Технологическая карта теоретико-методологического анализа программы воспитания0.00 из
5.000 оценок
Название программы
Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017 – 2020 годы
Тип программы
Целевая
Вид программы
Федеральная
Парадигма воспитания
Гуманистическая
Концепция программы
В основе ФГОС, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Закон «Об охране окр.» и др., концепция деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию детей и молодежи (Г.Ю. Ксензова, В.А. Кузьминский), концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
Инновационность программы
Формирование экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоциональночувственную и деятельностную сферы
Структура программы
Данная программа содержит в себе модули на различных ступенях образования: образовательные организации дошкольного образования, общего и дополнительного образования детей. В каждом из данных модулей прописаны основные цели и направления работы.
Содержание воспитания
Повышение уровня духовно-нравственного развития подрастающего поколения Курской области, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, повышение уровня знаний отечественной и областной истории и культуры.
Ценности воспитания
Экологическое воспитание обучающихся рассматривается как многоаспектный, длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил.
Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.
Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.
В понимании феномена «экологическая культура» тесно переплетаются идеи экологического, духовнонравственного, патриотического, эстетического воспитания и самосовершенствование.
Средства воспитания
Приоритетными являются следующие методы, формы и средства: наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы; озеленение открытых площадок; фенологические наблюдения за живыми объектами; участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы, уход за животными; поделки из природного материала; дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы
Смыслы воспитания
Развитие у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.
К основным направлениям развития экологического воспитания детей и молодежи в Российской Федерации относятся следующие:
– обновление содержания и технологий экологического воспитания;
– развитие системы обеспечения качества экологического воспитания и образования;
– профессиональная подготовка, повышение квалификации и стимулирование педагогических кадров;
– повышение эффективности управления в сфере экологического воспитания;
К основным направлениям экологического воспитания относятся: научно-экологическое (биоэкологическое, экологический мониторинг); эколого-эстетическое; эколого-этнографическое; экологопатриотическое; экологическое краеведение и туризм; эколого-экономическое; экологовалеологическое; эколого-правовое (гражданское).
Субъекты воспитания
личность
Ведущая идея программы
Развитие экологической культуры обучающегося. Формирование экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоциональночувственную и деятельностную сферы
Возрастная модификация
Программа ориентирована на все возрастные группы
Механизмы реализации программы
Главный механизм – это функционирование воспитательной системы, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для формирования экологической культуры как нового качества личности
Воспитательная система
Происходит воспитание:
1.Воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.
2.Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
3.Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовнонравственные ценности.
4.Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственноэстетического отношения к окружающей среде.
5.Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуацияхи нравственно-экологического выбора
Модель воспитания
гуманистическая
Модель личности обучающегося
Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности. Совокупность личностных характеристик человека, отражающих его состояние гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром через развитие экологического сознания, эмоциональнонравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей среде
• Социально-экологическое проектирование
• КТД
• Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо внедрение в педагогический процесс образовательных организаций активных технологий, в том числе проектных, мониторинговых, игровых, тренинговых, которые позволяют существенно повысить эффективность экологического воспитания как составной части всей системы работы образовательной организации по воспитанию и социализации подрастающего поколения
Возможность внедрения программы
Данная программа в настоящий момент внедрена в систему воспитания. (Возможность внедрения данной программы на мой взгляд является возможной, так как в настоящее время развитие у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы недостаточно сформировано. Следовательно данная программа является актуальной на данном этапе развития общества
Условия реализации программы
−создание в образовательной организации эколого-развивающей среды;
- вовлечение детей в практическую социально значимую деятельность природоохранную деятельность;
- вовлечение детей в активную учебно-исследовательскую, развивающую и познавательную экологическую деятельность;
- наличие в образовательной организации системы экологопедагогического просвещения (экологического всеобуча) педагогов, родителей обучающихся;
- наличие взаимодействия с семьями, организациями культуры, заповедниками, предприятиями,лесничествами, общественными экологическими движениями в экологическом воспитании детей и молодежи;
−участие обучающихся и педагогов в экологических конкурсах, фестивалях, слетах различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский, международный)
Недостатки программы
- недостаточность раскрытия аспектов данной программы;
- недостаточность подходов;
- отсутствие теорий развития;
- отсутствует структурированность программы (отдельных её блоков)
Программа – изложение цели и содержания деятельности организации, объединения или отдельной личности.
Программа воспитания – изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, ресурсы, мероприятия, критерии эффективности), ориентированная на средний или долгосрочный период. Программа может быть комплексной и целевой. Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательной организации. Целевая программа связана с обеспечением эффективности какого-либо направления воспитания детей (программой профилактики наркотической зависимости или девиантного поведения подростков).
Данная программа соответствует содержанию понятий «программа» и «программа воспитания», так как в ней изложены цели и содержание деятельности организации, объединения или отдельной личности, а так же изложена перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения, рассчитана на средний и долгосрочный период.