологии культу личности . В первом параграфе мы обращаемся к истории журнала с момента его появления и до 1955-х годов. Знание об историческом развитии «Работницы» необходимо нам для выявления традиции журнала, которые формировались на протяжении этого периода, ведь на традиции влияли идеология СССР, партийные постановления, экономическая и политическая ситуация в стране, настроения в обществе. Под традицией понимается анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется обширная и устойчивая группа людей. Традиция охватывает общество в определенный период времени, не имеет четкого начала и конца. Традиции накапливают предшествующий опыт и предопределяют будущее развитие журнала «Работница». Например, в традиции представлять женщину как передовую труженицу в 1920-е годы, наслаиваются реалии нового времени, и к 1950-м года, традиция расширяется до женщины-матери, труженицы, общественницы и т.д. То есть традиции не исчезают бесследно, устоявшиеся нормы и правила «обновляются» с учетом прошлых лет, то есть плавно и закономерно. Когда мы говорим, что в 1930-е годы традицией в журнале было писать о семейной жизни во взаимосвязи с профессиональной деятельностью, мы имеем в виду, что до тридцатых годов, о личной жизни женщины практически не писали, так как основным занятием женщины был труд и работа, и появившаяся тема брака опираясь на прошлое, создает норму: хорошая жена- это общественница, на первом месте даже у домохозяйки должны быть страна, потом забота о муже. Эта тема стала развиваться по своим правилам: что хорошо-плохо, как надо- не надо поступать, какой женщина быть должна. Явно прослеживается связь между традициями и ценностями: традиции совмещают в себе описание и оценку (норму) поведения и действий женщин[1]. За традицией каждого периода скрываются ценности, например, традиций тесной связи с политикой государства, говорит нам о развитии таких ценностей в журнале, как патриотизм и преданность своей стране. Отсюда значимость изучения традиций журнала до «Оттепели»: надо понимать, как журнал формировал свою ценностную палитру, и как он будет развиваться в будущем, с учетом его исторического опыта.
Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина 8-ого марта 1914 года и изначально позиционировался как общественно-политический журнал для женщин. На рынке прессы в 1910-1920х годах было много изданий, посвященных «женщине и тому, что ее интересует» («Дамский мир», «Журнал для хозяек»)илишь три серьезных политических журнала: «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Для нас важно, что «Работница», в отличие от других, был первым массовым большевистским легальным журналом, целью которого была защита интересов женского рабочего движения. То есть, ежемесячный журнал создавался как проводник между большевиками и простыми женщинами-работницами, вовлекая их в политическую жизнь общества. Например, известные работы В.И.Ленина«Есть ли путь к справедливому миру?» и «Три кризиса» были опубликованы именно здесь. Это одна из ключевых традиций «Работницы»- тесная связь с политикой государства, отсюда выбор тем и новостей для освещения,- в последующем, в каждом номере печатались постановления ЦК КПСС и речи первых лиц СССР. И как основной ценностью для журнала всегда будет оставаться патриотизм, вера в коммунизм, труд на благо страны и построение светлого будущего для нового поколения. Вторая традиция, заложенная в самом начале существования журнала- это освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является сама женщина, общественно-полезный труд, ее личный вклад в развитие коммунизма, сила женских объединений. После окончания гражданской войны, в 1920-е годы, начинается работа с женской частью Советского союза под лозунгом: «Если освобождение женщины невозможно без коммунизма, то и коммунизм невозможен без свободной женщины»[2]. На XII съезде принимается резолюция, согласно которой работа среди женщин превращается в одну из очередных задач партии. В женщине видели большую потенциальную силу: она могла работать наравне с мужчинами, укреплять и развивать советскую власть, родить здоровое поколение и воспитать его.«Вот почему дело политического просвещения работниц и крестьянок является теперь, когда рабочие и крестьяне взялись за строительство новой жизни, — первостепенным делом, важнейшим делом действительной победы над буржуазией» (Сталин И. К 5-й годовщине Первого Съезда работниц и крестьянок. Коммунистка. 1923. №5)[3].Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, с «феменизмом», как бы мы сказали сейчас. В журнале «Работница» нет сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Женщина, как ценность, - это самостоятельная единица общества, независящая ни от кого, и гордящаяся этим. Становится популярной должность делегатки (выборный или назначенный представитель, уполномоченный какой-нибудь организацией (Толковый словарь Ожегова)). В редакцию «Работницы» приходит множество писем о том, как трудно и грустно было женщине раньше (при Российской Империи) и как сейчас она рада, что получила равноправие и может работать на благо страны. «Сейчас я чувствую себя счастливой. Это счастье я получила только потому, что три года назад была избрана делегаткой, и мое делегатство вывело меня на дорогу самостоятельности, дорогу глубокой общественной работы» («Работница». 1924. №13-14).Это четвертая традиция журнала- заниматься агитационно-просветительской работой среди женщин, призывая к делу как подтверждению своей преданности большевикам. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Смеюха В.В., автор множества работ о массовой женской прессе, пишет: «Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей». По сообщению в журнале «Работница» к 1930-ому году, в промышленном производстве было задействовано 29% женщин, 43,6% женщин до сих пор оставались безработными. В связи с тем, что уменьшение доли домохозяек шло медленными темпами, в стране организуется движение жен-общественниц (чаще всего, речь идет о женах руководящих работников). Женская пресса активно освещала развитие движения общественниц и давала вектор направления в выборе общественных работ. Хотя и был создан журнал «Общественница» (1936-1941), первым образ женщины-общественницы создавался на страницах «Работницы». Все начиналось с речей и материалов заведующей женсектором ЦК ВКП(б) М.А. Шабуровой«Широко привлечь домохозяек на отчетные собрания по предприятиям», «Советы и организация женских трудящихся масс», еще в 1934 году здесь публикуется отчет о «Совещании жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии», публиковались письма общественниц, например, «Дела уличных комитетов», «Жены рабочих в борьбе за культурную жизнь». Образ женщины-общественницы заключается в том, что она не работает на фабрике или заводе, однако отвечает за культуру на производстве и в быту, и помогает другим трудящимся женщинам. И вместе с темой работы жены-общественницы, в журнале появляется и тема семейной жизни, это пятая традиция – писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах. Быть хорошей женой для мужа, занимающего важную должность, значит, помогать ему и его достижениям для страны. Тема женственности и личных отношений пока оставалась табуированной. Появляются материалы о материнстве, но женщина в первую очередь оставалась труженицей, а для детей должна была создать комфортные условия: ясли, детсады, школы. Сильный образ женщины-матери формируется в 40-50-е годы. В годы Великой Отечественной войны, как подчеркивают исследователи, женщина имела три образа: матери сына-солдата, преданной и верной жены, дочери-защитницы Родины. С образом матери у людей ассоциировалась сама Родина, требующая заботы и защиты, и желающая защитить своих детей от фашистов[4]. Но материнство и труд не исключали друг друга, поэтому женщины продолжали не уступать мужчинам в работе, были способны заменить их в тылу и отправиться на фронт. Мы не будем глубоко изучать журнал в годы войны, так как для всей периодики были характерны черты: пафос патриотизма, тема фронта и военно-оперативных сводок, ненависть к фашистам, рассказы о героях войны, призывы воевать за «Родину-мать» и оставаться "На страже Родины". Это тоже является своеобразной шестая традицией журнала: включенность в общие журналистские процессы, следование одним, как мы говорим сегодня, трендам. В первое послевоенное десятилетие, на страницах журнала «Работница» появляется образ женщины-матери, при этом, материнство ставится на первое место при перечислении заслуг женщины. Например, в первомайской передовице 1946 года речь сначала идет об «огромной заботе государства о женщине-матери и детях» и лишь потом – о том, как «значительна и ответственна роль советских женщин в осуществлении задач новой пятилетки»[5]. Это связано с госзаказом: демография страны после войны с фашистской Германией очень пострадала (по последней советской официальной оценке, приведенной М. Горбачевым в мае 1990 года, война унеслапочти 27 миллионов жизней советских людей (это 14% предвоенного населения))[6]. В стране нужно было повысить рождаемость, И.В.Сталин принимает меры для усиления охраны материнства: повышается статус зарегистрированного брака, усложняется его расторжение, повышается престиж материнства, вводятся правительственные награды многодетным мамам и мамам-одиночкам, предоставляются льготы, присваивается почетное звание «Мать-героини»[7]. В связи с этим в женской прессе воспевается образ женщины-матери. Становится неважно, в браке она родила или нет (а в 1930-е годы незаконнорожденный ребенок был позором для семьи и осуждался обществом), рады и готовы помочь любой матери и ее ребенку. Этой теме посвящается большое число статей и рассказов, иллюстраций, рубрик, притом материнство освещается чаще всего с положительной стороны (например, рассказывается о материальных вознаграждениях от государства для многодетных матерей, а не о трудностях, с которыми сталкивается женщина). В тоже время, советская мама это не только «проверять уроки детей и следить за их воспитанием», но и «беседовать о работе, приучать их к труду». В семье, как ячейке обществе, у матери была центральная роль в идеологическом просвещении детей на личном примере. В женщине, как и прежде, высоко ценились профессиональные качества, помогающее ей на работе.«Работница» сообщала о росте женских производственных кадров: в 1950 г. в стране насчитывалось 300 тыс. женщин — инженеров, техников и мастеров, свыше 100 тыс. трактористов, комбайнеров и механизаторов, более миллиона медицинских работников и 900 тыс. педагогов[8]. Поэтому авторитет матери, в первую очередь, строится на ее гражданственности, поведении на работе, в повседневной жизни, и ребенок никак не должен мешать профессиональной карьере мамы. В журнале можно встретить рассказы о труженицах с таким описанием: «научная деятельность не мешает ей воспитывать дочь», или «сложная работа бригадира не мешает Антонине Андреевне быть хорошей матерью»[9]. Несмотря на то, что появляется ценность материнства, воспитания детей, связи поколений, материнский образ выстраивается вокруг общественных ролей женщины, а не подается через сферу частной жизни; материнство как долг перед Отечеством, равнозначный остальным- это седьмая традиция журнала. Из этого можем вывести восьмую традицию- стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране. Жизнь послевоенного времени нуждалась в теплом доме, в заботе женских рук, мускульный образ женщины был не актуален и в «Работнице» начинают публиковаться модные выкройки (иногда даже вечерние платья и шляпки), советы по ведению хозяйства.Например, на обложке 1946-ого года впервые появляется тема домохозяйства: фотография девочки с утюгом; это чуть ли не первый случай со времен лозунгов 30-х годов «Кастрюля – враг партийной ячейки» и «Долой горшки и сковородки». В журнале «Работница» наблюдается появление новых ценностей: семья, уют и быт, женственность. И к 1950-м годам, идеальная советская женщина- это женщина-трансформер[10], меняющая свои роли в зависимости от требований к ней, по словам исследователя Кирьяновой. Образ женщины на страницах журнала подавался так: «Елена Сергеевна надевает рабочий халат, косынку. Теперь уже не узнать в этой женщине ту, что вязала кружева на диване». То есть женщина одновременно и передовая работница, и общественница, многодетная мать, примерная жена и хозяйка. В 1953 г. завершает период правления И.В. Сталин и начинается новая эпоха в развитии советского общества, а вместе с ним и советской прессы, под неофициальным названием «оттепель».Рассмотрением журнала периода «оттепели» мы займемся во втором параграфе. Выводы по первому параграфу первой главы. Журнал «Работница» был создан как печатный орган для привлечения женщин в партию и пропаганды советской идеологии. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Поэтому Ключевой традицией журнала является тесная связь с политикой государства, а ценностью- патриотизм. Всего выделено восемь традиций: 1) Связь с политикой и идеологией СССР. Ценность- патриотизм, строение коммунизма 2) Освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является общественно-полезный труд. 3) Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, отсутствуют сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Свободный труд женщины и равные возможности у всех как ценность. 4) Агитационно-просветительской работа журнала среди женщин, призыв к делу как подтверждению своей преданности большевикам. 5) Писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах. 6) Материнство и воспитание детей как долг перед Отечеством. Появляется ценность материнства, семьи, идеологического воспитания детей. 7) Стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы служением своей стране. 8) Как традицию мы выделяем и то, что журнал всегда был в созвучии с общими процессами в стране и советской прессой. Основной целью журнала, заложенной в самом начале, было и остается освещение социалистического движения женщин и привлечение к нему внимания. Важно и то, что советские женщины получили равные права с мужчинами, и о женщине писали не с позиции ее гендерных характеристик, а писали о профессиональных качествах как личности. Стоит отметить, что в издании «Работница» изначально не было характерных признаков «женской прессы» (одежда, личные отношения и т.д.), такие рубрики появляются лишь к середине 50-х годов, но только потому, что это интересовало современную женщину и было частью ее индивидуальности, самовыражения. Как отдельную традицию выделяем и, меняющееся под влиянием настроений в обществе, представление о женщине. От образа женщины-гражданки в 20-х годах, женщины- общественницы в тридцатых, женщины-защитницы родины в военное время, журнал приходит к образу женщины-матери в середине 1950-х годов. Особенность традиции заключается в том, что все образы накладываются друг на друга, то есть к началу оттепели, мы видим женщину -труженицу, общественницу и мать –воспитательницу будущего поколения. Третья, основная традиция в журнале, заключается в том, что стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране. Даже семейная жизнь рассматривается через призму профессиональной жизни, и не ставится на первое место среди приоритетов женщины. Эта традиция в журнале «Работница» прослеживается на протяжении всего времени существования журнала в Советской России. Таким образом, к концу рассматриваемого периода, основными ценностями, заложенными в историческом развитии журнала, являются общественно-полезный труд, патриотизм, профессиональные качества личности, гражданственность, семья и идеологическое воспитание детей. Повестка дня в журнале «Работница» соответствовала требованиям партии, журнал был рупором пропаганды среди женского населения страны и распространял советскую идеологию. Основными событиями, освещаемыми в журнале, были достижения советского союза, новые постановления и назначения во власти, официальные мероприятия и съезды членов КПСС. Остальные материалы были посвящены женскому труду, присутствовал жанр «портрета» и «интервью» с гражданками и комсомолками. Изучив историю журнала и рассмотрев процесс формирования в нем традиций, мы можем составить портрет журнала, который в 1960-х годах претерпит некоторые изменения. Журнал «Работница» перед периодом «Оттепели»- самый растиражированных и популярный женский журнал, рассказывающий женщинам о подвигах и достижениях своей страны, и в частности ее героев. Для журнала «Работница» героинями их материалов становились не просто женщины с узким кругом интересов, как например, в современной версии журнала «Работница», а гражданственные и трудящиеся личности. Все эти традиции, ценности и повестки сохраняются в двух последующих исторических периодах, но на них накладываются новые черты времени. И на примере традиций можем проследить, как журнал «Работница» становился «человечнее», то есть ближе к своему читателю: появляются темы семьи, уюта, воспитания. Даже если они все равно тесно взаимосвязаны с политической линией партии, к началу 1960-х годов журнал был уже готов принять на себя основную характеристику «Оттепели»- гуманизм. Мы считаем традиции журнала «Работница» достоинствами и отличительными особенности издания, которые необходимо было сохранить до нашего времени или они должны быть восстановлены в современной журналистике.
1.2 Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница» в период «Оттепели» Во втором параграфе первом глава нашей ключевой целью является изучение ценностной палитры и повестки дня в журнале «Работница» периода «отпели» 1955-1960-е годов. Традиции остаются те же, но ценностная палитра и повестка дня обретают свои особенности в связи с политической и социокультурной обстановкой в стране. «Хрущевская «Оттепель»[12]характеризовалась разоблачением культа личности Сталина, либерализацией политического режима, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от применения насилия при решении внутренних споров, появлением некой свободы слова в прессе, относительной демократизацией общественной жизни, открытостью западному миру и большей свободой в творческой деятельности. Конечно, об «оттепели» можно многое рассказать, например, о деревенской теме, прорыве лагерной прозы, появление женской темы в центральных изданиях, о теме экономического реформаторства в прессе и т.д. Но важно сразу отметить, что «оттепель» в обществе и культуре не были всеобщими процессами, то есть продолжали печататься просоветские издания, не менявшие своего содержания, и были издания, которые переняли лишь некоторые черты «оттепели». Журнал «Работница» относится к последним, то есть в нем сохранились его традиции идеологизированного журнала, но появились и новые темы, новые персонажи, новый способ подачи материала. СЮДА СЮДА Начиная изучение ценностной палитры, мы прежде должны познакомиться с портретом женщины и всего общества того времени. Ценности же проявляются в том, какие факторы жизни становятся главными, какое поведение или деятельность, какие качества и поступки восхваляются, а что, наоборот, становится осуждаемым. Для нас становится важным то, что ценностный облик журнал «Работница» меняется в сторону личности, индивидуальности. Для ясности понимания, мы воспользуемся таблицей, куда занесем слова и выражения, транслируемые ценность, назовем ее, и укажем год выпуска номера. Выводы по работе с повесткой дня также будут даны в таблице по этому же принципу. ПЕРЕПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ В ГЛАВУ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ ЕЕ
Обратимся к журналу «Работница» в период «Оттепели». Начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза под название «оттепель» началось практически сразу после смерти И.В.Сталина. Однако четких хронологических рамок начала и конца оттепели исследователями не принято. Мы в индивидуальном порядке ставим рамки с 1956 года, когда состоялся ХХ съезд КПСС, по 1968 год, когда были введены советские войска в Чехословакию. И даже эти даты не должны восприниматься железно, ведь , например, реабилитация заключенных началась еще в 1954 году, как и публикации ранее табуированных авторов, например дочери Корнея Чуковского, в том же году прекратились и массовые аресты. Мы ориентируемся на 1956 год, как год, когда в феврале Никита Хрущев произвел разоблачение культа личности Сталина. Доклад «О культе личности и его последствиях» стал важным общественным и политическим событием, имевшим множество позитивных моментов. Принимаются меры по преодолению культа Сталина, получают огласку факты нарушения прав человека, приводятся документы, доказывающие беззаконный репрессионный режим террора. В результате началось постепенное «оттаивание» от страха и несвободы, духовное пробуждение общества, особенно это проявилось в выборе новых тем и вопросов для открытого обсуждения. Термин «оттепель» появился почти одновременно с началом изменений, широко использовался современниками как метафора наступления весны после долгой политической зимы, и обещание скорого прихода жаркого лета, то есть свободы. В обществе, имевшем большой запрос на смену режима, быстро произошли изменения в настроениях: появляется энтузиазм и вера, что можно переделать все ошибки прошлого и изменить страну в лучшую сторону. Хрущевская оттепель характеризуется такими основными событиями как: Изучением дискурса журналистики хрущевской «оттепели» занималось большое количество исследователей, например Перова Е.А[15], Даутова Р.В.,[16]Буряк Е.М.,[17]Марущак А.В,[18] и многие другие. Обобщая их исследования, можно выделить черты, характерные для оттепельной журналистики: -энтузиазм и радость в настроении текстов (передовицы!)) Как подмечают исследователи, «оттепель» была одним из трендов в журналистике, то есть не тотальным явлением для всех средств массовой информации. В каких-то изданиях наиболее ярко проявлялись одни черты, в каких-то – другие. Журнал «Работница» оставаясь под идеологическим и цензурным контролем в течение десятилетий, не мог измениться за короткий период и стать полностью «оттепельным». В нем продолжали публиковаться материалы об общественницах, труженицах, профсоюзах, печатались постановления и лозунги, но журнал перенял самую главную, и на наш взгляд, лучшую тенденцию «оттепели»- гуманизм. Изучая журнал в сталинскую эпоху, легко можно было заметить, что простого человека с его житейскими проблемами на страницах не было. Были профессиональные группы («комбайнеры и комбайнерки»[19]), к которым обращались и которым давали слово, а теперь же личность выходит на передний план, и это проявляется во всесоюзном масштабе: новые принципы социализма( «Все для советского человека», «Быть ближе к человеку»[20] ) , в заголовках и материалах главных печатных органов СССР («Время такое… Человек на первом плане» газета Правда 1964 год, автор Кузменко С., «Человек – в центре внимания» , Сельская жизнь 1964 год). В Журнале «Работница» этот тренд можно проследить, во-первых, на плакатах и фотографиях 50-60х годов, где фокус внимания именно на лице женщины или отдельной фигуры женщины[21]. Скажем, в 1930-е годы плакаты пестрили слиянием женщины и механизма (на фабрике например), или изображением большого коллектива, где невозможно вычленить одного человека. Теперь преобладают индивидуальные фотографии, портрет героини может занимать целую полосу. (ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛЫ) Если стране важны заслуги людей, то теперь любая проблема или вопрос должны быть всеобще рассмотрены и решены. Это третья черта «Оттепели» в журнале «Работница» - открытая дискуссионность и проблематичность в текстах. Журналисты смело поднимают вопросы об условиях труда и жизни, о строительстве детских садов, о свободе слова на работе, о стиле руководства на заводе, об отношениях в трудовом коллективе и т.д. В том же материале «Будни маленького завода» автор дает работницам открыто заявить о том, что они бы могли делать гораздо больше полезного : «Если бы с нами считались,- говорят работницы- чаще советовались, прислушивались бы, по нашему мнению». Таких слов мы бы не увидели в журнале 30-х годов точно, в этом есть требовательность и некоторая дерзость, чувство собственной важности. Ответное слово дают завкому завода, он оправдывается и доказывает. Что проводятся ежемесячные совещания по подведению итогов. На что журналист А.Присс говорит: «А совещания пусть бы занимались тем, к чему они призваны: обсуждением и решением текущих производственных вопросов, по настоящему волнующих работниц, и притом не на скорую руку, а всерьез, основательно». Или пример из ЕЩЕ ДВА ПРИМЕРА НОВЫЕ В-четвертых, публикуется все больше материалов об одной героине, и с каждой женщиной читателя знакомят очень близко: дается биография ее жизни, ее мотивы, личные беды и победы. Рассмотрим один мартовский выпуск 1957 года, здесь сразу три персонализированных материала «Спасибо Тоне», «Бригадир Антонина Бережная», «Надежда Константиновна Крупская»[26]. В статье о Антонине Бережной , уроженке маленького села Веденовка, рассказывается и о родителях, о ее детстве, о предательстве мужа, преодолении трудностей и ,конечно, счастливой жизни сейчас. Формально, мы знакомимся в первую очередь с бригадиром тракторной бригады, коммунисткой и депутатом Верховного Совета Казахской ССР, недавно получившей награду Герой Социалистического Труда, а неформально- с женщиной чуткой, доброй, трудолюбивой, некогда «проворной и крепкой девочкой, поющую песни с подружками о красоте казахстанских мест», а теперь бригадиром Веденовской МТС. Автор создает полноценный образ героини не только благодаря биографии и рассказам о ней третьих лиц («Ишь ведь. Какой у них бригадирl В работе любого мужика за пояс заткнет. а сейчас улыбается ласково, по-матерински, хлопочет возле стола»), но и включая ее прямую речь и случаи из жизни профессиональной и личной («Зато все, что в ее силах делает Бережная для своих трактористов. Недаром в ее бригаде самый уютный, чистый, с душем полевой стан. Если случится, что ко времени не поспевает обед, Антонина подвязывает фартук и сама становится к плите.). В тексте много «социалистических» реплик («Бережная мягко поправляет: - Не мой. Наш общий труд») и заканчивается он фразами типичными для советских изданий: «Трактористы знают своего бригадира. понимают и разделяют стремление Бережной ответить на высокую награду трудом, еще более высокой урожайностью.», но если вырезать из материала эти предложения, то получится замечательный рассказ о женщине сильной, доброй, строгой на работе и ласковой с людьми, и о жизни простых рабочих в Веденовке. То есть основной посыл материала в советской журнале «Работница»- показать женщинам пример в лице бригадира Антонины Антоновой, но достигается он по-новому: через описание ее личности, раскрытии ее не как просто работницы, а как человека, со своей историей, характером и привычками. Эта особенность журнала «Работница» времен «Оттепели»- наличие гуманизма в текстах, но прикрытого характеристиками советской журналистики- присутствует на протяжении всего периода (МАТЕРИАЛЫ) . Важно отметить, что изменился в целом стиль написания статей, он стал более живым и «человечным»: даются отвлеченные повествования и рутинных и бытовых делах, действиях, много живой речи и шуток, а также наличие собственного мнения у автора. А.Перово обозначила это как : «самостоятельность и инициатива, которые так приветствовались новым политическим курсом, нашли отражение и в замене живым и деятельным «я» в публицистических текстах бездушного, обезличенного «мы».[27] ПРИМЕРЫ и на стиль и на Я-автор
ИДЕМ ПО ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ОТТПЕЛИ В ЖУРНАЛЕ, ИЩЕМ ИХ, ДАЕМ ПРИМЕРЫ. Также работаем с 80мы.Во второй главе раскрываем все на ЦП И ПД, уже практическая работа. Одна из самых ярких особенностей журналистики периода хрущевской «оттепели» – это смена парадигмы мышления, отмеченная движением от идеологической к гуманитарной. Наглядными и весомыми становятся принципы социализма:– такова преобладающая тональность публикуемых материалов. В отличие от сталинской эпохи, где для простого человека с его житейскими заботами не было места, в хрущевский период именно личность выходит на первый план: «Время такое… Человек на первом плане» [10, с. 2]; «Человек – в центре внимания» [13, c. 2]; «Но главное ведь – люди» [2, с. 2]; «Люди украшают землю» [20, с. 2] и пр. Как закономерное явление,
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |