ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) Каменский институт (филиал) Россель Н. В. ИСТОРИЯ РОССИИ: С древнейших времен к постсоветской эпохе
Учебное пособие
Ростов – на – Дону 2006
УДК 94 (47) ББК 63.3 (2) Р.76
Печатается по решению Ученого совета Каменского института (филиала) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института)
Рецензент: доктор исторических наук, профессор Н.А. Мининков.
Россель Н.В. История России (с древнейших времен к постсоветской эпохе): учебное пособие по отечественной истории / Каменский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ). - Ростов – на – Дону: ИПО РГПУ, 2006. 160 с.
Р.76
Учебное пособие по отечественной истории включает основное теоретическое программное содержание курса, планы семинарских занятий и методические указания к ним, примерные задания для самостоятельной работы студентов, тесты для контроля остаточных знаний и аттестации, экзаменационные материалы, базовые составляющие модульно-рейтинговой системы образования, а так же список рекомендуемой основной литературы. Данное учебное пособие с методическими разработками предназначено для преподавателей отечественной истории в высших учебных заведениях, а так же для студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения.
© Каменский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ), 2006
© Россель Н.В., 2006 СОДЕРЖАНИЕ
Все свидетельства былого помогают нам воссоздать народные нравы, обычаи, традиции, представления людей о добре и зле, правде и красоте, узнать об идеалах и заблуждениях. Дошедшие до наших дней или оставшиеся в произведениях литературы и искусства, образы и предметы старины – наша материализованная история, память о пути, пройденном русским народом. Без этой памяти мы бы потерялись в просторах времени, утратили свои корни, позабыли родной язык. И чем больше вопросов возникнет у вас в путешествии по страницам прошлого, чем целеустремленнее вы будете искать ответы на них в книгах и исторических документах, тем ближе и понятнее станет для вас даль былых времен. Надеемся, что обращение к родной истории не только побудит вас глубже и подробнее изучить прошлое отчизны, но и заставит внимательнее и бережнее относиться к тому, что вас окружает: будь то старинная книга, замшелый, со стертыми буквами надгробный камень, покосившаяся изба с резными наличниками или заросший бурьяном еле заметный овраг… Все это – знаки, послания былой жизни, понять которые нужно, чтобы услышать голоса тех, кто был до тебя, и яснее разобраться в себе самом и в дне сегодняшнем. А наше сегодняшнее завтра станет нашим вчерашним, а потом и прошлым, т.е. историей. И то, что сделано или не сделано нами в нынешнем, текущем дне, непременно отразится в будущем: добром или злом для наших потомков. Анна Ахматова говорила: «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет». Помните всегда об этом. Основная функция высшей школы – готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники, и вместе с тем – интеллектуалов, в русской традиции – интеллигентов, то есть культурных, духовно богатых людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом. Необходимость овладения такими качествами относится к специалистам как гуманитарного, так и естественного профиля. Студент, усвоивший лишь узкопрофессиональные знания и навыки, может стать только ремесленником. Без овладения достижениями человечества в духовной области его невозможно считать интеллектуально развитым, интеллигентным, культурным членом общества. Во многих зарубежных странах до 25% учебного времени отводится на социогуманитарную подготовку, которая осуществляется за счет системного подбора гуманитарных дисциплин, отвечающих интересам, как личности, так и общества. Студенты получают достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии и т.д. Однако эти знания должны опираться на прочную историческую подготовку, так как без собранного и обобщенного историками фактического материала изучение вышеперечисленных наук становится беспредметным. Не преуменьшая их роли в образовании студентов, необходимо отметить, что в современных условиях значение изучения истории резко возрастает, так как усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет направить всю практическую деятельность современного человека. История – это коллективная память народа, потеря которой разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом факторов: длительное время преподавание отечественной истории, страдавшее излишней идеологизированностью, привело к фальсификации многих явлений, событий и фактов прошлого, что повлекло за собой формирование искаженного, иллюзорного исторического сознания, на основе которого не могут делаться объективные выводы и реальные оценки действительности. Несмотря на всю сложность процесса демифологизации истории (расставаться с иллюзиями всегда трудно), к настоящему времени достаточно много сделано для преодоления догм и штампов, что создает условия для более объективного изучения истории России. Мы постепенно приходим к признанию того, что история – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого, что элемент релятивизма знания присущ всем наукам, в том числе – исторической, что процесс познания истории бесконечен. Исходя из вышесказанного, задача преподавания истории, по нашему мнению – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими страницами, строго соблюдая объективность, историческую правду. Только такой подход может помочь понять ошибки и недостатки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях. При этом следует не отвергать имеющиеся идеи и мнения по тем или иным проблемам, представленные в исторической литературе, а критически анализировать различные точки зрения, формируя собственное видение и аргументированное мнение по дискуссионным вопросам, идеологические предпочтения и мировоззренческие ориентиры. Поэтому, не стремясь навязать свою точку зрения, автор призывает к размышлению, дискуссии, самостоятельному поиску исторической правды. Кроме того, история нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, следовательно, необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе. Здесь не место рассуждениям о роли и значении исторических знаний. Тем не менее, следует помнить, что история – это важнейший способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Общество, как и любая система, нуждается в непрерывном потоке информации. Но специфика общественной модели состоит в том, что она нуждается не только в текущей, функциональной информации, но и в информации долговременной, относящейся к генезису сущего. Это и есть историческая информация. Кроме того, история – это форма социальной памяти человечества. История нашей страны XX века дала, к сожалению, реальную картину того, во что превращается общество, лишенное исторической памяти, а точнее, наделенное «ложной памятью». И, наконец, история – это не только «преданья старины глубокой», не только вчерашний, но и сегодняшний день. История не только образует «поле» для текущей политики, диктуя некоторые правила игры, но и отчасти, очень мягко предопределяет будущее, точнее – ограничивает веер возможных альтернатив развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий, а историческая «инерционность» препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Всем указанным требованиям отвечает как представленная программа курса, которая соответствует государственному образовательному стандарту, так и прилагаемые вспомогательные учебно-методические материалы. Помимо этого, руководствуясь интересами студентов дистанционной формы обучения, программа включает в себя некоторые отдельные тезисные моменты, проблемно-аналитические выкладки, дискуссионные материалы и др. Творческое приложение данного УМК по отечественной истории к учебному процессу, по мнению автора, должно способствовать более эффективному овладению разнообразными способами мышления познавательной деятельности, развитию гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности. Именно такой подход отвечает современным требованиям развивающей парадигмы системы высшего образования в России.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Учебный курс «Отечественная история» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. В соответствии с учебными планами на изучение курса «Отечественная история» отводится, как правило, 68 часов аудиторной работы (34 часа – лекций, 34 часа – семинарских занятий) и 68 (и более) часов самостоятельной работы студентов. По своему содержанию как рабочая программа, включающая основные положения и проблемно-аналитические аспекты учебного курса, так и прилагающиеся учебно-методические материалы – ориентированы на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации высшего профессионального образования целью изучения данного курса является формирование целостного представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, а так же научного представления об основных этапах и содержании как отечественной истории в целом – так и ее составообразующих в их взаимосвязи и взаимозависимости. В ходе изучения курса «Отечественная история» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. Важная роль в изучении курса принадлежит семинарским занятиям, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады. При подготовке последних студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь – умения читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них исторические знания. На основе докладов студенты пишут учебные рефераты. Кроме того, в рамках адаптации модульно-рейтинговой системы в российское образовательное пространство, для организации, мониторинга, контроля и оценки самостоятельной работы студентов предлагается соответствующее Положение, включающее виды и формы работ, их оценка в баллах (подробнее смотреть в п. 4.2). Помимо указанного, для проверки качества полученных на занятиях учебных знаний проводятся в течении двух семестров контрольные (срезовые) работы и коллоквиумы; по завершении семинарских занятий по курсу – тестирование студентов, в том числе с использованием компьютерных технологий. Промежуточная форма контроля – зачет (I семестр), итоговая – экзамен в устной форме (II семестр). Являясь продолжением учебно-познавательного процесса, экзамен выступает одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов по всему учебному курсу. Задачи изучения дисциплины:
· Дидактические - дипломированный специалист должен: 1. Иметь целостное представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления. 2. Иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии. 3. Уметь организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их (систематизация, концептуализация), в частности - выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории, ибо российское государство и право никогда не развивалось изолированно от других стран и цивилизаций. 4. Проанализировать общее и особенное отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно – историческом процессе. 5. Проанализировать изменения в исторических и государственно – правовых представлениях, произошедших за последнее десятилетие. 6. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними; ознакомиться с основными историческими источниками. 7. Понимать и выявлять закономерности и особенности государственно – правового развития Отечества, роль государства и права на различных этапах отечественной истории. 8. Разбираться в исторической преемственности в развитии общества, государства и права. 9. Уметь выделять условия и причины, приводящих к изменениям в обществе, государстве и праве. 10. Знать важнейшие факты и даты, исходные для изучения предмета. 11. Овладевать специальной терминологией, умением оперировать историческими понятиями и категориями. 12. Уметь соотносить единичные исторические факты и общие явления; классифицировать, анализировать, оценивать(определяя свое отношение) исторические факты, события, явления; отслеживать причинно – следственные связи; проводить сравнительный анализ исторических версий и оценок, политических и правовых институтов. 13. Уметь логически последовательно и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике курса. 14. Знать основные каналы взаимосвязи истории и государственно – правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией. 15. Уметь извлекать пользу и уроки из исторического опыта, находить решения новых проблем, самостоятельно заниматься собственным образованием (развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности). 16. Владеть навыками поиска, запроса, извлечения, использования необходимых знаний при лавинообразном потоке избытка информации, т.е. - разрешения проблемы выборочного потребления информации при наличии объективной реальности информационного кризиса. 17. Развивать способность к критическому мышлению (внутреннего и внешнего уровней), превращать знания в умения.
· Воспитательные: 1. Формирование гражданской зрелости и высокой общественной активности. 2. Повышение общей, исторической и правовой культуры. 3. Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, правовой, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур. 4. Формирование глубокого уважения к закону и субъектной позиции по государственно – правовым вопросам, гуманности и ответственности, принципиальности и независимости, в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты. 5. Формирование чувства нетерпимости к любому нарушению закона и бережное отношение к памятникам истории и культуры. 6. Формирование и развитие умения выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому. 7. Развитие самостоятельного, творческого, критического мышления для реализации потенциальных возможностей личности и применения знаний и навыков в профессиональной практике, в т.ч. при групповой форме деятельности (толерантность, солидарность, гибкость мышления, обоснованность позиции и аргументированность собственной точки зрения, коммуникабельность и адаптация в условиях новых информационных технологий).
Таким образом, данная программа, руководствуясь развивающей парадигмой в образовании, предполагает развитие познавательной самостоятельности, критического мышления, творческих способностей студентов. Ее целью является становление мобильной, активной, динамичной, всесторонне и гармонично развитой личности, способной к адаптации и самореализации в современных условиях быстро меняющейся социальной действительности, а так же формирование высокопрофессионального молодого специалиста, отвечающего своими знаниями, навыками, качествами требованиям времени – на основе гуманистического и индивидуально-творческого подходов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |