Функции методиста по педагогике и психологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
Допущено Южным Отделением РАО в качестве учебного пособия для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель». СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. 1.1. Конструктивные умения. 1.2. Коммуникативные умения. 1.3. Организаторские умения. 1.4. Исследовательские умения. Функции методиста по педагогике и психологии. II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. 2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы. 2.2. Изучение. 2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя. 2.4. Выполнение методической и исследовательской работы. III. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ. 3.1. Задания для собеседования. 3.2. Отчетная документация. IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ 5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока. 5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика. 5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива. 5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя. 5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий. 5.6. Структура плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия. 5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка. 5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач. 5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу. 5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. 5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение. 5.12. Типичные ошибки студента-практиканта. 5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу педагогической деятельности. 5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента. 5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ. Разработанное авторским коллективом учебное пособие включает программу и методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов 5 курса, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель». В функциональном отношении пособие выполняет роль связующего звена между теоретическим обучением в вузе и будущей самостоятельной работой студентов в школе. В работе представлены требования к организации деятельности преподавателя психолого-педагогических дисциплин и студентов. Содержание программы, методические рекомендации призваны обеспечить качественную подготовку будущего преподавателя к творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога-воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Программный материал дает будущему преподавателю целостное представление о профессиональной деятельности по формированию психолого-педагогических свойств личности. Представленные программа, задания и методические рекомендации отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у будущих преподавателей комплекс психолого-педагогических умений: конструктивных, коммуникативных, организаторских, исследовательских. Содержание психолого-педагогической практики по психолого-педагогическому блоку строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работу в классе в качестве помощника классного руководителя; выполнение методической и исследовательской работы. В пособии научно обоснована система заданий студентам-практикантам, отработаны критерии оценки. Проектируемая система профессионально- педагогической деятельности предполагает достижение главного результата – формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей. Достижение данной цели обеспечивается выполнением студентом-практикантом комплекса научно обоснованных рекомендаций по психолого-педагогическому анализу урока, составлению психолого-педагогической характеристики личности и коллектива, подготовке внеклассных воспитательных дел, анализу педагогических ситуаций, работе с педагогически запущенными (педагогически непонятными) детьми, воспитательной работе с родителями, овладению диагностическими методиками (самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоконтроля) и др. Педагогическая практика студентов выпускного – V курса Ставропольского государственного университета по дополнительной квалификации «Преподаватель» является одной из ведущих форм профессиональной подготовки. Она проводится в течение 10 недель, с отрывом от учебных занятий в образовательных учреждениях г.Ставрополя и Ставропольского края. Педагогическая практика студентов V курса призвана обеспечить качественную подготовку будущего преподавателя к самостоятельному и творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога – воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Формирование психолого-педагогических свойств личности дипломированного специалиста обусловлено основными требованиями государственного и федерального компонентов к обязательному минимуму задач содержания и уровню их подготовки. Основной целью педагогической практики студентов выпускного курса является формирование целостного представления о профессиональной деятельности преподавателя, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте педагогической профессии и его готовности к выполнению как образовательно-воспитательных функций, так и совершенствованию психолого-педагогических. В этой связи, психолого-педагогическими задачами педагогической практики являются: - расширение профессиональной эрудиции, закрепление, углубление психолого-педагогических знаний, умение и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опыта самостоятельного применения учебно-воспитательной деятельности; - формирование творческого мышления, индивидуального стиля в методах профессиональной деятельности и обучении, исследовательского подхода к ней; - развитие потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом самоусовершенствовании; - изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, передового и нетрадиционного опыта; - внедрение в учебно-воспитательный процесс интегративных знаний по педагогике, психологии и частным методикам; - осознание и принятие психологии и педагогики как учебных дисциплин, наук о творчестве и искусстве, возможности создания авторской педагогики. При разработке данной программы и методических рекомендаций по психолого-педагогическому блоку авторы опирались на основополагающие государственные стандарты, Программу высшего образования, Проект национальной доктрины РФ, Программу развития и воспитания в РФ на 1999 – 2001 год, Концепцию воспитания СГУ. Данное пособие направлено на оказание психолого-педагогической помощи студенту практиканту и включает следующие разделы: основные требования к организации педагогической практики; комплекс формируемых у студентов педагогических умений, функций методиста-руководителя; содержание, формы и методы работы; систему заданий, критерии оценки педагогической практики; методические рекомендации для самостоятельной работы в процессе педагогической практики; подготовки отчетной документации. Материалы, накопленные студентами в ходе педагогической практики, могут служить основой (опытно- экспериментальной базой) для подготовки выпускной квалификационной работы.
I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации педагогической практики основаны на следующих принципах: - единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; - личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности); - природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств учащихся, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы); - культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру); - гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учащимися, терпимость к мнению других, доброта и внимание); - принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения); - гуманизация образования и воспитания (приобщение личности к мировой культуре, научных, философских и религиозных картин мироздания, сущности, назначения и смысле жизни человека; формирование личности, ее свободы; умения выражать и обосновывать свою позицию); - дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия учащихся, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств учителей, родителей, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации); - средовой подход в обучении и воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения – семьи, учреждения дополнительного образования; привлечение к работе с учащимися учреждений науки, культуры, спорта, здравоохранения, священнослужителей, средств массовой информации); - эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений и общения); - рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к учащимся и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы). Многие студенты-практиканты готовятся работать преподавателями в условиях сельской школы. Такие студенты, в период педагогической практики, знакомятся с работой сельской школы, особенностями ее учебно-воспитательной работы в соответствии со спецификой конкретной школы или образовательного учреждения, но руководствуясь настоящей программой и методическими рекомендациями.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. В процессе педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.
1. Конструктивные умения: - определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива; - наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах; - обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся; - осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ, гимназий, лицеев; - проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся; - осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.; - изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя ГПД; - проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями; - осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности; - обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам; - составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.
2. Коммуникативные умения: - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях; - строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся; - развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам; - формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства; - развить способность к педагогической рефлексии; - уметь строить гуманные отношения с детьми; - уметь выражать и обосновывать свою позицию; - уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - уметь мотивировать поведение и деятельность; - владеть эмоциями и чувствами; - уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.
3. Организаторские умения: - организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе; - организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению; - организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом. 4. Исследовательские умения: - изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода; - изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения; - изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники; - изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе); - сбор материалов по теме выпускной или дипломной работы, накопление эмпирического материала.
Функции методиста по педагогике и психологии. - через факультетского и группового руководителя устанавливает связь с закрепленными школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организатором внеклассной работы по ознакомлению их с задачами практики; - провидит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы; - способствует выполнению заданий по научно-исследовательской работе; - принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в распределении студентов по классам, в утверждении индивидуальных планов работы; - контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, воспитательные мероприятия, анализирует и оценивает их; - проводит в соответствие с программой практики методические занятия со студентами в школе и консультации по вопросам воспитательной работы с учащимися и родителями; по вопросам психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся; - анализирует отчетную документацию совместно с групповым руководителем, оценивает работу каждого студента, уровень его психолого-педагогических способностей, психолого-педагогической культуры, участвует в проведении зачета и оценки работы студента; - обеспечивает реализацию в процессе педагогической практики основных принципов и закономерностей психолого-педагогической науки; - оказывает научно-методическую помощь педагогическому коллективу образовательного учреждения, классным руководителям; - дает психологический анализ различным аспектам профессиональной деятельности студента-практиканта. II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ,
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |