Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональное отношение



2019-07-03 161 Обсуждений (0)
Эмоциональное отношение 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткая характеристика шкал

Автономность

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Самостоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Умение прогнозировать профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в. течение длительного времени. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

• человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

• от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;

• он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.

Информированность

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или группах профессий.

Понятие “информированность о мире профессий” включает следующее:

• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

• знание понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты;

• знание отдельных профессий;

• знания или практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм. Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники четвертого класса. В четвертом классе сформированность профессиональной позиции характеризуется рядом показателей:

• положительное отношение к любому виду труда;

• определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

• умение различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

• умение выделять основные требования профессии к человеку;

• стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Принятие решения

Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются следующие:

• любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию;

• предвидение, предусмотрительность – способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

• здравый смысл, проницательность – способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее;

• решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

• делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

• планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;

• оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск – способность оценить риск и взять ответственность на себя;

• контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Планирование (“ориентация во времени”) Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: “Кем я буду?”, “Где я буду учиться?”, “Первая работа, дальнейшие перспективы”, пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т.д.). Анализ или прогноз конкретных событий позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии Включает отношение к разным профессиям, профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о скрываемом страхе принятия решения.

Инструкция: “Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в Листе ответов поставьте знак „+", если не согласны – знак „–". Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим”.

Лист ответов

Вопрос/утверждение К
1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования  
2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно  
3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности  
4. Я знаю, в каких условиях я буду работать  
5. Я анализирую свое прошлое  
6. Я тяжело переношу неудачи в жизни  
7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе  
8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт  
9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем  
10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий  
11. Все мои действия подчинены определенным целям  
12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше  
13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не оградит от разочарований  
14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической)  
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни  
16. Я ничего не делаю без причины  
17. Меня вполне устраивает моя пассивность  
18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем  
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу  
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно  
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно  
22. Первая же крупная неудача может выбить меня из седла  
23. Я не задумываюсь о своем будущем  
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи  
25. Я знаю самого себя  
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких  
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать  
28. Мне не нравится быть самостоятельным  
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить  
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения  
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач  
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен  
33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством  
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя  
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия  
36. Я считаю, что интуиция основана на знании  
37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает  
38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее  
39. В моей жизни мало успехов  
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы  
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни  
42. Я признаю только обдуманный риск  
43. Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе  
44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим  
45. Я с детства привык доводить начатое до конца  
46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни  
47. Я знаю, что мне интересно  
48. Было время, когда я строил образ “идеальной профессии” без конкретного названия  
49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение  
50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно  
51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни  
52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве  
53. Я мало задумываюсь о своей жизни  
54. Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения  
55. В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль  
56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия  
57. У меня нет определенных требований к будущему  
58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию  
59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и, активности  
60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии  
61. Я – соломинка, влекомая течением жизни  
62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение  
63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна  
64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего  
65. Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую  
66. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий  
67. Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе  
68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий  
69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми  
70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей  
71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии  
72. Я знаю, что для меня в жизни важно  
73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях  
74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед  
75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию  
76. Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с ее представителем  
77. Мне не нравится, когда много думают о будущем  
78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду  
79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других  
80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует  
81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть  
82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед  
83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению  
84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные  
85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания  
86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала  
87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения  
88. Все, что со мной происходит, – дело случая  
89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии  
90. В важных решениях я не иду на компромиссы  
91. Я не доверяю рекламе профессий  
92. Я не понимаю причин многих моих поступков  
93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья  
94. Я не понимаю самого себя  
95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает  
96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало  
97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор  
98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей  
99. Я представляю, каким я буду через 10 лет  

Ключ

Автономность

Номер 8 14 19 24 30 34 45 50 53 57 61 65 71 75 78 83 86 92 94 96
  - + - - - - + + - - - - - - - - + - - -

Информированность

Номер 1 4 7 13 21 27 35 37 40 48 66 68 73 76 80 84 91
Знак + + + - + + - - + + - + - - - - -

Принятие решения

Номер 2 3 11 16 20 25 31 36 42 47 51 56 58 63 67 72 79 87 90 93
Знак + + + + - + + + + + + + - - + + + + + +

Планирование

Номер 5 9 12 15 18 23 29 38 44 52 60 64 70 74 82 85 88 97 98 99
Знак + + + + + - - - - + + + + + - - - - + +

Эмоциональное отношение

Номер 6 10 17 22 26 28 32 33 39 41 43 46 49 54 55 59 62 69 77 81 89 95
Знак - - - - + - - - - - - - - - - - - - - - - -

Автор: А.П. Чернявская (21).

 



2019-07-03 161 Обсуждений (0)
Эмоциональное отношение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональное отношение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)